Социальная адаптация лиц с тяжелым нарушением речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:01, реферат

Краткое описание

Одним из приоритетных направлений развития специального образования является обеспечение ранней социализации и интеграции в общество детей с особенностями психофизического развития. Трудности социальной адаптации зачастую связаны с расстройствами в речевой сфере. Самой многочисленной и разнородной категорией детей с особенностями в развитии являются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Вложенные файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.docx

— 20.80 Кб (Скачать файл)

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ  СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ  РЕЧИ

 

Одним из приоритетных направлений  развития специального образования  является обеспечение ранней социализации и интеграции в общество детей  с особенностями психофизического развития. Трудности социальной адаптации  зачастую связаны с расстройствами в речевой сфере. Самой многочисленной и разнородной категорией детей  с особенностями в развитии являются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Тяжелые нарушения речи создают  трудности не только в сфере межличностных  отношений, но и в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой  сферы, в овладении программным  содержанием дошкольного учреждения. Указанные особенности развития приводят к социальной дезадаптированности детей данной категории.

Проблема социальной адаптации  личности является одной из наиболее сложных, поскольку детерминирована  многофакторностью социокультурных, экономических, политических и психологических  влияний на характеристики индивидуального  приспособительного процесса, а потому требует междисциплинарного подхода  при ее изучении.

Социальная адаптация (от лат. adapto - приспособляю и socium - общество) - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, существующих в обществе [2].

Дошкольный возраст имеет важное значение для формирования процесса социальной адаптации человека. Когда ребенок приходит в дошкольное учреждение, в качестве адаптирующего фактора выступает уже не только семья, но и коллектив сверстников, который является простейшей моделью реализации конечной цели адаптации - интеграции в общество. В этот момент коллектив становится центральным звеном связи между личностью и обществом. В процессе общения со сверстниками происходит накопление социального опыта, являющегося основой социально-психологической адаптации.

Таким образом, становление процесса социальной адаптации начинается с  момента рождения ребенка, детерминировано  совокупностью внешних и внутренних факторов развития, обусловлено и  определяется такими процессами, как  становление межличностных отношений, формирование Я-образа, самооценка и самосознание, самоопределение и принятие на себя социальной роли [3, 4].

Обеспечение социальной адаптации  развивающейся личности, ее вхождения  в социум находится в тесной взаимосвязи  с процессом общения и взаимодействия. Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов  деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через  посредство других людей [5].

Имеющиеся у данной группы детей  трудности в осуществлении речевого общения с взрослыми и сверстниками связаны с комплексом речевых  и когнитивных нарушений. Присущая детям с ТНР несформированность речевой деятельности, проявляющаяся в трудностях накопления языковых знаков или объединения их в процессе речевого высказывания, порождает специфические черты речевого поведения - неумение устанавливать контакт с собеседником, снижение речевой активности и т. д. Наблюдаемое у детей с нарушениями речи неумение инициировать диалог, привлекать внимание собеседника, поддерживать речевой контакт, начать и закончить коммуникацию как некое речевое событие затрудняет их вхождение в социальную среду.

Исследование Ю.Ф. Гаркуши и В.В. Коржевиной [1] особенностей общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) со взрослыми показало, что у большинства детей преобладает ситуативно-деловая форма общения, что характерно для нормально развивающихся детей двух-четырехлетнего возраста. Такие дети выбирают в первую очередь общение, выступающее на фоне совместной со взрослыми игровой деятельности, уровень развития которой не соответствует их возрасту. Небольшому числу детей присуща внеситуативно-познавательная форма общения. Она связана с чтением взрослыми книги, во время которого дети задают вопросы. Однако после прочтения дети с трудом отвечают на поставленные вопросы о прочитанном, испытывают большие трудности при его пересказе. К внеситуативно-личностному общению интереса не обнаруживают.

Бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания препятствуют осуществлению полноценного общения у детей с ТНР. Следствие этих трудностей - неразвитость форм коммуникации, особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

O.A. Слинько [7] изучала особенности  развития личности и формирование  межличностных отношений дошкольников  с ТНР. Она выявила, что отношения  между детьми в группе не  всегда складываются как положительные.  Это обусловлено тем, что выделяются  дети с несдержанностью, излишней  импульсивностью, и это, в свою  очередь, часто приводит к возникновению  конфликтов. Однако в группе также  можно наблюдать детей, которые  проводят в одиночестве большую  часть времени.

О.С. Павловой [6] было установлено, что  среди «непринятых и «изолированных»  чаще всего оказываются дети, которые  плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии  неуспеха во всех видах детской деятельности.

Обращает на себя внимание также  невысокий уровень развития игровой  деятельности дошкольников с ОНР: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Часто  дети данной категории вообще не могут  занять себя каким-либо делом, что говорит  о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности [5].

Замедленное формирование ведущей  деятельности у дошкольников с ТНР, нарушение контактов с окружающими  задерживают осознание ребенком себя как активного деятеля.

Самосознание - специфическая сфера  познавательной деятельности человека, результат познания, направленного  на изучение самого себя.

Очень важной для формирования личности ребенка с ТНР является проблема осознания своего дефекта. Расстройства в эмоционально-волевой и личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации.

Важным компонентом самосознания является самооценка, которая имеет  большое значение в становлении  механизмов саморегуляции, определяет уровень притязаний, влияет на развитие межличностных отношений. В специальной литературе обращается внимание на то, что нарушения речи способствуют формированию неадекватной самооценки [5].

Самооценка и уровень притязаний оказывают большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности ребенка и его поведения в  целом. У детей с ТНР обычно заниженная самооценка, о чем свидетельствуют  их нерешительность, малообщительность, недоверчивость, молчаливость, скованность  в движениях. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность, заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, однако при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними.

С целью изучения эмоционально-личностных особенностей и выявления уровня самооценки детей младшего школьного  возраста Л.M. Шипицыной, Л.С. Волковой [8] была использована методика выборов М. Люшера.Анализ результатов исследования позволил установить, что детям с нарушениями речи свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению. В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с их самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают и не оценивают.

Для учащихся I класса с ТНР характерны малая уравновешенность нервных  процессов с выраженной заторможенностью, снижение работоспособности, они менее  ориентированы в коллективе и  адаптированы к условиям школьной жизни. Более чем у половины детей  доминируют отрицательные эмоции и  повышена склонность к стрессовым состояниям.

Исследования уровня притязаний младших  школьников с нарушениями речи выявили, что в большинстве случаев  после удачно выполненного задания  часть детей переходит не к  более трудному, а к более легкому  заданию. Однако можно говорить о  том, что у детей с нарушениями  речи с возрастом формируется  реалистический уровень притязаний [8].

У детей с ТНР также отмечается ряд специфических особенностей социального поведения: речевые  контакты, включенные в деятельность, сводятся к минимуму; практическая деятельность и поведение ребенка остаются непосредственными, невербальными; наблюдается сниженный уровень понимания того, как достичь цели, предвидеть возможные препятствия и продумывать пути решения проблемы; обнаруживается низкий уровень эмоциональной эмпатии.

Таким образом, комплекс нарушений  речевого и когнитивного развития у  детей с тяжелой речевой патологией препятствует становлению у них  полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции в коллективе сверстников [3, 4].

Указанные особенности в развитии детей с нарушениями речи спонтанно  не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы по коррекции  и развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной  деятельности в целях оптимальной  и эффективной адаптации детей  с выраженными нарушениями речи к условиям и требованиям социума.

 

This article describes the difficulties of adaptation of the older preschool children with serious speech disturbance that are connected with the changing conditions. The reasons that lead to behavioral problems, social and psychological maladjustment this category of children are analyzed in detail.

 

Список литературы

 

1. Гаркуша, Ю.Н. Особенности общения  детей дошкольного возраста с  общим недоразвитием речи / Ю.Н.  Гаркуша, В.В. Коржевина // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЕК, 2001. - С. 95 - 99.

2. Дефектология: Словарь-справочник / под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Новая школа, 1996. – 80 с.

3. Зайцев, И.С. Социальная адаптация  детей с нарушениями речи / И.С.  Зайцев // Дэфекталогiя. - 2003. - № 5. - 107-115.

4. Зайцев, И.С. Социальная адаптация  детей с нарушениями речи / И.С.  Зайцев // Дэфекталогiя. - 2003. - № 6. - С. 81-92.

5. Зайцева, Л. А. Социальное  развитие дошкольников с нарушениями  речи / Л. А. Зайцева // Спецыяльная адукацыя. – 2010. – № 1. – С. 11 - 18.

6. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного  акта у детей с общим недоразвитием  речи / О.С. Павлова // Психолингвистика  и современная логопедия. - М., 1997. - С. 210 - 227.

7. Слинько, О.А. К изучению  проблемы межличностных отношений  дошкольников с нарушениями речи / О.А. Слинько // Дефектология. –  1992. – № 1. – С. 62 - 63.

8. Шипицына, Л.М. Некоторые особенности  эмоционально-личностных качеств  у младших школьников с общим  недоразвитием речи / Л.М. Шипицына, Л.С. Волкова // Дефектология, 1993. –  № 4. – С. 8 - 13.


Информация о работе Социальная адаптация лиц с тяжелым нарушением речи