Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 11:06, доклад
Цель: дать определенный объем знаний, умений и навыков. Подготовить учащихся к выполнению тех или иных функций в общественной жизни. Развитие личности – непосредственной, стихийное следствие обучения.
Сравнительная характеристика традиционной и развивающей систем обучения
№ п/п |
Традиционная система обучения |
Развивающая система обучения |
1. |
Цель: дать определенный объем знаний, умений и навыков. Подготовить учащихся к выполнению тех или иных функций в общественной жизни. Развитие личности – непосредственной, стихийное следствие обучения. |
Цель: сформировать у ребенка определенные способности по самосовершенствованию. Воспитать учебную самостоятельность, добиться превращения ученика в субъекта процесса обучения, заинтересованного в самоизменении. Развитие личности – прямой, а не опосредованный результат. Знание в данной системе является не самоцелью, а средством развития. |
2. |
Психолого-педагогическое основание: развитие течет спонтанно по внутренним законам, а обучение, по выражению Л.С. Выготского, «плетется в хвосте детского развития» Педагогическое следствие этой позиции: принцип доступности учебного содержания, идея обучения с гарантированными результатами. Обучение сводится к упражнению памяти, воображения, восприятия и представляет собой заучивание большого количества правил, способов решения частных задач. |
Психолого-педагогическое основание: ориентация не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только в этом случае можно вызвать к жизни те процессы, которые лежат в зоне ближайшего развития. В педагогической практике это выглядит так: если ребенок работает не в зоне своего освоенного умения, а в зоне ближайшего развития, где при определенных условиях он может прорваться и решить задачу, которую раньше не решал, то механизм, который позволил ребенку прорваться, может быть педагогом зафиксирован и возвращен ему как присвоенная способность. Обучение идет впереди развития, учитель может помочь ученику сформировать еще не оформленные способности и тем способствовать его развитию. |
3. |
Ученик – «объект» обучения. Он - ученик, на которого направлено воздействие учителя, а ученик в силу его пассивности часто бездеятелен. |
Ученик – «субъект» учения. Он – партнер учителя в учебно-воспитательном процессе, он не ученик, а учащийся, т.е. учащий себя под руководством учителя. Деятельность идет от ученика, а сам процесс получения знаний приобретает характер учебной деятельности. |
4. |
Цель деятельности учителя и ученика - освоение способа действий путем показа и тренировки. Каждое усвоенное учеником умение нанизывается одно на другое и при первом же столкновении с учебной задачей рассыпается. |
Цель деятельности заключается не просто в усвоении способа действия, а в усвоении теоретического основания, на котором строятся способы действий. |
5. |
Учебный процесс протекает через передачу учебной информации учителем, показ и тренировку. Главное - усвоить знания, сформировать умения и навыки. Общие представления опираются на эмпирический опыт, подчиняя его формирование рассудочным правилам. |
Овладение способом решения важнее, чем факт овладения самим материалом. Общий принцип действия через показ и тренировку не усвоить. Его нужно извлечь из способа и обобщить, т. е. провести элементарное исследование, формирующее теоретическое мышление. Общий принцип действия составляет содержание теоретического знания и является сущностью понятия. |
6. |
Предметом совместной деятельности учителя и ученика является учебный материал, знания, умения, навыки. Учитель предает информацию - ученик ее усваивает. |
Предметом совместной деятельности учителя и ученика является учебная деятельность, которая предполагает учебный материал. Но учитель не преподает, а организует учебную деятельность. |
7. |
Основная задача: усвоение определенной суммы знаний, умений и навыков. |
Усваивается не просто сумма знаний, а определенная система понятий, которая является основным компонентом содержания развивающего обучения. |
8. |
Знания, умения и навыки усваиваются в основном вербальным способом, путем тренировки, повторения и практических занятий. Понятие здесь – абстрактная форма, словесная формулировка. |
Содержание понятий дается через предметные действия. Понятие здесь – не как форма словесного описания, а как основание его практического преобразования. Ученики все время оперируют характеристиками. |
9. |
Основные методы связаны с объяснением и показом. |
Основные методы связаны с организацией деятельности. |
10. |
Единицей педагогического действия является урок или мероприятие. При этом сначала выбирается единица учебного материала, а потом единица педагогического действия. |
Единицей педагогического действия является учебная задача, а все предметное содержание построено через систему учебных задач. Здесь вначале выбирается единица учебного действия, а потом уже педагогический материал. |
11. |
Цель урока или цель упражнения навязывается сверху, т.е. учителем. Принял ли ученик данную цель, учителя практически не волнует. |
Учитель добивается того, чтобы ученик принял на себя задачу, сформулировал ее для себя, а для этого его необходимо столкнуть с такой ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих способностей. |
12. |
Моделирование в обучении используется от случая к случаю. Его осуществление во многом зависит от инициативы и творческого настроя учителя. |
Моделирование является важнейшей составной частью формирования учебной деятельности. Оно – инструмент выяснения внутренней связи в объекте изучения, она помогает ученику выявлять и конкретизировать способы действия. Применять их для решения новых вариантов учебных задач. |
13. |
Преобладающие формы организации педагогической деятельности – фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная. |
Основная форма – коллективно - распределительная форма деятельности. В ходе решения учебной задачи возникают ситуации, когда имеющиеся у учащихся способы действия оказываются непригодными для ее решения. Учителю нужно создать такую ситуацию, чтобы хотя бы один ученик догадался о ее решении. Догадка одного ученика подготавливается учебным диалогом, который коллективно подготовлен и тем самым коллективно распределен. Вся работа в классе выстраивается через организацию коллективно- распределительной деятельности между учителем- учеником и учеником-учеником. Основная форма работы – учебный диалог. |
14. |
Система достаточно инертна по отношению к способам действия учащихся. |
Способ действия является важнейшим компонентом преобразования и усвоения системы понятий. |
15. |
Широко используется внешний контроль учителя за деятельностью учеников. |
Ведущее место уделяется вопросам формирования самоконтроля учащихся, т.е. внутреннему контролю. |
16. |
Слабо учитываются психологические особенности возраста учащихся. |
Полностью основывается на учете возрастных особенностей учащихся и построена на основе принципа ведущей деятельности. |
17. |
Система авторитарна, что является определённым тормозом в развитии личности ученика. |
Процесс учения построен на принципе сотрудничества и соучастия. Широко используются три вида общения: учебное сотрудничество детей между собой, учебное сотрудничество детей с учителем, сотрудничество ученика с самим собой.. |
18. |
Учебный процесс слабо сфокусирован на успехи и
радостные переживания учащихся |
Весь учебный процесс основан на радостных переживаниях познания, коллективном труде, самоуправлении и самореализации личности, на организации успеха. |
Информация о работе Сравнительная характеристика традиционной и развивающей систем обучения