Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:11, дипломная работа
В период с по я проходила практику в Муниципальном бюджетном учреждении муниципального района Безенчукский Самарской области «Центр социальной помощи семье и детям», выступая в качестве специалиста исследующего особенности развития творческих способностей у младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации и апробирующего комплексную программу по развитию творческих способностей у данной категории детей.
Занятие
двенадцатое Театр «Творчество»
Содержание второго блока включает работу социального педагога с педагогами. Целью работы с педагогическим коллективом является информирование педагогов об индивидуально – психологических особенностях младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации, раскрытие понятия «творческие способности» и их развитие. Основными формами работы являются дискуссия, лекция, семинар, педагогический совет.
Наглядно система развития творческих способностей у младших школьников представлена моделью деятельности специалиста, а ее содержание структурировано в программе.
Сравнительный анализ результатов исследования, проведенный после внедрения программы по развитию творческих способностей у младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации, показал, что произошли существенные изменения в уровне развития творческого воображения (рис. 1).
Рис. 1. Уровни развития воображения у младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации.
В
результате проведенного эксперимента
видно, что у младших школьников,
в результате занятий по разработанной
и внедрённой программе показатели
уровня творческого воображения
гораздо выше, чем были в начале
эксперимента. Так, в конце эксперимента
всего 10% учащихся с низким уровнем
развития творческого воображения,
в то время как в начале 35% младших
школьников имели очень низкий уровень
развития творческого воображения.
Показатели среднего уровня развития
творческого воображения в
Характеризуя творческие проявления младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации при выполнении заданий на контрольном этапе эксперимента (после внедрённой программы), необходимо отметить беглость, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации, и гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта, свойственные большему количеству младших школьников по сравнению с результатами констатирующего эксперимента. С высоким уровнем беглости мышления 40% младших школьников, с высоким уровнем гибкости 50%.
У тех младших школьников, чьи результаты на констатирующем этапе исследования были низкими, гибкость проявилась при выборе пути решения задач. Тем не менее, дети использовали привычные пути решения задач, что позволяет сказать о привязанности их к привычному, реалистичному мышлению. Проявления детей характеризовались эпизодическими выходами за рамки стереотипных сюжетов, способов деятельности.
Так,
высокий уровень оригинальность
как способность находить свой собственный,
самостоятельный путь выполнения задания,
проявился после ведренной
Рис. 2. Уровни развития творческого мышления у младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации.
Как видно из приведённой диаграммы после реализации программы «В удивительном мире творчества» на 15% увеличилось количество детей с высоким уровнем беглости мышления, на 20% с высоким уровнем гибкости мышления и наконец, на 20% стало больше учащихся с высоким уровнем оригинальности.
Таким образом, согласно результатам контрольного эксперимента процент младших школьников с высоким уровнем развития творческих способностей вырос 30%, в то время как с низким осталось всего 15% детей.
Из
всего вышесказанного можно сделать
вывод, что реализация предложенной
системы социально-
План
Преддипломной практики студентки 4 курса
Гусевой Элеоноры Валерьевны
Место проведения: Муниципальное бюджетное учреждение муниципального района Безенчукский Самарской области «Центр социальной помощи семье и детям»
Тема дипломной работы: «Социально-педагогическая деятельность по развитию творческих способностей у младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации»
Сроки прохождения
практики: с 6по 28 февраля.
Дата | Содержание работы по этапам | Цель | Предполагаемый результат |
6.02 | Знакомство с учреждением, анализ документации | Сбор необходимого информационного материала | Анализ полученного информационного материала |
7.02 | Знакомство с контингентом детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, наблюдение | Установление контакта, уточнение состава группы | Примерная характеристика выборки. Уточненный состав целевой группы |
8.02 | Проведение констатирующего эксперимента. Методики «Вербальная фантазия», «Познавательная мотивация»; Тест креативности Торренса | Уровень развития
творческого воображения,
уровень развития беглость, гибкость, оригинальность, уровень развития познавательной мотивации |
Оценка уровня развития творческих способностей |
9-10.02 | Обработка результатов диагностики | Определение количественных и качественных данных по исходному уровню творческих способностей | Получение необходимых данных для разработки программы |
13.02 | Знакомство, установка
доверительных отношений с |
Познакомить участников группы друг с другом | Установление доверительных отношений, создание позитивного эмоционального климат в группе |
14.02 | Второе занятие, дискуссии беседа на тему: «Творчество, для чего оно нужно» | Дать детям в доступной форме определения понятий «творчество», «творческие способности» | Сформированность у младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации понятий «творчество» и «творческие способности» |
15.02 | На третьем занятии с младшими школьниками, находящимися в трудной жизненной ситуации проводились игры направленные на развитие творческого мышления и воображения «Что на что похоже», «Бант» и т.д. | Развитие творческого мышления, воображения | Наличие необходимого уровня развития творческого воображения |
16.02 | На четвертом занятии проводились игры и упражнения на развитие изобретательности, образного мышления, расширения восприятия, внимания. | Развитие изобретательности, образного мышления, беглости и оригинальности | Наличие необходимого уровня развития у детей образного мышления, беглости и оригинальности мышления |
17.02 | На пятом
занятии проводилось тренинговое занятие
помогающее младшим детям осознать свои
сильные и слабые стороны, развить творческий
потенциал, навыки уверенного поведения,
повысить уровень самооценки.
В рамках тренинга использовались методы: сказкотерапия, психологические этюды, игры-импровизации |
Развитие творческого потенциала, способности к самовыражению. Развитие навыков уверенного поведения, повышение самооценки | Обученость приемам саморегуляции, готовность к творческому самовыражению, повышение самооценки |
18.02 | На шестом занятии использовались средства арт-терапии «Волшебные кляксы», «Маленькие человечки»; Лепка из глины | Развития познавательной мотивации, творческих способностей, воображения | Наличие необходимого уровня развития познавательной мотивации и творческих способностей, воображения |
20.02 | Занятие седьмое организация театра «Творчество» | Развитие творческих способностей | Организация совместно творчества детей и взрослых |
21.02 | Второй блок посвящен работе с педагогами. Лекция «Индивидуально – психологические особенности младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации | Информирование педагогов о психологических особенностях данной категории детей | Знание педагогами психологических особенностей младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации |
22.02 | Беседа «Творческие способности и их развитие у детей» | Информирование педагогов о значение творческих способностей в жизни младших школьников | Сформированность представлений о значении творческих способностей в жизни детей |
24.02 | Педагогический совет «Особенности развития творческих способностей у детей находящихся в трудной жизненной ситуации» | Информирование педагогов об особенностях развития творческих способностей у данной категории детей | Подведение
педагогов к мысли о |
27.02 | Повторная диагностика.
Обработка результатов |
Определение динамики уровня развития творческих способностей | Количественные показатели изменений уровня развития творческих способностей |
28.02 | Встреча с научным руководителем | Обсуждение и утверждение отчета о преддипломной практике | Отчет о прохождении преддипломной практики |
Научный руководитель__________________
Студент_______________________