Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 14:30, доклад
Аутизм как симптом встречается при довольно многих психических расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень рано (в первые годы и даже месяцы жизни ребенка), занимает центральное, ведущее место в клинической картине и оказывает тяжелое негативное влияние на все психическое развитие ребенка. В таких случаях говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА), который считают клинической моделью особого — искаженного — варианта нарушения психического развития.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курганский педагогический колледж»
Сообщение
По коррекционной педагогике
Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности
Выполнила: Сутурина Наталья
Группа №52
Курган 2013
Понятие о синдроме раннего детского аутизма
Под термином аутизм понимают «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой» (К.С. Лебединская).
Аутизм как симптом
Клинико-психолого-
Клинико-психолого-
1) аутизм с аутистическими переживаниями;
2) стереотипное, однообразное
поведение с элементами
Аутизм проявляется наиболее ярко в возрасте 3—5 лет, и в числе наиболее характерных проявлений в раннем возрасте можно назвать следующие:
Для поведения аутичного ребенка весьма характерен феномен тождества, проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства, в противодействии любым изменениям в окружающем. Внешне эти реакции на изменения могут проявляться в беспокойстве, страхах, агрессии и самоагрессии, гиперактивности, расстройствах внимания, рассредоточении. Феномен тождества также обнаруживает себя в разнообразных, отличающихся большой стойкостью стереотипиях: многократном повторении одних и тех же движений и действий — от самых простых (раскачивание, потряхивание руками) до сложных ритуалов; стремлении к жесткому постоянству в бытовых привычках (пища, посуда, одежда, прогулки, книги, музыкальные произведения и т.д.); повторении одних и тех же звуков, слов; ритмичном постукивании по окружающим предметам (кубиком по столу и т.п.), обнюхивании и облизывании иногда совершенно неподходящих для этого предметов и т. п.
Стереотипность проявляется
и в игре: очень типично однообразное,
бессмысленное повторение одних
и тех же действий (ребенок вертит
бутылку из-под минеральной
Неравномерность развития при
аутизме отчетливо проявляется
Очень рано появляются страхи, которые могут быть диффузными, неконкретными, на уровне общей тревоги и беспокойства, и дифференцированными, когда ребенок боится определенных предметов и явлений, причем перечень объектов страха поистине бесконечен: зонты, шум электроприборов, мягкие игрушки, собаки, все белое, машины, подземные переходы и др.
Страхи различны по своей
природе. В одних случаях причина
страха — повышенная чувствительность
к звуковым, световым и другим сенсорным
воздействиям: например, звук, не вызывающий
у большинства людей неприятных
ощущений, для ребенка с аутизмом
может оказаться чрезмерно
Еще одной особенностью внутреннего
мира детей с аутизмом являются аутистические фантазии. Их
основные черты — оторванность от реальности,
слабая, неполная и искаженная связь с
окружающим. Эти отличающиеся стойкостью
фантазии как бы замещают реальные переживания
и впечатления, нередко отражают страхи
ребенка, его сверхпристрастия и сверхценные
интересы, являются результатом осознания
ребенком в той или иной мере своей несостоятельности,
а иногда следствием нарушения сферы влечений
и инстинктов. Приводимые разными авторами
особенности речевого развития аутичных
детей многочисленны, но в основном совпадают.
Это: мутизм (отсутствие
речи) значительной части детей; эхолалии(повторение
слов, фраз, сказанных другим лицом), часто
отставленные, т. е. воспроизводимые не
тотчас, а спустя некоторое время; большое
количество слов-штампов и фраз-штампов,
фонографичность («
Правильная и своевременная коррекция аутизма становится в этом случае условием интеллектуального прогресса. В ряде случаев встречаются аутистические черты поведения у детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями (идиотия, имбецильность). Более типичен другой вариант: помимо аутистических нарушений у ребенка есть органическое поражение головного мозга и обусловленная им интеллектуальная недостаточность, чаще всего умеренная или тяжелая. Работа с таким ребенком исключительно сложна, поскольку обе составляющие сложного нарушения (аутизм и интеллектуальное недоразвитие) усугубляют тяжесть проявлений друг друга, существенно затрудняя коррекционное вмешательство.
Аутизм можно в большей
или меньшей степени
Возможности развития, образования и социализации
По данным Института коррекционной педагогики РАО, при своевременной правильной коррекционной работе 60% аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы, 30% — по программе специальной школы того или иного из существующих типов и 10% адаптируются в условиях семьи. В тех случаях, когда коррекция не проводится, 75% вообще социально не адаптируются, 22—23% адаптируются относительно (нуждаются в постоянной опеке) и лишь 2—3% достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации. Говорить о социальной нише, занимаемой лицами с аутизмом, сложно: из-за больших различий в уровне интеллектуального и речевого развития четких границ этого понятия для РДА установить невозможно. Известны случаи, когда аутисты профессионально и успешно занимались искусством, наукой, становились людьми самых обычных (но чаще всего не требующих постоянного общения с другими людьми) профессий: садовниками, дворниками, настройщиками музыкальных инструментов, почтальонами и т.д. Общим является то, что если аутичный ребенок обучен чему- либо, то в силу своей приверженности стереотипам и в меру своих интеллектуальных возможностей он будет работать так, как его научили демонстрировать то отношение к работе, которому его научили, хотя это нисколько не исключает и творческого подхода к делу. Работать плохо аутист не может. Например, очень нелегко достичь того, чтобы аутичный ребенок начал обучаться по программе массовой школы, но если это произошло, то с невыученными уроками он в школу не пойдет. Если мы правильно воспитываем и учим аутичного ребенка, общество получает ответственного за свою работу человека, какой бы эта работа ни была — от физика-теоретика до уборщика мусора. В США и странах Западной Европы людей с тяжелыми формами аутизма обучают различным непрестижным профессиям, и результаты оказываются лучше, чем у людей с тем же уровнем интеллекта, но без аутизма.
Информация о работе Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности