Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2015 в 05:44, контрольная работа
Одним из главных признаков гражданского общества является наличие в нем развитого добровольческого движения. Так многие философы рассматривали добровольчество как способ построения гражданского общества (О. Конт, П. Сорокин, Э. Дюргкейм и др). На сегодняшний день добровольческие инициативы вошли практически во все сферы жизни человека. Выделяются основные направления добровольчества: работа с социально-незащищенными слоями населения (инвалидами, престарелыми, детьми-сиротами); выполнение общественных работ (уборка территорий, профилактика лесных пожаров, строительство, реконструкция и охрана исторических памятников); организация общественных мероприятий (проведение благотворительных концертов, акции по сбору средств больным детям) и др.
Одним из главных признаков гражданского общества является наличие в нем развитого добровольческого движения. Так многие философы рассматривали добровольчество как способ построения гражданского общества (О. Конт, П. Сорокин, Э. Дюргкейм и др). На сегодняшний день добровольческие инициативы вошли практически во все сферы жизни человека. Выделяются основные направления добровольчества: работа с социально-незащищенными слоями населения (инвалидами, престарелыми, детьми-сиротами); выполнение общественных работ (уборка территорий, профилактика лесных пожаров, строительство, реконструкция и охрана исторических памятников); организация общественных мероприятий (проведение благотворительных концертов, акции по сбору средств больным детям) и др. При всем многообразии деятельности добровольчества, остается открытым вопрос о том как привлекать молодое поколение в данную деятельность. В России добровольчество стало возрождаться последние 15 лет, они составляют 5—10 % от взрослого населения. В то время как на Западе волонтеры составляют 67 % трудоспособного населения.
Добровольческая деятельность является частным случаем понятия «деятельность». Синонимами добровольческой деятельности являются: «волонтерская деятельность», «добровольчество», «волонтерство», «волонтерское движение». В Федеральном законе «О филантропии, меценатстве и волонтерстве» представлена следующая трактовка понятия «волонтерское движение»: «добровольческая деятельность, основанная на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследующая целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста; получение всестороннего удовлетворения своих личных и социальных потребностей путем оказания помощи другим людям». В резолюциях ООН «добровольческая деятельность» трактуется как «широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг другие формы взаимопомощи и самопомощи, официальное представление услуг и другие формы гражданского участия, осуществляемые добровольно на благо общества». Во Всемирной декларации добровольчества, принятой в 2001 году, говорится, что «добровольчество — это способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста через осознание человеческого потенциала.
Субъектом добровольческой деятельности является доброволец. В законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях (№ 135-ФЗ от 11.08.1995 г.) понятие доброволец имеет следующее значение: «это гражданин, осуществляющий благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благотворительной организации». Объектом добровольческой деятельности может выступать как один человек или группа людей, так и различные социальные явления.
Рассмотрим социальные аспекты. Добровольческая деятельность играет важную роль в социально-экономическом развитии государства, мобилизует общественные инициативы и ориентирует их на решение проблем социума. В резолюции ООН говорится, что государство при формировании плана социальной политики должно учитывать деятельность добровольческих объединений и способствовать их развитию и поддержке. На сегодняшний день в России система поддержки добровольчества государством только начинает развиваться. Несмотря на отсутствие четкой системы поддержки, в регионах активно развивается волонтерская сеть. В России существует и успешно функционирует целая сеть волонтерских организаций в таких городах и регионах как: Москва, Санкт-Петербург, Воронежская, Тверская, Тамбовская, Нижегородская, Самарская, Ярославская области, Республики Мордовии, Татарстан, Чувашии, в регионах Сибири и др. Волонтерская организация «Танаис» в Воронеже успешно реализует досуг воспитанников детских домов и интернатов, участвует в реконструкции исторических памятников, проводит мероприятия по улучшению экологии. В 2003 году в Липецке был создан Молодежный клуб волонтеров. Они помогают специалистам проводить профилактику наркомании, ВИЧ/СПИДа, решать проблемы, связанные с этим заболеванием. В Липецкой области работает отряд «Милосердие», который организует бесплатные обеды бездомным. В Москве добровольчество более развито на юго-востоке столицы. Здесь насчитывается около 150 добровольческих организаций. Крупнейшими из них являются «Центр Активной Молодежи», «Московское движение добровольцев», Общественно-государственное объединение «Молодежная ассоциация ЮВАО города Москвы».
Благодаря поддержке государства добровольческие инициативы развиваются на базе ВУЗов. С 2002 года на базе Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, учреждена волонтерская организация «Бумеранг». Участники организуют праздничные концерты для детей-инвалидов, пожилых людей. В МГУ на биологическом факультете действует дружина охраны природы им. В.Н.Тихомирова, реализующая программы по охране окружающей среды. В МГИМО с 2011 года существует Волонтерский Центр, студенты участвуют в подготовке крупных международных мероприятий: саммит АТЭС во Владивостоке 2012, Универсиада в Казани 2013, Олимпиада в Сочи 2014 и др. В 2011 году одним из победителей конкурса «Волонтерские центры России» стал РГСУ. На его базе создан волонтерский центр «Паралимпийский» в Сочи для организации Паралимпийских игр. Студенты обучаются общению со слабослышащими и слабовидящими людьми, а также языку жестов.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что на государственном уровне осуществляется поддержка добровольческого движения, а именно: создаются и успешно функционируют волонтерские центры, укрепляется партнерство между органами государственной власти и организациями волонтерского сектора. Политика государства в отношении добровольческих инициатив должна быть более активна. Например, на сегодняшний день нет четкой системы информирования граждан о существующих волонтерских центрах. Так, согласно проведенным исследованиям ЦИРКОН в 2008 году лишь 10 % молодого поколения в возрасте от 18 до 35 лет знают, что такое добровольческая деятельность; 9 % только слышали об этом и 64 % услышали об этом впервые. Молодежь является основной добровольчества. Для привлечения молодого поколения в ряды волонтеров необходимо в школах, ВУЗах, лагерях проводить политику по информированию граждан о добровольчестве. Это в свою очередь, во многом зависит от государства.
Существует немало исследований, посвященных мотивации волонтеров. Например, В 2001 году в Санкт-Петербурге фондом «Новые перспективы» был проведен опрос в результате которого были получены следующие данные по мотивам добровольцев: хочу помогать нуждающимся людям (61 %); надеюсь научиться чему-то новому (46 %); хочу иметь какое-то занятие (41 %); для собственного удовольствия (31 %); хочу познакомиться с новыми людьми (29%); хочу отплатить людям за добро добром (11 %); хочу бороться с определенной проблемой (7 %); у меня есть свободное время (4%).
Л.А. Кудринская считает, что мотивы напрямую связаны с направлениями добровольческой деятельности. Автор выделяет три вида мотивации. Добровольцы, которые работают в политических партиях или в общественно-политических движениях преобладает социально-политическая мотивация. У волонтеров, участвующих в социальных проектах и руководствующихся гуманистическими ценностями главной является традиционно-ценностная мотивация. И наконец, добровольцы, которые посредством волонтерской деятельности ищут различные связи, информацию, опыт и знания, ведущей имеют мотивацию социально-экономической адаптации. Л.Е.Сикорская на первое место ставит прагматические интересы (практические умения, материальные поощрения). Однако, полноценная мотивация добровольческой деятельности, вырастает из осознания «внутреннего долга, бескорыстного участия и голоса совести». Исходя из данных примеров, можно сделать следующий вывод: мотивы вступления в волонтерские организации сложны и многообразны. Предполагается, что общей мотивацией для всех видов волонтерской деятельности является помощь другому человеку, быть социально полезным. Для того что бы мотивировать молодежь на участие в добровольчестве, необходимо иметь четкие знания о мотивации в данной сфере. Подобных исследований немного, они локальны и должны иметь больший масштаб.
Во-вторых, добровольческая деятельность способствует обретению смысла жизни, для людей у которых он потерян. Известно, что Россия входит в число первых по уровню самоубийств. Данная тенденция объясняется многими причинами, одна из которых это потеря смысла жизни. Добровольческая деятельность на наш взгляд, помогает человеку найти смысл жизни в помощи другим людям, человек обретает новый смысл, он понимает что полезен и необходим кому то(детям-инвалидам, сиротам, больным старикам и т. д.).
В. Франкл о смысле жизни писал следующее: «истинный смысл жизни надо найти во внешнем мире, а не внутри человека и его собственной души… бытие человека всегда направлено к чему-то или кому-то иному, чем он сам — будь это смысл, который надо осуществить, или другой человек, с которым надо встретиться. Чем больше человек забывает себя — отдавая себя служению важному делу или любви к другому человеческому существу — тем более он человечен и тем более он реализует себя. То, что называют самореализацией, не должно быть целью, по той простой причине, что чем больше за ней гонишься, тем вернее ее можно упустить. Другими словами, самореализация возможна как побочный эффект «выхода за свои пределы». Именно этот «выход за свои пределы» и наполняет смыслом человеческую жизнь, помогает обрести ее.
Вывод: для развития добровольчества в современной России необходимо учитывать как социальные, так и психологические аспекты. Проблемы развития волонтерства следует решать на государственном уровне. Добровольцы это экономико-нравственная основа общества. Не будет их, не будет и процветающего государства.
Практическая деятельность студентов-волонтеров, направленная на помощь и организацию взаимопомощи тем людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Это, конечно, пожилые и старые больные люди, инвалиды разного возраста и пола, беспризорные дети и подростки, убегающие из семьи, детского дома или приюта по разным причинам, в том числе «беглецы-романтики», желающие посмотреть мир. В трудной жизненной ситуации могут оказаться семьи, пострадавшие в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф или социальных конфликтов, а дети и подростки становятся сиротами. Другими словами, в трудной жизненной ситуации может оказаться любой человек, поэтому важно, чтобы наряду с профессиональной подготовкой специалистов, призванных по долгу службы помогать людям, развивалось волонтерство как способ социального служения человека независимо от своей профессии. В то же время считается, что организуя профессиональную подготовку специалистов, так называемых помогающих профессий – социальных педагогов, социальных работников, психологов-педагогов, педагогов-дефектологов – необходимо создавать условия для формирования их социальной зрелости и проявления социальной активности. От ответственных профессиональных решений этих специалистов часто зависят жизнь и здоровье ребенка или взрослого, находящегося в трудной жизненной ситуации. А эффективная, неформальная, действенная профессиональная помощь в области социальной защиты детства и помощи семье может быть оказана только социально зрелым специалистом. Приобрести опыт такой деятельности студентам может помочь участие в волонтерском движении. Ведь очень часто волонтерская деятельность – это путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность студенту проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, апробировать свои умения, развить компетенции в разных сферах деятельности, определиться с выбором жизненного пути и своей будущей профессиональной карьеры. Студенты- волонтёры включаются в работу по проекту в связи с различными причинами. Студенты работают в волонтерских проектах: - «ради приобретения опыта взаимодействия с разными людьми» (20 % опрошенных); - «ради знакомства и изучения особенностей различных жизненных ситуаций» (12 % опрошенных); - «для выявления причин возникновения трудных и проблемных ситуаций – в одних случаях по вине самого человека, в других – из-за стечения негативных факторов и случайностей» (15 % опрошенных); - «в целях развития специальных навыков и знаний» (18 % опрошенных); - «ради установления деловых связей и личных контактов» (35 % опрошенных). Другими словами, более половины опрошенных студентов включаются в разработку и реализацию волонтерских проектов ради приобретения нового учебно-профессионального опыта и установления деловых связей. Анализ практики работы волонтерами позволил выделить основные потребности молодых людей, которые успешно реализуются в рамках волонтерской деятельности. Рассмотрим характеристику основных из них: потребность человека быть нужным другому человеку. Волонтерство позволяет ощутить свою полезность. Это может быть серьезным мотивом для подростков и молодых людей: «я очень необходим, во мне нуждаются другие люди; эти незнакомые ранее, возможно разного возраста и пола, представители разных национальностей и религий, люди считают меня полезным». Такие переживания обладают несомненной ценностью для самоопределяющейся личности; потребность в общении. Как известно, для подросткового возраста и молодежи общение является ведущим видом деятельности, «общение становится локомотивом всего личностного индивидуального развития человека». Большинство молодежных волонтерских акций и проектов – это массовые мероприятия, организованные группой волонтеров. В компании единомышленников студентам интересно работать, у них «расширяется круг общения». Для студентов-волонтеров важно знать, что по завершении проекта каждый из них будет знаком не менее чем с сотней людей, что мобильный телефон многих пополниться «нужными» телефонами, что предстоит общаться с представителями власти и бизнеса. Этот новый опыт общения с представителями других возрастов, а, главное, общение с людьми других социальных и профессиональных групп является серьезным и осознанным мотивом активной волонтерской деятельности. И это очень серьезное новое качество общения – ведь студентов с этими людьми объединяет дело, общие трудности и общий успех; потребность в творчестве. Как показывает опыт в волонтерские акции и проекты включаются молодые люди из разных сфер – студенты гуманитарных и технических вузов, молодые рабочие и специалисты, молодые мамы и домохозяйки, молодые бизнесмены. И вне зависимости от профессиональной подготовки и места работы или учебы у волонтеров есть возможность включаться в творческий процесс. Это могут быть и выступления перед публикой, подготовка сценариев, и журналистика, дизайн, реклама. По мнению исследователей, искусство и творчество обладают неисчерпаемыми возможностями для самовыражения и саморазвития личности. Искусство и творчество выполняют эстетическую функцию, которая позволяет сформировать эстетические ценности и ценностные ориентации человека в мире, развить коммуникативные способности человека, связанные с обменом мыслями, идеями и эмоциями между людьми разных национальностей, даже говорящими на разных языках. Кроме этого, творчество обладает терапевтическими свойствами, выступая как средство самовыражения, самопознания личности. В ходе разработки и реализации проекта волонтерам часто бывает нужно составить листовку, сочинить и написать текст и продумать ее оформление. В разработке сценария важно уметь написать стихи или сочинить песню, придумать «слоган-девиз», выполнить коллаж или плакат, подготовить выступление на сцене, написать пресс-релиз или статью, сделать фото-отчет и многое-многое другое. Навыки такой индивидуальной и коллективной творческой работы студентов-волонтеров, а затем ее успешная реализация оказывают позитивное влияние на выбор дополнительной профессии, что особенно важно в условиях рыночной экономики, или становятся хобби, что также важно, как средство самопомощи студентов-волонтеров в их сложных жизненных ситуациях; потребность в самореализации и построении карьеры. Как мы уже отмечали, участие в волонтерстве позволяет студентам устанавливать деловые и личные связи, «приобретать» уважение в студенческой среде и среди преподавателей. Кроме этого, в волонтерской деятельности у многих студентов часто проявляются и развиваются организаторские, лидерские способности. Руководителю волонтерской группы важно создавать условия, при которых каждый волонтер сможет попробовать себя на разных «ролях», на разных участках работы, сравнить, выбрать для себя наиболее интересную, привлекательную, в меру сложную, но достижимую ее часть; потребность в приобретении социального опыта. Как известно, человек становится личностью в процессе и в результате формирования определенного социального опыта. И чем больше социального опыта, просоциального большей частью (разнообразных переживаний и эмоций, всевозможных отношений и событий), тем в большей степени развиваются личностные качества молодого человека. Участие в волонтерской деятельности позволяет студентам формировать опыт «обнаружения и определения» различных социальных проблем, развивать умения выявлять их причины. Но главным является формирование опыта проектирования содержания социально-педагогической работы, умения создать условия для успешной реализации проектов и программ, а также развитие способности рефлексии. Это такой опыт, который позволяет в той же логике успешно и легко решать собственные профессиональные и личные задачи; потребность в подтверждении самостоятельности и взрослости. Работая над серьезными «взрослыми» социальными проблемами, молодые волонтеры демонстрируют обществу свою зрелость, оригинальность, самостоятельность. Волонтерские акции по сбору средств для приобретения дорогостоящих лекарств, проведение операций тяжелобольным детям своими суммами часто впечатляют даже очень состоятельных родителей. Кроме удовлетворения потребностей, интересов и личностных мотивов для студентов-волонтеров не бывают лишними так называемые «ресурсные возможности». Включаясь в волонтерскую деятельность, люди становятся обладателями сопутствующих благ. Участники волонтерских акций и проектов получают одежду (футболки, бейсболки, галстуки), фирменную продукцию (ручки, блокноты, сувениры), питание. Волонтеры – участники многочисленных конкурсов и фестивалей награждаются ценными призами, путевками, бесплатными образовательными курсами и прочее. Кроме того, за время участия в акциях и проектах у волонтера собирается портфолио, представляющее интерес для потенциального работодателя. И, на наш взгляд, самый сильный мотив и самая большая отдача волонтерской работы – это вера, убежденность и реальное доказательство того, что силами волонтерской деятельности невозможное возможно. Волонтерская практика авторов убеждает, что какой бы нереальной на первый взгляд не казалась идея, но если - это кому-то очень нужно, кого-то спасает, кому-то помогает, всегда можно найти ресурсы и возможности, а, главное, найдутся люди, готовые помочь, и все получается! «Ведь, если звезды зажигают, значит это кому-то нужно!» Участвуя в волонтерской деятельности, молодые люди приобретают ряд практических навыков, необходимых им и в повседневной жизни. К их числу относятся: – умение слышать и слушать; – умение вести за собой; – умение расположить к себе собеседника; – умение принимать решения; – опыт работы с группой, знание основ психологии; – организаторские и лидерские способности. Анализ волонтерской практики показал, что организация и участие в волонтерской деятельности способствует развитию у молодых людей таких личностных качеств, как уверенность в себе, общительность, бесконфликтность, эмпатия, толерантность. Наблюдается динамика в развитии творческого потенциала, гибкости и нормативности поведения, увеличивается потребность молодых людей в саморазвитии и самосовершенствовании. Основным новообразованием, свидетельствующем о личностном развитии человека, выступает социальная зрелость. Сущность феномена социальной зрелости личности проявляется в ее ценностях, целях, жизненных смыслах, в отношении с ценностями и целями развития общества и цивилизации. Социальная зрелость – это целостное качество личности, которое проявляется: - в потребности человека быть и считаться значимым для других людей и общества в целом; - в активности самого человека в организации труда, быта, его стремлении планировать свою жизнь и достигать успеха; - в уровне и качестве общественных связей человека с другими людьми; - в чувстве сопричастности с общественно-политическими процессами, происходящими в обществе при выборе своего жизненного пути; - в способности осуществлять свободный и ответственный выбор, стремлении к гуманному отношению к себе самому, другим людям, обществу и миру в целом на основе ценностей добра, любви, веры и совести; - в стремлении человека к своему собственному идеалу – себе самому; - в активности, творчестве, потребности человека в самоактуализации; - в силе духа, ответственности, высокой морали человека . И если на начальном этапе волонтерской деятельности мотивы участников скорее индивидуалистичны или сосредоточены на общении в группе, то впоследствии они в значительной мере становятся все более социальными, направленными на других, даже незнакомых людей. Как известно, личность формируется в деятельности, и именно характер социально значимой деятельности в подростковом и молодежном возрасте определяет мировоззрение молодого человека, его отношение к себе и другим людям, к труду, к миру. В совместной общественно значимой деятельности происходит становление социально ответственного поведения, формируются навыки самоконтроля в нетипичных ситуациях, развиваются проектировочные, аналитические, коммуникативные умения. Таким образом, волонтерство понимается нами как социальный феномен, реализуемый в гуманистически ориентированном обществе. Волонтерство выступает как возможность социального служения, оказания добровольной и бескорыстной помощи различным категориям детей и взрослых. Мотивы волонтерской деятельности определяются социальными и духовными потребностями человека и не связаны, как правило, с удовлетворением материальных потребностей. В волонтерской деятельности человека человек становится и развивается как личность. В волонтерской деятельности у человека формируются представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. В волонтерскую работу, как правило, включаются люди уже имеющие необходимый и достаточно высокий уровень социального, духовного и нравственного развития. Вместе с тем волонтерская работа может выступать как фактор формирования социально значимых личностных свойств студентов – будущих специалистов, от профессиональной деятельности которых в будущем и настоящем зависит развитие российского общества. Особенно важно иметь опыт участия и руководства волонтерскими проектами для специалистов психолого-педагогической и социально-образовательной сферы. Их профессиональная подготовка осуществляется в вузе согласно ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование». Стандарт определяет перечень профессиональных задач, к решению которых должен быть подготовлен выпускник. К их числу относятся проектирование и реализация программ профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей и молодежи, программ и проектов сопровождения образования детей с отклонениями в развитии, программ и проектов консультативной, информационно- методической помощи, а также руководство проектной деятельностью обучающихся. Другими словами, для выпускников уровней бакалавриата и магистратуры по направлению «Психолого-педагогическое образование» способность участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности учащегося, развитии социальных инициатив, социальных проектов выступает в качестве основной профессиональной компетентности формируемой в процессе подготовки студентов в вузе. Таким образом, анализ научных данных и эмпирических фактов показывает, что волонтерство – характерный признак гуманного цивилизованного общества. С развитием гуманного общества развиваются и сама идея волонтерства как добровольной и бескорыстной помощи разным категориям детей и взрослых, и различные направления, формы и способы добровольческой деятельности.
Список литературы:
Информация о работе Социальный аспект волонтерской деятельности