Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 08:03, реферат
С древних времен вопросы и проблемы воспитания и образования всегда занимали одну из наиболее важных позиций среди прочих государственных задач. Причем каждая эпоха вносит свои концептуальные новшества в понятие воспитания, то есть содержание и методы его хронологически меняются, но цель всегда одна: воспитать всесторонне развитую личность, в рамках достигнутого прогресса, которая смогла бы существовать в определенной исторической обстановке. На систему, содержание и методы воспитания в основном большое влияние оказывают три фактора: хронологический, политический и географический.
Введение………………………………………………………………………
1. Историческая справка: образование Спартанского государства………
2. Цель, задачи и система спартанского воспитания………………………
3. Содержание и методы воспитания мальчиков в Спарте. Физическое и музыкальное образование……………………………………………………..
3.1 Воспитание в семье…………………………………………………………
3.2 Период государственного образования……………………………………..
3.2.1. Воспитание в возрасте от 7 до 15 лет…………………………………….
3.2.2. Воспитание в возрасте от 15 до 20 лет; от 21 до 30 лет……………….
3.3 Место грамматики и музыки в системе образования…………………….
4. Женское воспитание в Спарте………………………………………………
5. Философы Древней Греции о физическом воспитании как о главном аспекте военного воспитания…………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………….
Таким образом, в возрасте 15 лет мальчиков уже вводили в атмосферу военных действий, приучая их равнодушно относиться к смерти и к убийствам, дав прочувствовать всю радость победы над противником.
«Пробный год» завершался по возвращению в Спарту новым публичным агоном по аналогии с сечением у алтаря Артемиды Орфии, после чего молодежь зачислялась в состав иренов - помощников руководителей воспитания. Основной задачей иренов было физическое наказание младших членов агелы, и справлялись они с ней крайне старательно, ибо если порка не была достаточно суровой, то тогда уже сам старший преподаватель сек своего помощника.
Кроме того, в обязанности ирена входило развитие речи и мышления у детей. Военная идеология не требовала большой грамотности и употребления сложных фраз и оборотов в общении между людьми. На поле боя ценились краткие и четкие ответы. И такая способность прививалась детям с самого раннего возраста. «Ирен предлагал воспитанникам вопросы, требующие размышления и сообразительности, вроде таких, как: «Кто лучший среди мужей?» В ответе полагалось назвать причину того или иного суждения и привести доказательства, облекши мысль в самые краткие слова... Детей учили говорить так, чтобы в их словах едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространственные размышления». Позднее понятие «лаконическая» речь (от названия государства - Лаконика) становится именем нарицательным для обозначения краткости и логичности в передаче мысли.
Период с 7 до 15 лет оказывался для спартанских подростков наиболее насыщенным и трудным.
3.2.2. Воспитание в возрасте от 15 до 20 лет; от 21 до 30 лет
На втором этапе государственного военного воспитания его содержание несколько меняется: если до 15 лет спартанскому мальчику прививались только лишь общие навыки по выживанию в условиях постоянной боевой готовности, причем обучение проходило под постоянным наблюдением старших преподавателей, то по достижении зрелости юноши должны были опробовать все полученные навыки на практике реальных военных действий. И кроме того, начиная с этого возраста государство впервые начинает проявлять некоторую заботу об интеллектуальном развитии детей: в программу обучения теперь входят не только физические упражнения, но также и занятия грамматикой и музыкой.
С возрастом система воспитания становится менее суровой, и период жизни от 21 до 30 лет является некоторым переходным временем: молодой человек уже имеет право жить семейной жизнью и характер его занятий приближается к военно-лагерной жизни общины. Особенно высоко ценилось полученное в этом возрасте право принимать участие в праздниках и совместных трапезах мужчин, на которых велись беседы о государственных и военных делах. Иногда молодым людям даже позволялось высказать свою мысль, хотя в большинстве случаев они должны были сидеть молча и набираться опыта.
Только в тридцать лет заканчивается период обязательного военного образования, и спартиат становится полноправным гражданином, обладающим всем спектром социальных и политических прав.
В возрасте от 7
до 30 лет спартанские юноши
3.3 Место грамматики и музыки в системе образования
Обучение военным навыкам, действительно, играло ведущую роль в системе спартанского воспитания. Забота же об интеллектуальном развитии детей была сведена к минимуму. Так, например, грамоте мальчиков учили только в пределах необходимости: чтобы умели прочитать приказ и подписать свое имя. Дальнейшее углубление в предмет считалось роскошью и его целесообразность отрицалась.
В противовес этому большое внимание спартанские власти уделяли хоровому пению. Уже древними философами было замечено, что «ритм и мелодия содержат в себе ближе всего приближающиеся к реальной действительности отображения гнева и кротости, мужества и умеренности... а также прочих нравственных качеств.». Хором пели мальчики в агелах, мужчины на праздниках, воины на поле боя. Музыка сплачивала людей, создавала настроение единства и силы и была возведена спартанцами до уровня культа. «В песнях было заключено своего рода жало, будившее мужество, нечто, увлекавшее душу восторженным порывом к действию». Все песни носили военный характер и были либо хвалебными, прославлявшие павших за Спарту, либо порицавшие трусов и призывающие к подвигу.
Грамота и музыка были единственными предметами, помимо физических упражнений, преподаваемые детям в период государственного образования. Таким образом, мы видим, что в спартанских гимназиях большого внимания ни наукам, ни искусству не уделялось. Однако это не дает право называть спартанцев «абсолютно безграмотными» по той причине, что они оказались невежественными только в тех областях знаний, которые не касались их военно-лагерного образа жизни. В области же воспитания силы тела и духа и других вопросах, связанных с военной политикой государства (куда спартанское правительство отнесло также грамматику и музыку, полностью милитаризовав эти науки и подчинив их своим целям), спартанцев упрекнуть в невежественности нельзя.
4. Женское воспитание в Спарте
Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от юношеского воспитания. Греческими философами было провозглашено почти полное равноправие полов: «Способности одинаково распределены между полами, и все занятия доступны по природе и женщине и мужчине». Эта мысль просматривается во всех основных философских трудах того времени. Девушек учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики; они учились так же танцам и пению. Причем физические упражнения по своей сложности не уступали мужским. Это объяснялось тем, что «от здоровых и сильных супругов и дети будут сильными и здоровыми». Женщинам также, по достижении определенного возраста, разрешалось принимать участие в военных походах и криптиях. И кроме того, они присутствовали при всех государственных, военных и религиозных праздниках, исполняя песни и ритуальные танцы.
Гражданские права женская половина населения Спарты также получала после 30 лет. В это же время по закону заканчивался процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов.
Спартанские девушки ничем не уступали в уровне своей военной подготовки юношам, однако их роли в социуме несколько различались: если мужчина был прежде всего воином, но женщина, по традиции, рассматривалась как хранительница домашнего очага.
5. Философы
Древней Греции о физическом
воспитании как о главном
Ознакомившись
с системой воспитания в Спарте,
рассмотрим теперь философские концепции,
связанные с этим вопросом. Отличительной
чертой спартанского воспитания является
его узко военная направленность,
которая подразумевает под
Из всех философов Древней Греции наиболее значимыми для нас представляются Платон и его ученик Аристотель. И именно поэтому мы и остановимся на их работах.
5.1. Философские взгляды Платона
Несмотря но то, что оба эти философа имели непосредственное влияние друг на друга, они все же являлись представителями диаметрально противоположных идейных течений: Платону был свойственен метафизический подход к жизни, Аристотель же отошел от этого направления и был сторонником более реалистических взглядов. Однако их мнения, особенно относительно вопросов воспитания молодежи во многом совпадают.
Оба философа говорят о необходимости физического воспитания с самого раннего детства посредствам разнообразных игр. Аристотель указывает на важность движения для детей в раннем возрасте и советует поощрять подвижные игры. Также, по его мнению, не стоит мешать громкому плачу детей, так как “это является для них своего рода гимнастикой”. И если Аристотель видит в играх только лишь пользу для физического здоровья, то у Платона несколько другой подход: он настаивает на ведении преподавания посредствам игры. “Человек должен с малолетства упражняться то в виде забавы, то всерьез, во всем, что к этому (к будущей жизни) относится. Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроем, тот в играх должен: первый - обрабатывать землю, второй- возводить какие нибудь постройки.” Как видно из приведенной выше цитаты Платон не воспринимал физическое воспитание в чистом виде: оно у него носит несколько социальный и даже религиозный окрас.
Основываясь на своих метафизических взглядах, философ выдвигает на первый план идеи нравственного воспитания, говоря о том, что “развитие души” играет ведущую роль, но именно поэтому следует усиленно заботиться о физическом развитии, поскольку “пренебрежение последним ведет к изнеженности, а изнеженность делает характер детей тяжелым”. И поэтому Платон провозглашает: “Основное начало-движение.” Но и сама суть движения у философа носит несколько особый характер: “...все должны избегать в жизни неумеренных скорбей и наслаждений и всегда держаться какой-то середины.” Эту золотую середину Платон возводит в главный воспитательный принцип и, продолжая идею об изнеженности тела, говорит: если “изнеженность делает характер детей тяжелым, то излишнее и грубое порабощение делает его приниженным.”
Этот лимитирующий критерий, боязнь крайностей и перегрузок относится прежде всего к физическому воспитанию детей. По мысли Платона мальчикам после 6 лет “следует заниматься верховой ездой, стрельбой из лука, из пращи, метанием дротиков. Если девочки согласятся, то они, хоть по крайней мере, пусть обучатся тому; в особенности им следует научиться обращению с оружием. Остальные же труды, забавы и попечения о своем теле не свойственны свободнорождённым людям”. Так заканчивает свои размышления о физическом развитии детей философ, указывая на то, что этих упражнений будет вполне достаточно, чтобы воспитать свободного гражданина.
У Платона также свои взгляды на пользу от физического воспитания. Его функции он сводит только лишь к участию в государственных мероприятиях: “Детям, пока они еще не идут на войну, надо было бы при совершении шествий и торжественных процессий, всегда украшаться оружием, сидеть на коне, а также сопровождать молитвы танцами в честь богов и героев. Состязания и подготовительные работы к ним надо устраивать только лишь ради этой цели”.
С другой стороны, физическое воспитание подчинено у Платона высшим жизненным задачам. И здесь особое значение приобретает преподавание гимнастики, поскольку “разнообразные, прежде всего, военные, упражнения должны содействовать тому, что тело превращается в покорное орудие воли в конечном стремлении истинного философа”, которым является желание уподобиться божеству. Эта идея является прототипом высказанной позже мысли: в здоровом теле здоровый дух.
Философия Платона, основанная на метафизическом мировоззрении, полностью подчиняет суть физического воспитания идеям духовного порядка. И хотя она и не отрицает его важного значения, однако совершенно очевидна его второстепенность.
5.2. Философские взгляды Аристотеля
Другой древнегреческий философ, о котором уже было сказано выше, - Аристотель - в противоположность Платону придает физическому воспитанию колоссальную роль и выдвигает его на первое место: “забота о теле должна предшествовать заботе о душе,”- говорит он и в то же время резко осуждает спартанскую воспитательную практику, поскольку спартанцы “постоянными тяжелыми упражнениями обращают детей в своего рода животных; поступают они так в том расчете, будто бы это полезно для развития мужества. Однако, как на это часто было указано, не следует обращать все свои заботы на одну цель...” Спартанское правительство действовало вразрез с этой идеей, что впоследствии привело к глобальной катастрофе.
В качестве основного принципа правильного воспитания Аристотель, так же, как и Платон, видел стремление к “золотой середине.” С его точки зрения, “для телесной силы гибельны и чрезмерные занятия, и недостаточные...а обладание серединой благосклонно.”
Резкой критике подвергает философ как средства, так и цели спартанского воспитания: идеи Аристотеля, связанные с военным воспитанием несколько иные. В противовес спартанскому правительству он считает, что “о военной выправке граждан нужно заботиться не ради того, чтобы они поработили недостойных, но для того, чтобы они прежде всего не попали сами в рабство,” в то время как Спарта постоянно преследовала резко противоположные цели: расширение своих владений путем захвата соседних территорий.
Таким образом,
проанализировав некоторые
Заключение
Спартанское государство возникло в IX в. до н.э. в результате захватнических действий со стороны одного из греческих племен по отношению к близлежащим территориям. Дорийским племенам победа далась тяжело, так как коренное население оказывало сильное сопротивление захватчикам. В связи с тем, что обостренная классовая борьба не затихала в течение нескольких веков, спартанское правительство вынуждено было направить все свои силы на то, чтобы удержать власть в своих руках. А для этого, прежде всего, было необходимо создать сильную, военно-обученную нацию. Таким образом, особенности спартанского воспитания были заложены еще изначально, ибо эта задача легла на плечи педагогов.
В связи с этой напряженной исторической обстановкой в Спарте вырабатывается особая система воспитания, которая становится первостепенной задачей государства и полностью подчиняется его политическим нуждам. Система государственного воспитания распространялась на людей в возрасте от 7 до 30 лет. Таким образом, обозначилась тенденция спартанского воспитания: его исключительная направленность на развитие физических способностей в ущерб эстетическим качествам души человека.