Спецпроблемы психологического консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Неизлечимая болезнь неотвратимо приближает реальность смерти. Она существенно изменяет человеческую жизнь, и на этом фоне, как ни парадоксально, нередко появляются признаки «роста личности». Что же происходит при приближении смерти?
заново оцениваются приоритеты жизни – теряют значение всякие мелочи;
возникает чувство освобождения – не делается то, чего не хочется делать.
усиливается сиюминутное ощущение жизни;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Цели психологического консультирования…………………………..4.
Психологическая помощь клиентам с депрессией……………………………..5
2. Реакции неизлечимо больных людей на приближающуюся смерть..11
Отрицание……………………………………………………………………………..13.
3. Важные принципы в работе с умирающим человеком. ………………15
Заключение………………………………………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

ПЛАН.docx

— 32.90 Кб (Скачать файл)

      Иногда депрессивный клиент настолько  пассивен, что с трудом может  говорить о своих проблемах,  поэтому с ним приходит сопровождающий. Хотя вообще в консультировании  следует уклоняться от разговоров  за спиной клиента, в данном  случае получение информации  от лица, сопровождающего клиента,  представляется оправданным.

     Консультант должен часто встречаться  с депрессивным клиентом, особенно  если сталкивается с острой  депрессией.

    Частота встреч может быть 2-3 раза  в неделю с постепенным ее  уменьшением в зависимости от  состояния клиента. В процессе  консультирования необходимо преодолевать  зависимость клиента и побуждать  его к более активной роли  с «каждой последующей встречей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕАКЦИИ НЕИЗЛЕЧИМО БОЛЬНЫХ  ЛЮДЕЙ НА ПРИБЛИЖАЮЩУЮСЯ СМЕРТЬ.

     Отрицание. При посещении разных  врачей пациенты, прежде всего,  надеются на отрицание диагноза. Действительное положение вещей  скрывается как от семьи, так  и от себя. Отрицание дает возможность  увидеть несуществующий шанс, делает  человека слепым к любым признакам  смертельной опасности.

     Злоба. Она чаще всего выражается  вопросами: «Почему я?», «Почему  это случилось со мной?», «Почему  меня не услышал Бог?» и т.п.

Компромисс. На этой стадии стремятся, как бы отложить приговор судьбы, изменяя свое поведение, образ жизни, отказываясь от разных удовольствий, и т.п.

     Депрессия. Поняв неизбежность  своего положения, постепенно  теряют интерес к окружающему  миру, испытывают грусть, горечь.

     Адаптация. Смирение понимается  как готовность спокойно встретить  смерть. 

     Прохождение отдельных стадий  у разных людей значительно  различается. Следует отметить, что  через все эти стадии проходят  и члены семьи, узнав о неизлечимой  болезни близкого человека. Важнейшей  стадией преодоления страха смерти, по мнению ряда авторов, является  отрицание. Отрицание действует  подобно морфию – не устраняя  причины заболевания, оно уменьшает  боль. Отрицание облегчает душевные  страдания за счет сокрытия  реальности. Действие защитного  механизма происходит бессознательно, его интенсивность и характер  не у всех одинаковы. Иногда  некомпетентный доктор пытается  бороться с психологической защитой  пациентов, высмеивая абсурдность  их фантазий (пациенты с неизлечимой  болезнью порой усматривают признаки  выздоровления, начинают строить  далеко идущие планы и т.п.). На самом деле проявляется  совершенно естественная и обоснованная  реакция умирающего на страх  смерти. «Развенчание» искаженной картины болезни уместно при других заболеваниях (например, отрицание болезни при инфаркте миокарда может стоить пациенту жизни). 

     С помощью отрицания создается  иллюзия, что все обстоит хорошо. Однако отрицание ни в коем  случае не означает, что пациент  действительно не знает о приближении  смерти. Скорее можно думать, что  он выбирает незнание или, иначе  говоря, предпочитает оставаться  в неведении. На бессознательном  уровне пациент чувствует, какова  ситуация в действительности, но  склонен игнорировать ее. Следует  отметить, что использование отрицания  бывает успешным, т.е. выполняет  свои функции только тогда,  когда никто из окружающих  людей не использует этот механизм  защиты. 

      Обычно же близкие умирающего, а иногда даже врачи, склонны  игнорировать истинное положение  дел, потому что тоже испытывают  страх перед смертью и не  знают, как разговаривать с  человеком, которому осталось  недолго жить. Тем самым они  мешают пациенту воспользоваться  механизмом отрицания. Когда окружающие  начинают говорить о том, что  все будет хорошо и пациент  выздоровеет, тревожность у пациентов  увеличивается, и часто такие  «игры» близких становятся для  него признаком полной безнадежности  его состояния. 

      Умирающий человек способен понять  свое положение и нередко хочет  поговорить о своей болезни  и приближении смерти, но только  с теми, кто выслушивает его  без поверхностных попыток утешить.  Поэтому консультанту или врачу  следует уметь квалифицированно  разобраться в желаниях умирающего  и связанных со смертью фантазиях  и страхах. Это позволяет не  только выслушать пациента, но  и помочь ему поделиться мыслями  о смерти, собственном негодовании  и о том, что он потеряет  вместе с жизнью. Консультант, по сути, способен побудить неизлечимо больного человека изведать жизнь до последнего мгновенья.

ОТРИЦАНИЕ. 

       Прохождение отдельных стадий  у разных людей значительно  различается. Следует отметить, что  через все эти стадии проходят  и члены семьи, узнав о неизлечимой  болезни близкого человека. Важнейшей  стадией преодоления страха смерти, по мнению ряда авторов, является  отрицание. Отрицание действует  подобно морфию – не устраняя  причины заболевания, оно уменьшает  боль. Отрицание облегчает душевные  страдания за счет сокрытия  реальности. Действие защитного  механизма происходит бессознательно, его интенсивность и характер  не у всех одинаковы. Иногда  некомпетентный доктор пытается  бороться с психологической защитой  пациентов, высмеивая абсурдность  их фантазий (пациенты с неизлечимой  болезнью порой усматривают признаки  выздоровления, начинают строить  далеко идущие планы и т.п.). На самом деле проявляется  совершенно естественная и обоснованная  реакция умирающего на страх  смерти. «Развенчание» искаженной  картины болезни уместно при  других заболеваниях (например, отрицание  болезни при инфаркте миокарда  может стоить пациенту жизни). 

     С помощью отрицания создается  иллюзия, что все обстоит хорошо. Однако отрицание ни в коем  случае не означает, что пациент  действительно не знает о приближении  смерти. Скорее можно думать, что  он выбирает незнание или, иначе  говоря, предпочитает оставаться  в неведении. На бессознательном  уровне пациент чувствует, какова  ситуация в действительности, но  склонен игнорировать ее. Следует  отметить, что использование отрицания  бывает успешным, т.е. выполняет  свои функции только тогда,  когда никто из окружающих  людей не использует этот механизм  защиты.

      Обычно же близкие умирающего, а иногда даже врачи, склонны  игнорировать истинное положение  дел, потому что тоже испытывают  страх перед смертью и не  знают, как разговаривать с  человеком, которому осталось  недолго жить. Тем самым они  мешают пациенту воспользоваться  механизмом отрицания. Когда окружающие  начинают говорить о том, что  все будет хорошо и пациент  выздоровеет, тревожность у пациентов  увеличивается, и часто такие  «игры» близких становятся для  него признаком полной безнадежности  его состояния. 

      Умирающий человек способен понять  свое положение и нередко хочет  поговорить о своей болезни  и приближении смерти, но только  с теми, кто выслушивает его  без поверхностных попыток утешить.  Поэтому консультанту или врачу  следует уметь квалифицированно  разобраться в желаниях умирающего  и связанных со смертью фантазиях  и страхах. Это позволяет не  только выслушать пациента, но  и помочь ему поделиться мыслями  о смерти, собственном негодовании  и о том, что он потеряет  вместе с жизнью. Консультант,  по сути, способен побудить неизлечимо  больного человека изведать жизнь  до последнего мгновенья. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВАЖНЫЕ  ПРИНЦИПЫ В РАБОТЕ С УМИРАЮЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ. 

       - Очень часто люди умирают  в одиночестве. Известное философское  изречение: «Человек всегда умирает  в одиночку» нередко понимают  слишком буквально и оправдывают  им защитное отгораживание от  умирающего. Но страх смерти и  боль становятся еще сильнее,  если оставить человека одного. К умирающему нельзя относиться  как к уже умершему. Его надо  навещать и общаться с ним.

     - Следует внимательно выслушивать  жалобы умирающего и заботливо  удовлетворять его потребности.

     - На благо умирающему должны  быть направлены усилия всех  окружающих его людей. В общении  с ним следует избегать поверхностного  оптимизма, который вызывает подозрительность  и недоверие.

     - Умирающие люди предпочитают  больше говорить, чем выслушивать  посетителей.

    - Речь умирающих часто бывает  символичной. Для лучшего ее  понимания необходимо расшифровывать  смысл используемых символов. Обычно  показательны жесты больного, рассказы  и воспоминания, которыми он делится.

       - Не следует трактовать умирающего  человека только как объект  забот и сочувствия. Нередко окружающие  с самыми лучшими намерениями  пытаются решить, что лучше для  умирающего. Однако чрезмерное принятие  на себя ответственности уменьшает  диапазон самостоятельности пациента. Вместо этого следует выслушать  его, позволить ему участвовать  в принятии решений о лечении,  посетителях и т.п.

      - Самое большее, чем может воспользоваться  умирающий человек, – это наша  личность. Конечно, мы не представляем  собой идеальное средство помощи, но все же наилучшим образом  соответствующее данной ситуации. Пребывание с умирающим требует  простой человеческой отзывчивости, которую мы обязаны проявить.

Заключение. 

     Людям, которые общаются с умирающим  и его близкими, тоже необходима  существенная помощь. С ними, прежде  всего, следует говорить об  осознанном смирении с чувствами  вины и бессилия. Медикам важно  преодолеть унижение профессионального  достоинства. Такое чувство довольно  часто встречается среди врачей, для которых смерть пациента  в определенном смысле является  профессиональной катастрофой.

     Необходима продолжительная   связь  с   депрессивным клиентом; мы должны быть очень внимательными,  чтобы не допускать воцарения  бессмысленной тишины или не  говорить чрезмерно много, слишком  быстро или проникновенно, т.е.  никогда не следует отдавать  очень много или, наоборот, мало. В любом случае депрессивным  пациентам нужны относительно  частые и продолжительные встречи  в зависимости от их настроения, нужно теплое отношение и уважение - установки, которые не следует  путать с чрезмерными добротой, симпатией, успокоением... С этими  пациентами мы всегда находимся  между пропастью и синим морем  - это неизбежно". 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 

Список  литературы:

1. Александровский  Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин  Б.Н. Психогении в экстремальных  условиях. М.: Медицина, 2007 г. 

2. Ковалев  А.Г.. Психология личности. М., 2005. 

3. Колодзин  Б. Как жить после психической  травмы. М., 2006 г. 

4. Колос  И.В., Вахов В.П., Назаренко Ю.В.  Психическое состояние сотрудников  правоохранительных органов, переживших  землятресение // Военно-медицинский  журнал. - 2006 г. № 1. 

5. Котенев  И.О. Опросник травматического  стресса для диагностики психологических  последствий несения службы сотрудниками  органов внутренних дел в экстремальных  условиях. М., 2007.

Информация о работе Спецпроблемы психологического консультирования