Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:48, курсовая работа
Объект исследования – социальное сиротство.
Предметом изучения является причины появления социального сиротства.
Цель – изучение социального сиротства как особого явления современного общества.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия социального сиротства;
2. Выявить содержание истоков и причин социального сиротства
3. Рассмотреть проблему социального сиротства с позиций социокультурного подхода.
4. Рассмотреть методы профилактических работ социального сиротства.
5. Проанализировать отношение общественности к явлению «социальное сиротство».
Введение
Глава 1. Теоретический анализ социального сиротства как особого явления современного социума
1.1 Генезис и развитие явления «социальное сиротство»
1.2 Основные пути решения проблемы социального сиротства
Глава 2. Исследование отношения общественности к явлению социального сиротства
2.1 Организация исследования
2.2 Интерпретация результатов
Заключение
Литература
К условиям, провоцирующим социальное сиротство, можно отнести следующее:
1. Социально-экономические
безработица, невозможность
2. Кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах).
3. Педагогическая
4. Снижение воспитательного
потенциала системы
5. Неэффективная государственная политика в области разработки чётких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей.
6. Исчезновение системы
воспитательной роботы с
7. Развитие детской и молодёжной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и нравственности;
8. Рост влияния СМИ
массовой культуры на
9. Недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав.
10. Увеличение числа недееспособных родителей, в том числе из-за психических заболеваний.
Из вышеперечисленных условий, порождающих социальное сиротство, одним из основополагающих является кризис современной семьи. Кризис негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений, как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение [15, с. 98].
Семья является для ребёнка группой соотнесения, он идентифицируется с нею, создаёт и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения. Случаи ухода детей из-под влияния семьи вызваны, как правило, слабыми межличностными связями между родителями и ребёнком, сильным противодействием внешнего окружения влиянию отца или матери.
К сожалению, дети-сироты, не имеющего положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, впоследствии очень часто сами оставляют своих новорожденных детей на попечение государственных структур.
Важную роль играют акселерационные процессы и изменение образа жизни современной молодёжи, «сексуальная революция», снижение возраста начала половой жизни, которые происходят на фоне более терпимого отношения общества к добрачным половым связям и их последствиям, приводящим к возрастанию из года в год числа подростковых беременностей, а, следовательно, возрастает количество социальных сирот.
Проблема отказа матери
от своего новорожденного ребёнка –
распространённое социальное явление.
Роль социальных факторов в формировании
искажений материального
Можно выделить две группы мотивов, по причине которых женщины отказываются от новорожденных детей. Одна из них, более многочисленная – это трудная жизненная ситуация (отсутствие денег, жилья, неприятие родителей, категорический отказ мужа от ребёнка).
Другая группа с явными психологическими дефектами, нуждается в психологической и психиатрической помощи. Следует, однако, отметить, что граница между двумя группами не чёткая. Можно выделить также женщин, родивших детей с врождёнными дефектами, что часто является следствием нежелания иметь ребёнка во время беременности. Многие из матерей, бросающих своих детей, как бы повторяют наработанный стереотип поведения, так как многие из них на себе испытали последствия заброшенности при живых родителях.
Учитывая вышеизложенное
можно сделать вывод, что основными
причинами социального
По мнению В.С. Мухиной причинами социального сиротства являются природные катаклизмы (катастрофы, голод и т.п.) и социальные потрясения – войны, межнациональные конфликты и другие явления, порождающие проблемы беженцев, вынужденных переселенцев [11, с. 32]. К числу непосредственных причин социального сиротства, по её мнению относятся следующие:
Масштабность проблемы социального сиротства в современном обществе.
Знакомясь со статистическими данными по вопросу социального сиротства, действительно осознаёшь всю глобальность данной проблемы. В республике Беларусь, по данным заместителя министра образования Т. Ковалёвой на начало 2009 года выявлено 31800 детей сирот, из них более 28000 – это социальные сироты. На учёте в органах и учреждениях образования состоит более 20000 детей из них 12063 семей, находящихся в социально-опасном положении. Только в Минске на грани лишения родительских прав – 6000 семей. А это ещё 11000 потенциальных социальных сирот. Как сообщил премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский: долг на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении со стороны нерадивых родителей составляет 53 млрд. и заявил о необходимости совершенствования мер по взысканию задолженностей [16, с. 65].
Н.С. Поспелова сообщила, что усыновление является одним из способов изменить ситуацию с социальным сиротством. Причины социального сиротства имеют комплексный характер, и их решение должно носить комплексный и системный характер. Есть два основных направления, по которым должно двигаться общество для решения проблемы социального сиротства:
1. Необходимость укрепить материальное положение молодых семей, а также пропагандировать и повышать статус семьи в общественном сознании.
2. Необходимо создавать нормативную и правовую базу, которая укрепила бы положение детей в обществе.
В настоящий момент 12000 сирот находятся в опекунских семьях, 5000 детей в приёмных семьях, 67000 – усыновлено и около 16000 – в интернатах.
С.К. Яхновец рассказала,
что в связи с введением
Кодекса о браке и семье, произошли
изменения процедуры
В целях изменения
сложившейся ситуации, повышения
ответственности родителей за невыполнение
обязанностей по воспитанию и содержанию
своих детей Президентом
С принятием Декрета №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», в Беларуси за два года сформировалась принципиально новая модель работы по профилактике социального сиротства, которая включает в себя две главные составляющие:
-максимально раннее вмешательство в ситуацию семьи, где есть риск отобрания ребёнка;
- формирование нового алгоритма работы по лишению родительских прав. Что качается последнего, комиссия по делам несовершеннолетних может принять такое жестокое решение только после реализации всех мер по реабилитации семьи, когда спасти семью действительно не получается, потому что родители не мотивированы на сохранение семьи ребёнка в ней.
Таким образом, социальное сиротство – явление, которое легче предупредить, чем бороться с ним. Следует найти пути, которые помогут отклонить этот вопрос и поставить его на второй план, а понятия «семья» и «ребёнок» - на первый.
1.2 Основные пути решения проблемы социального сиротства
Причиной увеличения количества социальных сирот на наш взгляд являются не столько экономические факторы, сколько социальные и психологические. Научно-технический прогресс и меры по социальной защите населения так же приводят к возможности человеку прожить без семьи (в свое удовольствие) не опасаясь за свою старость, что снижает ответственность у людей за подрастающее поколение [10, с. 57]. Таким образом, иждивенческие настроения и отсутствие необходимости заботиться об обеспечении себя в старости воспитывая своих детей приводят к потере обществом в целом ответственности за своих детей. Именно поэтому проблема приобретает масштабный характер. Решение проблемы социального сиротства зависит от концентрации усилий двух основных «игроков»:
1. Государство должно
более адресно и обоснованно
раздавать социальные льготы, постепенно
снижая их количество и
2. Само общество в
целом, должно предпринимать
Первостепенная задача государственной важности в профилактике сиротства в нашей республике – приоритетность поддержки и укрепления статуса социально-здоровой семьи, дающей обществу здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение, способное решать вопросы развития, процветания республике. Это позволит ликвидировать одну из наиболее серьезных проблем, представляющих угрозу национальной безопасности: неконтролируемый рост социального сиротства, продуцирование асоциальных семей, проституции, наркомании и других антисоциальных явлений [17, с. 68].
Профилактика сиротства сегодня - решение комплексных проблем. По заказу Министерства образования Беларуси разработана концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате реализации концепции должны быть достигнуты следующие результаты:
– Разработана целостная программа государственной и общественной поддержки современной семьи, направленная на преодоление социального сиротства;
– Гарантировано семейное воспитание в его различных формах для большинства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– Созданы лучшие условия для развития и получения всех видов образования детьми-сиротами, построена система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-сирот, гарантирующая помощь и защиту детям в сложных проблемных ситуациях;
– Обеспечено разукрупнение учреждений для детей-сирот, сокращена численность школ-интернатов, созданы новые формы учреждений, обеспечивающие построение жизнедеятельности ребенка по семейному типу;
– Внедрены новые программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации всех специалистов, включенных в систему работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
– Разработаны новые технологии образования и воспитания детей-сирот, стимулирующие создание наиболее эффективных условий их развития и социализации.
Профилактика является одним из перспективных и важных направлений деятельности в социальной работе по преодолению социального сиротства. Современная профилактическая деятельность способствует значительному снижению издержек социальной работы с уже имеющими место «состоявшимися» девиациями.
Профилактика – это научно обоснованные, своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов [3, с. 111].