Социально-психологические последствия распада семьи, и его влияние на воспитание детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2015 в 22:40, реферат

Краткое описание

Распад семьи является острой проблемой современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать. Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
Социально-психологические последствия распада семьи……...4
Воспитание детей в условиях неполной семьи………………….6
Заключение…………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 40.50 Кб (Скачать файл)

Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. Неполная семья, как и любая семья, вообще, призвана выполнять такую важную функцию, как воспитательную.

Процесс воспитания в неполной семье обычно деформирован. Дети из неполных семей испытывают острую потребность в определенном социальном статусе, хотят иметь обоих родителей. При разрыве отношений, родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания, что, несомненно, сказывается на детях. Воспитательные позиции родителей могут существенно расходиться, что вызывает у ребенка чувство растерянности и неполноценности, т.к. оба родителя являются для него значимыми другими.

Одна из проблем неполных семей – совмещение профессиональной и родительской ролей, что, при режиме полной занятости, существенно снижает время, которое могло бы быть использовано матерью для совместного времяпрепровождения с ребенком, минимизируя, таким образом, воспитательное внимание матери.

В неполных семьях остро стоит проблема надзора за детьми, потому женщина бывает вынуждена оставлять детей одних или малознакомым людям. Из-за стремления сохранить уровень материальной обеспеченности, что требует дополнительного времени и сил, матери приходится перекладывать исполнение воспитательной функции на других людей, лишая себя саму и своих детей возможности посвящать друг другу достаточное количество времени.

Можно выделить шесть наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье:

1. Гиперопека, когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций (утрированные формы любви). Гиперопека является одной из форм деформации воспитания.

2. Отстраненность матери от собственно  воспитательного процесса и чрезмерная  ориентация на материальную заботу  о ребенке. Впоследствии, такой ребенок  начинает требовать от матери  все большего, но, т.к. она уже не  в состоянии выполнять возрастающие  запросы, это становится причиной  многочисленных конфликтов и  переживаний.

3. Препятствие контактам ребенка  с отцом, вплоть до настойчивого  искоренения унаследованных от  него качеств, что обусловлено  неприязнью матери к бывшему  мужу.

4. Двойственное отношение к ребенку, проявляющееся то в приступах  чрезмерной любви, то во вспышках  раздражения.

5. Стремление матери сделать  ребенка образцовым, несмотря на  то, что у него нет отца. Мать  становится «домашним надзирателем». Ребенок либо становится пассивным, либо включается в жизнь уличных  компаний.

6. Отстраненность матери от ухода  за ребенком и его воспитания. [3, с. 143] Причины таких ситуаций  могут быть разными, начиная от  безответственности, избытка примитивных  интересов, удовлетворению которых  ребенок мешает, недоброжелательного  отношения к ребенку, и вплоть  до крайних случаев: алкоголизма  матери, беспорядочности в сексуальных  отношениях, проституции и других  форм асоциального поведения.

Издержки воспитания в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Преобладающее большинство неполных семей имеют характеристики «бедных» и «зависящих от пособий». Неполные семьи имеют серьезные материальные проблемы, поскольку они в целом в большей степени зависимы от социальной поддержки государства.

Неполнота семьи увеличивает риск того, что дети, выросшие в неполной семье, не смогут создать собственную полноценную семью. Следует также отметить, что все неблагоприятные факторы, сказывающиеся на родителях, такие как плохое жилье, материальные проблемы, частая смена места жительства, плохое физическое и психическое здоровье неблагоприятно сказываются и на детях.

Таким образом, издержки воспитания в неполной семье являются, прежде всего, следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса такой семьи и лишь косвенно связаны с отсутствием в ней второго супруга

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Семья является важнейшим источником развития и формирования личности ребенка.  Семья   может   выступать   в   качестве   как   положительного,   так   и отрицательного фактора развития.  Положительное воздействие на развитие состоит в том,  что только  в условиях семейного воспитания формируется полноценная личность ребенка, и вместе с тем никакой другой социальный институт   не   может   потенциально   нанести   столько   вреда   психическому развитию ребенка, насколько это способна сделать семья.

Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей, большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются   с   педагогическими   проблемами.   Психологический   климат неполной   семьи   во   многом   определяется   болезненными   переживаниями, возникшими      вследствие ухода одного из родителей. Наиболее распространенными   стилями    воспитания    в   неполных   семьях   являются неустойчивый       стиль       воспитания,       гипопротекция,       потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение. Дети, воспитывающиеся в неполной семье, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей, которые в большинстве случаев  носят ярко  выраженный  негативный  характер. Воспитание в семье после развода, то есть ухода одного из родителей имеет свои особенности, такие как недостаточный авторитет отца, чрезмерная опека матери, взаимоотношения с отчимом или мачехой, при этом у ребенка может возникнуть чувство вины в случившемся, что так же накладывает отпечаток на его дальнейшее развитие.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.  Андреева, Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2005. — 244 с.

2.  Бандура А., Уолерс Р., Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М. - Эксмо-Пресс, 2010. - 340 с.

3. Гребенников, И. В. Основы семейной  жизни. – М.: Просвещение, 1991. - 236 с.

4. Захаров, А. И. Как предупредить  отклонения в поведении ребенка. – М.: Просвещение, 1986. - 135 с.

5. Климова, Е.В., Социально-психологические аспекты влияния неполной семьи на детей.

7. Психология семейных отношений./ под ред. О. Шаграевой, А. Сергеева  - М.: Академия, 2008. - 154 с.

8. Ребенок и семья. Хрестоматия. / под ред. Райгородского Д.  - М.: Бахрах-М, 2002. - 432 с.

 

 

 


Информация о работе Социально-психологические последствия распада семьи, и его влияние на воспитание детей