Сравнительная характеристика доношенного и недоношенного ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 13:58, реферат

Краткое описание

Перечислив эти «отягчающие обстоятельства» особенностей недоношенного ребенка можно утверждать, что в современное время благодаря успехам клинической медицины и медицинской техники удается сохранять жизнь даже детям, родившимся в состоянии глубокой недоношенности, с массой тела менее килограмма. Сразу же после рождения их помещают в специализированные отделения детских больниц и выписывают домой только тогда, когда масса их тела достигает 2000-2300 граммов и они перестают нуждаться в стационарном лечении.
Цель работы: представить сравнительную характеристику доношенного и недоношенного ребенка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. Анатомо-физиологические особенности доношенного ребенка……………5
2. Сравнительная характеристика анатомо-физиологических особенностей
недоношенного ребенка …………………………………………………………..8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

Педиатрия.docx

— 62.31 Кб (Скачать файл)

Выраженность врожденных рефлекторных реакций зависит от степени недоношенности. Преобладание подкорковой деятельности проявляется  склонностью к хаотичным движениям  и общим вздрагиваниям. Это объясняется  морфологической и функциональной незрелостью центральной нервной системы. Так, при рождении отмечается сглаженность борозд коры большого мозга, слабая дифференцировка серого и белого вещества, относительно бедная васкуляризация подкорковых зон. Характерна также быстрая истощаемость процессов высшей нервной деятельности. В цереброспинальной жидкости недоношенных детей - выраженная ксантохромия, высокий цитоз (до 80 клеток в 1 мкл) преимущественно лимфоцитарного характера.

В связи с ограничением функциональных возможностей эндокринной  системы у недоношенных детей чаще отмечаются надпочечниковая недостаточность, транзиторные гипотиреоз и гипопаратиреоз. Для недоношенных детей характерен физиологический метаболический ацидоз, с 4-5 сут. жизни появляются разнонаправленные реакции кислотно-щелочного равновесия: внеклеточный ацидоз и внутриклеточный алкалоз. Нормализация кислотно-щелочного равновесия происходит замедленно, и при любом повреждающем воздействии легко возникает метаболический ацидоз. Для недоношенных детей характерны сдвиги в электролитном составе сыворотки крови - гипокальциемия, гипо- или гипермагниемия, уровень натрия выше, чем у доношенных детей, и составляет 140-155 ммоль/л. В первые 3-4 дня жизни сохраняется гипогликемия в пределах 2-2,5 ммоль/л. Только к 2-недельному возрасту уровень глюкозы стабилизируется на уровне 3 ммоль/л.

Особенности физического  и нервно-психического развития. Потеря массы тела у недоношенных детей в первые дни жизни составляет 5-12% по отношению к массе тела при рождении, масса тела восстанавливается к 12-14-м суткам жизни. Средняя прибавка массы тела у недоношенных детей с относительно благоприятным течением периода адаптации за первый месяц жизни зависит от степени недоношенности (при недоношенности I-II степени - 250-350 г, при III-IV степени - 180-200 г). В дальнейшем интенсивность увеличения массы тела возрастает: к 3 мес. она удваивается; к 5 мес. -утраивается, к 1 году - увеличивается в 4-10 раз. Окружность головы в первые 3 мес. жизни увеличивается на 11/2-3 см ежемесячно, в дальнейшем на 1-11/2 см в 1 мес. и к 1 году становится больше на 12-19 см. На первом году жизни недоношенный ребенок растет более интенсивно, чем доношенные дети (ежемесячная прибавка в росте составляет 2,5-4 см). Однако за первый год жизни рост увеличивается на 25-44 см и достигает к 1 году в среднем 73 см, т. е. несколько отстает от роста доношенных детей. Лишь приблизительно к 2-3 годам почти все дети, родившиеся раньше срока, догоняют своих доношенных сверстников по основным параметрам физического развития (массе тела и росту), а в возрасте 8-10 лет различий по указанным показателям физического развития между этими группами детей, как правило, вообще нет. У детей с I-II степенью недоношенности зубы прорезываются с 6-9 мес., а с III-IV степенью недоношенности - с 8-10 мес. (приложение 3).

Особенности нервно-психического развития недоношенных детей определяются характером течения антенатального и постнатального периодов, объемом корригирующей терапии, проводимой в этот период. В связи с полиморфизмом факторов, оказывающих патологическое действие в антенатальный и постнатальный периоды развития плода и новорожденного, у Н.д. могут наблюдаться неврологические изменения различной степени выраженности. К основным синдромам следует отнести; вегетососудистые расстройства, астеноневротические состояния, гипертензионно-гидроцефальный и судорожный синдромы, детский церебральный паралич.

Интеллектуальное развитие недоношенных детей не всегда коррелирует со степенью выраженности неврологической патологии. Это указывает на необходимость более внимательного дифференцированного подхода к этим детям как невропатологов, так и детских психиатров. Медико-педагогическую коррекцию необходимо проводить исходя из средних показателей нервно-психического развития. Для недоношенных детей характерно значительное запаздывание, по сравнению с доношенными сверстниками, становления статических и моторных функций: пытается удержать голову лежа на животе в 2-4 мес., хорошо удерживает голову вертикально в 4-6 мес., переворачивается на живот, устойчиво стоит при поддержке в 6,5-7 мес., переворачивается с живота на спину в 7-81/2 мес., сам садится и ложится, встает, держась за барьер, в 9-12 мес., самостоятельно стоит в 11-13 мес. У недоношенных детей отмечается также задержка становления речи, как лепетания, так и фразовой: начало гуления - в 31/2-5 мес., подолгу гулит с 51/2-71/2 мес.; начало лепетания - в 61/2-8 мес., подолгу лепечет в 8-10 мес., громко произносит слоги в 91/2-12 мес., повторяет различные слога за взрослыми с 10-121/2 мес., произносит первые слова в 11-141/2 мес. Нередко может отсутствовать аппетит, отмечаются повторные срыгивания и рвота, нарушается ритм сна и бодрствования.

Задержка психического развития ребенка, родившегося раньше срока, может усугубляться нарушением функции  сенсорных органов. Так, патология  органа зрения (миопия различной степени  выраженности, астигматизм, косоглазие, глаукома) встречается у 21-33% недоношенных детей; у 3-4% Н. д. обнаруживается тугоухость различной степени; снижение слуха  может нарастать за счет частых повторных  острых респираторных вирусных инфекций и других заболеваний (например, отита, аденоидов II-III степени).

С возрастом клинические  проявления психоневрологических симптомов  могут исчезнуть или претерпевают редукцию, оставаясь к 4-7 годам лишь в виде легких резидуально-органических знаков поражения центральной нервной системы. Однако возможно и их неблагоприятное течение с формированием стойких и сложных психопатологических синдромов.

Таким образом, в период с 6-7-месячного до 11-12-месячного возраста недоношенный ребенок быстрее, чем  доношенный, проходит описанные помесячные этапы развития. Однако к 12 месяцам  жизни глубоко недоношенный ребенок еще не догонит доношенного. При этом и на втором году жизни у глубоко недоношенного ребенка остается неравномерность развития основных групп навыков: движений, психики и речи. При проверке меньше всего он отстает в развитии психики. На протяжении второго года жизни двигательное развитие догоняет психику, и к 18–20 месяцам глубоко недоношенные дети по двигательному и психическому развитию должны быть такими же, как и их доношенные сверстники. Впрочем, считается нормальным, если задержка развития тонкой моторики рук отмечается до достижения ребенком возраста трех лет. Такая же закономерность неравномерного развития имеет место и с речью. Несмотря на более быстрое, по сравнению с движениями, на первом году жизни развитие лепета, в последующем медленнее всего у таких глубоко недоношенных детей развивается речь – они догоняют по развитию речи доношенных детей только к 24-му месяцу жизни.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, одним из главных признаков физического развития доношенного и недоношенного ребёнка является нарастание массы тела. Первоначальная физиологическая потеря массы тела, которая бывает и у доношенных малышей, у недоношенных может быть несколько больше. Если в норме ребёнок теряет в первые дни около 6% от первоначальной массы тела, то недоношенный ребёнок может потерять до 10 – 12% массы тела. Это может быть связано с наличием каких-то тяжёлых состояний. Несмотря на это большинство здоровых недоношенных детей, теряют не более 5 – 6%. Максимальное убыль массы тела обычно бывает на 4 – 7 день жизни, в течение некоторого времени она может не изменяться и затем начинает постепенно увеличиваться. На первом месяце жизни такие дети имеют низкую прибавку в весе. Для здоровых недоношенных детей в последующем характерна стабильная хорошая прибавка в весе. Для здоровых недоношенных детей в последующем характерна стабильная хорошая прибавка, иногда даже больше, чем у доношенных малышей.

Здоровые недоношенные дети стабильно прибавляют в росте. Средняя  прибавка в первое полугодие составляет 2,5 – 5,5 каждый месяц, во второе полугодие  – 0,5 – 3 см. В среднем рост малыша увеличивается за 1 год на 26 – 38 см.

Врачи внимательно следят за увеличением окружности головы в первые месяцы жизни недоношенного малыша. Это связано с риском развития поражений центральной нервной системы, одним из признаков которой считается слишком большой увеличение окружности головы. Обычно недоношенные дети имеют прибавку в окружности головы в первый месяц до 4-5 см, второй месяц 2-3см,третий месяц до 2,5 см, с 4-6 мес до 1,5 см, а во втором полугодии - на 0,5 - 1 см ежемесячно.

Недоношенные дети несколько  отстают в психомоторном развитии от доношенных детей. Отставание в психомоторном  развитии зависит от массы тела ребёнка при рождении. Дети, родившиеся с массой тела от 1,5 до 2 кг, в психомоторном развитии к году задерживается всего примерно на 1 месяц. Дети, родившиеся с массой тела от 2 кг до 2,5 кг к годовалому возрасту почти не отстают от доношенных сверстников. Дети, имевшие при рождении массу тела менее 1.5 кг, сильнее отстают в развитии, их отставание задерживается на срок около 3 мес. В среднем считается если малыш не доношен 1 мес., то он догонит сверстников к году, если 2 мес. - к 2 - 2,5 годам, если 3 мес. - к 3 годам. Для того чтобы недоношенный малыш хорошо развивался ему нужно уделять много внимания, заниматься с ним, демонстрировать игрушки, звуки, цвета, много играть, разговаривать, заниматься гимнастикой, массажем и т. д.

Прорезывание зубов у  недоношенных детей наступает позже, чем у доношенных детей. При небольшой  степени недоношенности зубы начинают прорезываться в среднем позже  на 1 мес., чем у доношенных. При тяжёлой степени недоношенности первые зубы могут появиться только к возрасту 1 год.

Следовательно, у недоношенного ребенка (помимо внешних признаков) отмечается недоразвитие ряда органов и систем, а именно: ЦНС, функции дыхания, пищеварения, центров терморегуляции и т. п. Поэтому анатомо-физиологические особенности недоношенных детей имеют свои особенности и отличаются от доношенных детей, что наглядно представлено в таблице приложения 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Александрова Ю.Н. Характеристика новорожденных детей // Материалы V конгресса  по педиатрии. - М., 2010. С. 21-22.
  2. Александрова Ю.Н.  Анатомо-физиологические особенности новорожденных недоношенных детей // Научно-практический журнал «Актуальные проблемы педиатрии». Материалы XI конгресса педиатров России. М., 2012. С. 25-29.
  3. Александрова Ю.Н. Характеристика доношенных и недоношенных новорожденных детей // Материалы XIV Российского национального конгресса «Человек и лекарство». - М., 2012. С. 66-69.
  4. Александрова Ю.Н. Недоношенный ребенок в патологии перинатального периода.   // Педиатрия. Журнал имени Г.Н. Сперанского. 2012. - Том 86, №1. С. 116-118.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сравнительная характеристика доношенного и недоношенного ребенка