Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:01, реферат
Одним из приоритетных направлений развития специального образования является обеспечение ранней социализации и интеграции в общество детей с особенностями психофизического развития. Трудности социальной адаптации зачастую связаны с расстройствами в речевой сфере. Самой многочисленной и разнородной категорией детей с особенностями в развитии являются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Одним из приоритетных направлений
развития специального образования
является обеспечение ранней социализации
и интеграции в общество детей
с особенностями
Тяжелые нарушения речи создают
трудности не только в сфере межличностных
отношений, но и в развитии познавательной
деятельности, эмоционально-волевой
сферы, в овладении программным
содержанием дошкольного
Проблема социальной адаптации
личности является одной из наиболее
сложных, поскольку детерминирована
многофакторностью
Социальная адаптация (от лат. adapto - приспособляю и socium - общество) - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, существующих в обществе [2].
Дошкольный возраст имеет
Таким образом, становление процесса
социальной адаптации начинается с
момента рождения ребенка, детерминировано
совокупностью внешних и
Обеспечение социальной адаптации
развивающейся личности, ее вхождения
в социум находится в тесной взаимосвязи
с процессом общения и
Имеющиеся у данной группы детей
трудности в осуществлении
Исследование Ю.Ф. Гаркуши и В.В. Коржевиной [1] особенностей общения старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) со взрослыми показало, что у большинства детей преобладает ситуативно-деловая форма общения, что характерно для нормально развивающихся детей двух-четырехлетнего возраста. Такие дети выбирают в первую очередь общение, выступающее на фоне совместной со взрослыми игровой деятельности, уровень развития которой не соответствует их возрасту. Небольшому числу детей присуща внеситуативно-познавательная форма общения. Она связана с чтением взрослыми книги, во время которого дети задают вопросы. Однако после прочтения дети с трудом отвечают на поставленные вопросы о прочитанном, испытывают большие трудности при его пересказе. К внеситуативно-личностному общению интереса не обнаруживают.
Бедность и
O.A. Слинько [7] изучала особенности
развития личности и
О.С. Павловой [6] было установлено, что
среди «непринятых и «
Обращает на себя внимание также
невысокий уровень развития игровой
деятельности дошкольников с ОНР: бедность
сюжета, процессуальный характер игры,
низкая речевая активность. Часто
дети данной категории вообще не могут
занять себя каким-либо делом, что говорит
о недостаточной
Замедленное формирование ведущей
деятельности у дошкольников с ТНР,
нарушение контактов с
Самосознание - специфическая сфера познавательной деятельности человека, результат познания, направленного на изучение самого себя.
Очень важной для формирования личности
ребенка с ТНР является проблема
осознания своего дефекта. Расстройства
в эмоционально-волевой и
Важным компонентом
Самооценка и уровень
С целью изучения эмоционально-личностных особенностей и выявления уровня самооценки детей младшего школьного возраста Л.M. Шипицыной, Л.С. Волковой [8] была использована методика выборов М. Люшера.Анализ результатов исследования позволил установить, что детям с нарушениями речи свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению. В большинстве случаев объективная личностная характеристика не совпадает с их самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают и не оценивают.
Для учащихся I класса с ТНР характерны малая уравновешенность нервных процессов с выраженной заторможенностью, снижение работоспособности, они менее ориентированы в коллективе и адаптированы к условиям школьной жизни. Более чем у половины детей доминируют отрицательные эмоции и повышена склонность к стрессовым состояниям.
Исследования уровня притязаний младших школьников с нарушениями речи выявили, что в большинстве случаев после удачно выполненного задания часть детей переходит не к более трудному, а к более легкому заданию. Однако можно говорить о том, что у детей с нарушениями речи с возрастом формируется реалистический уровень притязаний [8].
У детей с ТНР также отмечается ряд специфических особенностей социального поведения: речевые контакты, включенные в деятельность, сводятся к минимуму; практическая деятельность и поведение ребенка остаются непосредственными, невербальными; наблюдается сниженный уровень понимания того, как достичь цели, предвидеть возможные препятствия и продумывать пути решения проблемы; обнаруживается низкий уровень эмоциональной эмпатии.
Таким образом, комплекс нарушений
речевого и когнитивного развития у
детей с тяжелой речевой
Указанные особенности в развитии детей с нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы по коррекции и развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности в целях оптимальной и эффективной адаптации детей с выраженными нарушениями речи к условиям и требованиям социума.
This article describes the difficulties of adaptation of the older preschool children with serious speech disturbance that are connected with the changing conditions. The reasons that lead to behavioral problems, social and psychological maladjustment this category of children are analyzed in detail.
Список литературы
1. Гаркуша, Ю.Н. Особенности
2. Дефектология: Словарь-справочник / под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Новая школа, 1996. – 80 с.
3. Зайцев, И.С. Социальная адаптация детей с нарушениями речи / И.С. Зайцев // Дэфекталогiя. - 2003. - № 5. - 107-115.
4. Зайцев, И.С. Социальная адаптация детей с нарушениями речи / И.С. Зайцев // Дэфекталогiя. - 2003. - № 6. - С. 81-92.
5. Зайцева, Л. А. Социальное
развитие дошкольников с
6. Павлова, О.С. Нарушение
7. Слинько, О.А. К изучению
проблемы межличностных
8. Шипицына, Л.М. Некоторые особенности
эмоционально-личностных
Информация о работе Социальная адаптация лиц с тяжелым нарушением речи