Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 10:43, реферат
Идеал развития личности в Спарте сводился к формированию мужественного, духовно сильного, физически развитого человека. До 7 лет дети в Спарте воспитывались в семье. Они находились на попечении кормилиц, которые не баловали детей, воспитывая их в строгости, и уделяли внимание развитию физического здоровья. Государство с самого раннего возраста участвовало в деле воспитания мальчика-спартанца, которого уже в первые дни жизни старейшины должны были признать годным или не годным к военной службе. В условиях сурового строя жизни при господстве родовой знати воспитание в Спарте носило ярко выраженный военно – физический характер и управлялось государством. Все мальчики – спартанцы старше 7 лет объединялись в отряды – ангелы и илы и под руководством специальных лиц занимались физическими упражнениями, тренировались в выносливости, обучались военному делу. Умственному развитию подростков и юношей в Спарте особого внимания не уделялось, но вопросы нравственного воспитания, особенно в его патриотическом аспекте, вне поля зрения не оставались.
Спартанская и Афинская системы воспитания.
Идеал развития личности
в Спарте сводился к формированию мужественного,
духовно сильного, физически развитого
человека. До 7 лет дети в Спарте
воспитывались в семье. Они находились
на попечении кормилиц, которые не баловали
детей, воспитывая их в строгости, и уделяли
внимание развитию физического здоровья.
Государство с самого раннего возраста
участвовало в деле воспитания мальчика-спартанца,
которого уже в первые дни жизни старейшины
должны были признать годным или не годным
к военной службе. В условиях сурового
строя жизни при господстве родовой знати
воспитание в Спарте носило ярко выраженный
военно – физический характер и управлялось
государством. Все мальчики – спартанцы
старше 7 лет объединялись в отряды – ангелы
и илы и под руководством специальных
лиц занимались физическими упражнениями,
тренировались в выносливости, обучались
военному делу. Умственному развитию подростков
и юношей в Спарте особого внимания не
уделялось, но вопросы нравственного воспитания,
особенно в его патриотическом аспекте,
вне поля зрения не оставались.
Молодежь до 30 лет в Спарте
не обладала полнотой гражданских прав
и воспитывалась под контролем государства.
В этом процессе выделялось три возрастных
периода: от 7 до 15 лет, от 15 до 20 лет и от
20 до 30 лет, самый интенсивный процесс
воспитания и обучения приходится именно
на первый из выделенных периодов. С 7 лет
все мальчики становились общественной
собственностью, их собирали в агелы —
своеобразные военизированные интернаты
казарменного типа, где они жили и воспитывались
до 14 лет. Контроль над агелой осуществлял
пайдоним пайдоном — представитель государственной
власти, а непосредственное руководство
— эйрены — юноши-спартиаты старше 15 лет,
проявившие умение руководить.
Основной упор делался
на гимнастические и военные упражнения.
Мальчики росли в довольно суровых условиях:
из одежды им полагался один хитон а с
12 лет один плащ на год, пища была весьма
скудной и простой, ухаживать за телом
не разрешалось, постель, на которой спали
подростки, изготавливалась из тростника.
Чтение, письмо, счет, музыка не являлись
приоритетными предметами в содержании
образования спартиатов, а их изучение
было утилитарным чтение и письмо — для
того, чтобы составить военное донесение,
музыка и стихосложение — для того, чтобы
петь военные гимны, и т. п.. Мальчики участвовали
в ежегодных публичных состязаниях —
агонах, в ходе которых им предстояло показать
все, чему они научились. Первый период
воспитания в 14 лет заканчивался большим
агоном, включавшим мусические музыка,
пение, стихосложение и т. п. и гимнастические
состязания, а также испытание на мужество
и выдержку — публичные сечения.
Успешно прошедшие испытание
юноши получали оружие, распределялись
по отрядам и в течение года несли испытательную
службу на территории всей Спарты. Воспитание
спартанских девушек мало чем отличалось
от воспитания спартанских юношей и проходило
в постоянных гимнастических упражнениях.
Физическое здоровье спартанок должно
было обеспечить воспроизводство здорового
потомства.
В Афинах социальное устройство
имело черты демократизма, цель воспитания
личности заключалась во всестороннем
развитии духовных качеств и физических
сил ребенка. До 7 лет мальчики воспитывались
в семье. В раннем возрасте дети воспитывались
матерью и кормилицами, с 4-5 лет они находились
под присмотром раба — педагога. С 7 лет
дети поступали в школу.
В Афинах сформировалась сложная система образования, которой не было в Спарте. Обучение в мусической школе продолжалось от 7 до 15 лет где обучали чтению, письму, счету, музыке и пению; палестра, где мальчики занимались гимнастикой ( занятия в мусической школе и палестре шли параллельно); гимназий для юношей 16- 18 лет из наиболее знатных семей, где продолжались занятия гимнастикой и куда для бесед с молодыми людьми приходили философы и государственные мужи. Средняя ступень образования в Афинах была представлена несколькими типами школ. Это прежде всего гимнасий для юношей 16-18 лет, проявивших старание и достигших высоких результатов в обучении. Далее все юноши с 18 до 20 лет должны были пройти двухгодичный курс в эфебии — государственном учреждении, целью которого была военная подготовка.
Характерной тенденцией
Сходство воспитания в Афинах и Спарте:
До 7 лет дети
воспитывались в семье,
Отличия:
Направленность воспитания в Афинах — гармоническое и ум и тело, в Спарте — ставка на физическое воспитание
В Спарте — обучение происходило в агелах, в Афинах — обучение было двуступенчатым: сначала — палестры, потом — гимнасии.
Содержание образование носило различную направленность: в Спарте обучение письме, чтению и речи носило утилитарный характер, в Афинах — эти дисциплины имели целью эстетическое воспитание.
Информация о работе Спартанская и Афинская системы воспитания