Социально-педагогическая деятельность по развитию творческих способностей у младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуаци

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:11, дипломная работа

Краткое описание

В период с по я проходила практику в Муниципальном бюджетном учреждении муниципального района Безенчукский Самарской области «Центр социальной помощи семье и детям», выступая в качестве специалиста исследующего особенности развития творческих способностей у младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации и апробирующего комплексную программу по развитию творческих способностей у данной категории детей.

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет.docx

— 42.29 Кб (Скачать файл)

     Занятие двенадцатое Театр «Творчество». Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной  сферы детей находящихся в трудной жизненной ситуации.

     Содержание  второго блока включает работу социального педагога с педагогами. Целью работы с педагогическим коллективом является информирование педагогов об индивидуально – психологических особенностях младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации, раскрытие понятия «творческие способности» и их развитие. Основными формами работы являются дискуссия, лекция, семинар, педагогический совет.

     Наглядно  система развития творческих способностей у младших школьников представлена моделью деятельности специалиста, а ее содержание структурировано в программе.

     Сравнительный анализ результатов исследования, проведенный  после внедрения программы по развитию творческих способностей у младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации, показал, что произошли существенные изменения в уровне развития творческого воображения (рис. 1).

Рис. 1. Уровни развития воображения у младших  школьников находящихся в трудной жизненной ситуации.

     В результате проведенного эксперимента видно, что у младших школьников, в результате занятий по разработанной  и внедрённой программе показатели уровня творческого воображения  гораздо выше, чем были в начале эксперимента. Так, в конце эксперимента всего 10% учащихся с низким уровнем  развития творческого воображения, в то время как в начале 35% младших  школьников имели очень низкий уровень  развития творческого воображения. Показатели среднего уровня развития творческого воображения в конце  эксперимента также выше, чем в  начале.  Это говорит о том, что дети, стали более творчески развитыми. И, безусловно, в конце эксперимента больший процент детей с высоким уровнем развития творческого воображения – 40%, в то время как в начале таких детей всего лишь 20%.

     Характеризуя  творческие проявления младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации при выполнении заданий на контрольном этапе эксперимента (после внедрённой программы), необходимо отметить беглость, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации, и гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта, свойственные большему количеству младших школьников по сравнению с результатами констатирующего эксперимента. С высоким уровнем беглости мышления 40% младших школьников, с высоким уровнем гибкости 50%.

     У тех младших школьников, чьи результаты на констатирующем этапе исследования были низкими, гибкость проявилась при  выборе пути решения задач. Тем не менее, дети использовали привычные  пути решения задач, что позволяет  сказать о привязанности их к  привычному, реалистичному мышлению. Проявления детей характеризовались эпизодическими выходами  за рамки стереотипных сюжетов, способов деятельности.

     Так, высокий уровень оригинальность как способность находить свой собственный, самостоятельный путь выполнения задания, проявился после ведренной программы  у 35% школьников. Сравнение полученных данных по результатам изучения уровня развития творческого мышления, на контрольном срезе, представлено на рис. 2.

Рис. 2. Уровни развития творческого мышления у младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации.

     Как видно из приведённой диаграммы  после реализации программы «В удивительном мире творчества» на 15% увеличилось количество детей с высоким уровнем беглости мышления, на 20% с высоким уровнем гибкости мышления и наконец, на 20% стало больше учащихся с высоким уровнем оригинальности.

     Таким образом, согласно результатам контрольного эксперимента процент младших школьников с высоким уровнем развития творческих способностей вырос 30%, в то время  как с низким осталось всего 15% детей.

     Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что реализация предложенной системы социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей у младших школьников находящихся в трудной жизненной  ситуации и практика в целом, прошла успешно и доказала свою результативность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План

Преддипломной практики студентки 4 курса 

Гусевой Элеоноры Валерьевны

Место проведения: Муниципальное бюджетное учреждение муниципального района Безенчукский Самарской области «Центр социальной помощи семье и детям»

Тема  дипломной работы: «Социально-педагогическая деятельность по развитию творческих способностей у младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации»

Сроки прохождения  практики: с 6по 28 февраля. 

     
Дата Содержание  работы по этапам Цель Предполагаемый  результат
6.02 Знакомство  с учреждением, анализ документации Сбор необходимого информационного материала Анализ полученного  информационного материала
7.02 Знакомство  с контингентом детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, наблюдение Установление контакта, уточнение состава группы Примерная характеристика выборки. Уточненный состав целевой группы
8.02 Проведение  констатирующего эксперимента. Методики «Вербальная фантазия», «Познавательная  мотивация»; Тест креативности Торренса Уровень развития творческого воображения,

уровень развития беглость, гибкость, оригинальность, уровень развития познавательной мотивации

Оценка уровня развития творческих способностей
9-10.02 Обработка результатов  диагностики Определение количественных и качественных данных по исходному  уровню творческих способностей Получение необходимых  данных для разработки программы
13.02 Знакомство, установка  доверительных отношений с младшими школьниками, находящимися в трудной жизненной ситуации Познакомить участников  группы друг с другом Установление  доверительных отношений, создание позитивного эмоционального  климат в группе
14.02 Второе занятие, дискуссии беседа на тему: «Творчество, для чего оно нужно» Дать детям  в доступной форме определения  понятий «творчество», «творческие  способности» Сформированность  у младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации понятий «творчество» и «творческие способности»
15.02 На третьем  занятии с младшими школьниками, находящимися в трудной жизненной  ситуации проводились игры направленные на развитие творческого мышления и воображения «Что на что похоже», «Бант» и т.д. Развитие творческого  мышления, воображения Наличие необходимого уровня развития творческого воображения
16.02 На четвертом  занятии проводились игры и упражнения на развитие изобретательности, образного  мышления, расширения восприятия, внимания. Развитие изобретательности, образного мышления, беглости и оригинальности Наличие необходимого уровня развития у детей образного  мышления, беглости и оригинальности мышления
17.02 На пятом  занятии проводилось тренинговое занятие помогающее младшим детям осознать свои сильные и слабые стороны, развить творческий потенциал, навыки уверенного поведения, повысить уровень самооценки.

В рамках тренинга использовались методы: сказкотерапия, психологические этюды, игры-импровизации

Развитие творческого  потенциала, способности к самовыражению. Развитие навыков уверенного поведения, повышение самооценки Обученость приемам саморегуляции, готовность к творческому самовыражению, повышение самооценки
18.02 На шестом занятии использовались средства арт-терапии «Волшебные кляксы», «Маленькие человечки»; Лепка из глины Развития познавательной мотивации, творческих способностей, воображения Наличие необходимого уровня развития познавательной мотивации  и творческих способностей, воображения
20.02 Занятие седьмое организация театра «Творчество» Развитие творческих способностей Организация совместно  творчества детей и взрослых
21.02 Второй блок посвящен работе с педагогами. Лекция «Индивидуально – психологические особенности младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации Информирование  педагогов о психологических особенностях данной категории детей Знание педагогами психологических особенностей младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации
22.02 Беседа «Творческие  способности и их развитие у детей» Информирование  педагогов о значение творческих способностей в жизни младших  школьников Сформированность представлений о значении творческих способностей в жизни детей
24.02 Педагогический  совет «Особенности развития творческих способностей у детей находящихся  в трудной жизненной ситуации» Информирование  педагогов об особенностях развития творческих способностей у данной категории детей Подведение  педагогов к мысли о необходимости  развития творческих способностей у  детей находящихся в трудной  жизненной ситуации
27.02 Повторная диагностика. Обработка результатов исследования Определение динамики уровня  развития творческих способностей Количественные  показатели изменений уровня развития творческих способностей
28.02 Встреча с научным  руководителем Обсуждение  и утверждение отчета о преддипломной  практике Отчет о прохождении  преддипломной практики

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Научный руководитель______________________________________________ 

Студент___________________________________________________________


Информация о работе Социально-педагогическая деятельность по развитию творческих способностей у младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуаци