Спартанская и Афинская системы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 10:43, реферат

Краткое описание

Идеал развития личности в Спарте сводился к формированию мужественного, духовно сильного, физически развитого человека. До 7 лет дети в Спарте воспитывались в семье. Они находились на попечении кормилиц, которые не баловали детей, воспитывая их в строгости, и уделяли внимание развитию физического здоровья. Государство с самого раннего возраста участвовало в деле воспитания мальчика-спартанца, которого уже в первые дни жизни старейшины должны были признать годным или не годным к военной службе. В условиях сурового строя жизни при господстве родовой знати воспитание в Спарте носило ярко выраженный военно – физический характер и управлялось государством. Все мальчики – спартанцы старше 7 лет объединялись в отряды – ангелы и илы и под руководством специальных лиц занимались физическими упражнениями, тренировались в выносливости, обучались военному делу. Умственному развитию подростков и юношей в Спарте особого внимания не уделялось, но вопросы нравственного воспитания, особенно в его патриотическом аспекте, вне поля зрения не оставались.

Вложенные файлы: 1 файл

Спартанская и Афинская системы воспитания.docx

— 14.92 Кб (Скачать файл)

Спартанская и Афинская системы  воспитания.

      Идеал развития личности в Спарте сводился к формированию мужественного, духовно сильного, физически развитого человека.   До 7 лет дети в Спарте воспитывались в семье. Они находились на попечении кормилиц, которые не баловали детей, воспитывая их в строгости, и уделяли внимание развитию физического здоровья. Государство с самого раннего возраста участвовало в деле воспитания мальчика-спартанца, которого уже в первые дни жизни старейшины должны были признать годным или не годным к военной службе.  В условиях сурового строя жизни при господстве родовой знати воспитание в Спарте носило ярко  выраженный  военно – физический  характер и управлялось государством. Все мальчики – спартанцы старше 7 лет объединялись в отряды – ангелы и илы и под руководством специальных лиц занимались физическими упражнениями, тренировались в выносливости, обучались военному делу. Умственному развитию подростков и юношей в Спарте особого внимания не уделялось, но вопросы нравственного воспитания, особенно  в его патриотическом аспекте, вне поля зрения не оставались.  
     Молодежь до 30 лет в Спарте не обладала полнотой гражданских прав и воспитывалась под контролем государства. В этом процессе выделялось три возрастных периода: от 7 до 15 лет, от 15 до 20 лет и от 20 до 30 лет, самый интенсивный процесс воспитания и обучения приходится именно на первый из выделенных периодов. С 7 лет все мальчики становились общественной собственностью, их собирали в агелы — своеобразные военизированные интернаты казарменного типа, где они жили и воспитывались до 14 лет. Контроль над агелой осуществлял пайдоним пайдоном — представитель государственной власти, а непосредственное руководство — эйрены — юноши-спартиаты старше 15 лет, проявившие умение руководить. 
      Основной упор делался на гимнастические и военные упражнения. Мальчики росли в довольно суровых условиях: из одежды им полагался один хитон а с 12 лет один плащ на год, пища была весьма скудной и простой, ухаживать за телом не разрешалось, постель, на которой спали подростки, изготавливалась из тростника. Чтение, письмо, счет, музыка не являлись приоритетными предметами в содержании образования спартиатов, а их изучение было утилитарным чтение и письмо — для того, чтобы составить военное донесение, музыка и стихосложение — для того, чтобы петь военные гимны, и т. п.. Мальчики участвовали в ежегодных публичных состязаниях — агонах, в ходе которых им предстояло показать все, чему они научились. Первый период воспитания в 14 лет заканчивался большим агоном, включавшим мусические музыка, пение, стихосложение и т. п. и гимнастические состязания, а также испытание на мужество и выдержку — публичные сечения. 
      Успешно прошедшие испытание юноши получали оружие, распределялись по отрядам и в течение года несли испытательную службу на территории всей Спарты. Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от воспитания спартанских юношей и проходило в постоянных гимнастических упражнениях. Физическое здоровье спартанок должно было обеспечить воспроизводство здорового потомства. 
     В Афинах социальное устройство имело черты демократизма, цель воспитания личности заключалась во всестороннем развитии духовных качеств и физических сил ребенка. До 7 лет мальчики воспитывались в семье. В раннем возрасте дети воспитывались матерью и кормилицами, с 4-5 лет они находились под присмотром раба — педагога. С 7 лет дети поступали в школу.

      В  Афинах сформировалась сложная  система образования, которой  не было в Спарте.  Обучение  в мусической школе продолжалось от 7 до 15 лет где обучали чтению, письму, счету, музыке и пению; палестра, где мальчики занимались гимнастикой ( занятия в мусической школе и палестре шли параллельно); гимназий для юношей 16- 18 лет из наиболее знатных семей, где продолжались занятия гимнастикой и куда для бесед с молодыми людьми приходили философы и государственные мужи. Средняя ступень образования в Афинах была представлена несколькими типами школ. Это прежде всего гимнасий для юношей 16-18 лет, проявивших старание и достигших высоких результатов в обучении. Далее все юноши с 18 до 20 лет должны были пройти двухгодичный курс в эфебии — государственном учреждении, целью которого была военная подготовка.   

        Характерной тенденцией афинского  образования, сложившейся к VI в. до н. э., стал процесс становления и развития философских школ Женское образование в Афинах не было развито так, как в Спарте, и ограничивалось рамками семейного воспитания на женской половине дома — гинекее. Здесь от матери, кормилиц и других женщин семьи девочка получала элементарные знания чтения, письма, навыки игры на каком-либо музыкальном инструменте, пения, но в основном все время девочки было занято обучением рукоделию.

Сходство воспитания в Афинах и Спарте: 

 До 7 лет дети  воспитывались в семье, женское  образование не было развито,  девочки воспитывались дома.

Отличия:

Направленность  воспитания в Афинах — гармоническое  и ум и тело, в Спарте — ставка на физическое воспитание

В Спарте — обучение происходило в агелах, в Афинах — обучение было двуступенчатым: сначала — палестры, потом — гимнасии.

Содержание образование  носило различную направленность: в  Спарте обучение письме, чтению и речи носило утилитарный характер, в Афинах — эти дисциплины имели целью  эстетическое воспитание.

 

 


Информация о работе Спартанская и Афинская системы воспитания