Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 19:25, курсовая работа
Основополагающим положением советской теории воспитания являлось воспитание в коллективе, для коллектива и через коллектив. В настоящее время, когда не только провозглашается, но и делается попытка реализации идей личностно-ориентированной педагогики, многие педагоги перестали говорить о проблемах формирования детского коллектива или всячески пытаются завуалировать эту проблему, используя термины: общность, группа, ассоциация, кооперация и т.п. Конечно, сейчас коллективное воспитание — одно из общих направлений воспитательной работы с детскими группами (как бы их ни называли).
Введение
1. Детский коллектив
1.1 Сущность и характеристика детского коллектива
1.2 Развитие детского коллектива
2. Социальная норма и социальный контроль в детских коллективах
2.1 Норма и отклонение в развитии человека
2.2 Социальный контроль в детском коллективе
Заключение
Список литературы
Идет ли речь о переходе ребенка из детского сада в школьный класс, подростка в новую социальную молодежную группу, абитуриента в студенческий коллектив, всегда происходит освоение разнообразных норм коллективной жизни, установление взаимодействия и выделение индивидуальности в новой среде.
Разумеется, само по себе пребывание в коллективе еще не гарантирует формирования у ребенка социально-ценностных качеств. Все зависит от того, каковы культурные основы, на которых строятся коллективные отношения, насколько полно и разносторонне ребенок может реализовать в коллектив е свои способности и стремления.
Важно, чтобы детский коллектив способствовал освоению социальных норм, традиций, способов сотрудничества и ценностных ориентации, составляющих культурное достояние общества. Под руководством педагога детский коллектив становится развивающей социокультурной средой жизнедеятельности учащихся, обеспечивающей вхождение в мир культуры отношений, сотрудничества, сотворчества.
Общение детей в коллективе активизирует их социальное созревание. В коллективе проявляется процесс взаимного обогащения, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной стороны, привносит в коллектив свой индивидуальный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя то новое, что несут другие. В результате происходит расширение внутреннего мира каждого ребенка посредством приобщения к тому, что составляет проявление внутреннего мира других членов коллектива.
Итак, какие этапы в своем развитии проходит группа, в чем состоит педагогическое руководство развитием коллектива, какие педагогические условия необходимы для оптимального развития детского воспитательного коллектива, какие характерные особенности социальных норм и социального контроля присущ детскому коллективу — вот актуальные для педагога вопросы.
Список литературы
1. Амонашвили Ш. А. Психологические
основы педагогики
2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Педагогика, 1989.
3. Коджаспирова Г. М. Педагогика. – М.: Гардарики, 2004.
4. Кравченко А. И. Социология. - М.: Логос, 2000.
5. Крупская Н. К. Педагогические сочинения: В 10 т. - М.: Педагогика 1958. Т. 2.
6. Кудрявцев В. Н. Социальные деформации. – М.: Ин-т государства и права РАН, 1992.
7. Кудрявцев В. Н. Право и поведение. - М.: Ин-т государства и права РАН, 1978.
8. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: ПЕдагогика, 1988.
9. Макаревич Э. Ф. Социальный контрольмасс. – М.: Дрофа, 2007.
10. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. - М.: Педагогика, 1988. Т. 4.
11. Макаренко А. С. Соч.: В 7 т. - М.: Педагогика, 1958. Т. 5.
12. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2003.
13. Педагогика: учеб./ Под ред. Л. П. Крившенко.- М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.
14. Рыбакова М. М. Конфликт
и взаимодействие в
15. Ситаров В.А., Моралов В. И. Психология и педагогика ненасилия. - М.Педагогика, 1997.
16. Социальная педагогика / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
17. Социальная психология: Учеб. пособие / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1987.
18. Тихомирова Е. И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе. – М.: Изд. центр «Академия», 2005.
19. Фридман Л. М., Волков К. Н. Психологическая наука — учителю. - М., 1985.
20. Харламов В. Ф. Педагогика. – М.: Педагогика, 1990.
21. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 2000.
Информация о работе Социальная норма и социальный контроль в детских коллективах