Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 13:33, реферат
Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает
поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его
культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными. агентами
социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот
процесс, - родители, сиблинги, сверстники, учителя, представители,. церкви,
телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказывать на ребенка большое
влияниесемья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка.
По этой причинеона обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный
агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и
мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и
норм, свойственных данной культуре.
Цель социализации, т.е. личностные качества, которые должен
приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить, -
варьируют от одной культуры к другой, точно так же как и методы,
используемые для социализации ребенка.
1. Понятие социализации
2. Детерминанты воспитательного процесса
3. Методы воспитания и их эффект
4. Семейная структура
5. Вывод
поведения, которые навязываются такими чувствами, дети усваивают хуже
всего. Наказание более эффективно в том случае, если проступок ребенка, за
который он наказан, разумно ему объяснен. Установлено, что ребенок быстрее
идет на компромис, если понимает, почему он должен так поступать. Ребенок,
которого часто наказывают или на которого часто кричат, отчуждается от
родителей, становится эмоционально индиффирентным, проявляет повышенную
агрессивность. Наказание, получаемое от заботливого, любящегородителя,
скорее приведет к желаемому результату, чем наказание равнодушного или
агрессивного родителя
Рассуждения о
проступкахзачастую являются
к стойким изменениям в поведении ребенка. Успешное применение индуктивных
методов связано с позитивным общением между родителем и ребенком, с
пониманием ребенком причин, по которым необходимо следовать нормам и
указаниям, и с их интериоризацией.
Подрожание и идентификация. Немаловажное значение в социализации
ребенка в семье имеет родительский пример. Дети перенимают у родителей
стиль поведения, манеры, мотивы, отношения и убеждения посредством
подрожания и идентификации. Эти процессы не предполагают, что родители
целенаправленно обучают ребенка или пытаются влиять на его поведение, и не
связаны с тем, что ребенок сознательно обучается. Фактически ребенок
зачастую подрожает не лучшему поведению родителей.
Подрожание можно определить как простое копирование некоторого
вида поведения; идентификация - сходное, но не тождественное понятие; оно
заимствовано из психоанализа и означает более тонкий механизм, посредством
которого человек усваивает отдельные характеристики и общие модели
поведения другого человека. Фрейд утверждал, что, идентифицируясь с
родителями, особенно с родителем того же пола, ребенок приобретает свое
«суперэго», ии совесть, - усваивает нравственные ценности и нормы, с также
формы поведения и отношения, свойственные его полу.
1.4 Семейная структура.
Процесс социолизации
обеспечивают не только
психологически разных условиях оказываются и несколько по-разному должны
воспитываться дети, родившиеся первыми и следующими в семье. Установлено,
например, что со свом первенцем родители оращаются иначе, чем с детьми,
которые рождаются позднее. С появлением второго ребенка привелегии старшего
брата или сестры обычно ограничиваются. Старший ребенок теперь вынужден,
причем часто безуспешно, вновь завоевывать родительское внимание, которое в
большей степени обычно обращено на младших детей.
Братья и сестры
по-разному влияют на
Мальчики, у которых есть старшие братья, проявляют больше чисто мужских
черт и интересов, чем девочки, имеющие старших сестер, обнаруживаю у себя
женские интересы и черты. Девочки, у которых есть старшие братья, нередко
оказываются более чистолюбивыми и агрессивными, чем те, у кого братьев нет.
Они также обладают многими мужскими чертами характера, имеют более развитые
интеллектуальные способности, чем девочки, которых воспитывали только
старшие сестры.
Дети во взаимодействии со своими братьями и сестрами проводят столько
же времени, сколько и с матерью. Дети 4-6 лет проводят в компании своих
братьев и сестер в два раза больше времени, чем с родителями. Хотя во
взаимоотношениях между сиблингами проявляется соперничество или агрессия,
маленькие братья и сестры много играют вместе, сотрудничая в игре;
проявляя участие, ппонимание и привязанность; подражая друг другу; пытаясь
помогать друг другу и утешать. Таким образом, можно предположить, что дети
оказывают существенное влияние на развитие друг друга.
Во взаимоотношения сиблингов, старшие стремятся доминировать, часто
даже с применением физической силы. Однако младший сиблинг не занимает
абсолютно подчиненную роль. С возрастом они становятся равноправными
партнерами. Очевидно, что взаимодействие со старшими детьми стимулирует
интеллектуальное и социальное развитие. Старший сиблинг, по отношению к
младшему может выполнять роль учителя и наставляя своих младших братьев и
сестер, присматривает за ними, видоизменяя свои собственные указания с
тем, чтобы помочь младшему ребенку.
Результаты логнитюдных исследований свидетельствуют о том, что тип
взаимодействия между сиблингами довольно устойчив. Дети, дружески
расположеные к своим недавно появившимся на свет братьям и сестрам, были
расположены к ним и 3-4 года спустя.
Особенности раннего
взаимодействия между
дальнейшем поведении ребенка. Близкие, теплые отношения способствуют
развитию желательных черт и усвоению желательных форм поведения, вкючая
ролевое поведение, навыки общения, социальную сензитивность, склонность к
сотрудничеству и понимание социальных норм и ролей. Еще одно приемущество
сиблингов – то, они утешают друг друга в период неудачь и в трудных
ситуациях, такие как болезнь матери, проблемы в школе и т.п. Иногда после
развода наблюдается нарастание конфликта, однако характер дальнейших
отношений зависит от такового до развода. Если сиблинги были близки, то и
после развода родителей они будут поддерживать друг друга
Наиболее частой причиной того, что ребенок живет с одним родителем,
является развод. В большинстве случаев разводу предшествует, а также
следует за ним, определенное повышение уровня конфликтности отношений.
Подобные трения являются ключевым элементом негативного эффекта развода.
Наиболее стрессогенным периодом является первый год после развода.
Родители сталкиваются со множеством новых и сложных проблем в ведении
хозяйства, денежных делах и профессиональной деятельности. После развода
доход матери-одиночки (наиболее типичная ситуация) резко падает.
Разведенные супруги нередко продают свой дом и переезжают на новое место;
во многих случаях переезд усугубляет проблема адаптации, которые
добавляются к затруднениям, связанным непосредством с разводом.
Неудивительно, что у родителей в этих условиях падает самооценка,
наблюдается чувства тревоги, подавленности, гнева, одиночества,
беспомощности, ощущение собственной несостоятельности в близких значимых
отношениях.
Можно ожидать, что стресс и неуверенность разведенных родителей
отражаются на их взаимоотношениях с детьми. По сравнению с другими
родителями, недавно разведенные менее нежны, более строги, реже высказывают
требование зрелого поведения, хуже общаются, непоследовательны в
использовании дисциплинарных методов и менее способны контралировать детей.
Два года спустя после развода родители уже более эффективно
справляются со своими проблемами; их самооценка повышается, улучшаются
отношения с детьми. Матери становятся более заботливыми и последовательными
в использовании дисциплинарных методов, лучше следят за поведением своих
детей и в большей мере требуют зрелого поведения; они лучше общаются с
детьми, чаще прибегая к объяснениям и рассуждениям. Однако со временем
матери становятся менее заботливыми и нежными, отстраняются от своих детей.
Как можно предположить на основе данных о подобных родительских
реакциях, развод оказывает наиболее сильное негативное влияние в первый
год, а его последствия для мальчиков серьезнее, чем для девочек. После
развода родителей у мальчиков наблюдается больше проблем в когнитивной,
эмоциональной и социальной сферах; они чаще, чем девочки, становятся
неуправляемыми, агрессивными и импульсивными и в то же время зависимы,
тревожны, хуже ориентируются в задании.
С улучшением психологического состояния и адаптации родителей на
втором году после развода улучшается психологическое состояние и адаптация
детей. В исследовании Хетерингтон и ее коллег было обнаружено значительное
смягчение негативных последствий, а у девочек практически полное их
исчезновение через 2 года после развода. Эти результаты говорят о том, что
в конечном счете стабильная семья с одним из родителей предпочтительнее
сохранения ради детей конфликтных супружеских отношений. Супружеский
конфликт связан с поведенческими нарушениями у детей, поскольку он зачастую
приводит к ухудшению родительского поведения, ослаблению контроля и
отвержению.
Мачехи и отчимы.
После периода привывакания к проживанию с одним родителем (часто
связанного с беспокойством) многим детям приходится справлятся еще с одной
жизненной переменой: вхождение в новую нуклеарную семью. Маленькие дети и
подростки лучше адаптируются к этой ситуации, чем 9-13-летние дети.
Проблемы могут усугублятся появлением в семье детей от предыдущего брака
отчема или мачехи.
В литературе мачех и отчимов нередко изображают злыми и жестокими,
однако результаты исследований свидетельствуют об обратном.Так, 6-11-
летние мальчики, воспитывавшиеся с отчимом, были более зрелыми, адаптивными
и социально компетентными, чем сыновья одиноких женщин. Этот позитивный
эффект, вероятно, объясняется тем, что многие маленькие мальчики страстно
желают иметь нового отца и быстро к нему привязываются. Более того, отчимы
нередко оказываются внимательными и компетентными родителями. Вновь
вышедшие замуж матери обычно более счастливы и благополучны, чем одинокие ,
и в связи с уменьшением рабочей нагрузки, финансовых забот и чувства
одиночества могут уделять своим детям больше внимания и сил.
Однако девочки не столь хорошо ладят со своими отчимами; они более
тревожны, чем девочки, живущие с родными родителями. Девочки чаще, чем
мальчики вступают в конфликт со своей повторно вступившей в брак матерью.
С другой стороны, доброжилательность и внимание со стороны мачехи
могут повысить уровень адаптации маленьких девочек. Обычно со временем
отношения между мачехой и падчерицей улучшаются.
Успешность выполнения
родительской роли неродным
его родительское поведение, которое благотворно влияет на ребенка, зависит
не просто от его пола или проживания с ребенком в одном доме, а от его
личностных особенностей, интереса к ребенку, его системы отношений,
используемух методов воспитания, а также от того, насколько благополучен
новый брак. Кроме того, повторный брак может способствовать улучшению
эмоциональной адаптации самого родителя, повышению его самооценки, а эти
факторы, в свою очередь, обусловливают улучшение его взаимодействия с
ребенком, которое благотворно влиляет на личность ребенка и на его
социальную адаптацию. Однако в ситуации с отчимом есть опасность его
дистанцирования от детей, особенно от подростков.
Семейные проблемы: жестокое обращение с детьми
Воспитание детей связано с серьезнейшей ответственностью, к которой
большинство родителей оказываются не готовы. Эмоциональные проблемы и
жизненный стресс некоторых взрослых мешает им быть хорошими родителями, и
как результат, часть из них подвергают своих детей жестокому обращению,
сексуальному насилию или пренебрегают родительскими обязанностями.
Случаи жестокого обращения с детьми типичны для малообеспеченных
семей, однако имеют место во всех социальных, расовых и этнических группах.
Жестокое обращение, как и другие формы дисциплинарного воздействия,
является функцией от таких взаимовлияющих факторов, как личностные и
когнитивные характеристики родителей, система отношений и поведение
ребенка, а также социальный контекст.
Многие жестоко обращающиеся со своими детьми родители сами в детстве
стали жертвой жестокого и равнодушного отношения, и эта модель, по-
видимому, закрепилась и воспроизводится, особенно в ситуации стресса и
отсутствия социальной поддержки. В то же время важно помнить, что детский
опыт жестокого обращения родителей не делает неизбежным жестокое обращение
с собственными детьми, и многим родителям удается разорвать порочный круг
насилия. Только у 10 % жестоких родителей диагностируются серьезные
психические растройства, у большинства же проявляются личностные и
поведенческие особенности, связанные с неэффективным выполнением
родительской роли и неспособностью адекватно справлятся со стрессом.
Информация о работе Социализация личности в различных типах семей