Сравнительная характеристика школ России, Японии и Республики Корея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 23:06, контрольная работа

Краткое описание

Чаще всего, сравнивая отечественную систему образования с иностранными, параллели проводят с западными странами — Соединёнными Штатами Америки, либо с государствами Западной Европы. Вместе с тем достаточно самобытные, интересные и, что немаловажно, эффективные системы образования существуют и в развитых странах Дальнего Востока — Японии и Республике Корея. Высочайший уровень экономического развития и темпы роста, которые демонстрировали эти «Азиатские тигры» в немалой степени был обусловлен высоким уровнем образования населения во-первых, а во-вторых тщательно выстроенной системе воспитания и привития ценностей общества подрастающему поколению.

Содержание

Введение………………………………………………………….…….………....3
Глава 1. Современная система школьного образования в Японии............4
Глава 2. Современная система образования в Республике Корея..............7
Заключение……………………………………………………………….............9

Вложенные файлы: 1 файл

Pedagogika.doc

— 45.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЕСТЕСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

Тема:  Сравнительная характеристика школ России, Японии и Республики Корея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение………………………………………………………….…….………....3

Глава 1. Современная система школьного образования в Японии............4

Глава 2.  Современная система образования в Республике Корея..............7

Заключение……………………………………………………………….............9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Чаще всего, сравнивая отечественную систему  образования с иностранными, параллели  проводят с западными странами —  Соединёнными Штатами Америки, либо с государствами Западной Европы. Вместе с тем достаточно самобытные, интересные и, что немаловажно, эффективные системы образования существуют и в развитых странах Дальнего Востока — Японии и Республике Корея. Высочайший уровень экономического развития и темпы роста, которые демонстрировали эти «Азиатские тигры» в немалой степени был обусловлен высоким уровнем образования населения во-первых, а во-вторых тщательно выстроенной системе воспитания и привития ценностей общества подрастающему поколению.

Также важным моментом можно назвать фактор, который  практически исключён из деятельности образовательных учреждений Европы, США и России — они стараются воспитывать детей в духе традиционных ценностей своих народов, считая историю страны, её культурные, общественные, политические и бытовые традиции неотъемлемым элементом воспитания всесторонне и гармонично развитой личности, тем, без чего ребёнок не сможет влиться в общество и стать его полноценным членом.

Выявлению особенностей японской и корейской образовательных  систем, а также их сравнению с  образовательной системой России и посвящена эта работа. В ней будут рассмотрены ступени школьного образования, особенности классно-урочной системы этих стран, подходы к внеклассной деятельности и дополнительному образованию, требования к уровню знания учащегося, а также перспективы его дальнейшего обучения в профессиональных учебных заведениях различных ступеней.

 

 

 

 

Современная система школьного  образования в Японии.

 

Свою  современную форму японская школа  обрела с окончанием Второй Мировой  войны, когда была проведена реформа образовательной системы. Основной целью, которую преследовали оккупационные власти, была демократизация, демилитаризация и децентрализация японского общества. “Милитаристическое довоенное образование было отменено, и была сформирована новая система образования, основанная на мирных демократических традициях”.5 Оккупационные власти должны были трансформировать всю мировоззренческую ориентацию японского общества. Японцы приняли навязанные им реформы, была демонтирована многоуровневая структура образования(при которой для поступления в университет нужно было окончить среднюю школу и подготовительную школу при университете).

Образование современного японца определено преамбулой к «Основному закону об образовании» (1947): «Мы должны уважать достоинство каждого  и стремиться формировать личность, для которой ценностями являются правда и мир, широко распространить глубокое образование, цель которого – создание универсальной индивидуализированной культуры». Независимо от того, является ли образовательное учреждение государственным, общественным или частным, оно децентрализовано и имеет свою весьма чёткую структуру: начальная школа (среакко) с шестилетним обучением, трёхлетняя средняя школа первой ступени и трёхлетняя средняя школа второй ступени (тюгакко). Таким образом, общее образование японцев представлено тремя школами, через которые, начиная с шестилетнего возраста, проходит большинство японцев. Закончив школу в возрасте 18 лет, японская молодёжь устремляется в университеты с четырехлетним сроком обучения или в колледжи – с двухлетним, образующие высшую школу (хотагакко). Университеты и технические колледжи представляют возможность короткого цикла обучения (танки дайгаку) и продолжительного (дайгако). Часть школьников после окончания средней школы первой ступени (в 15 лет) на пять лет поступает в технические колледжи.

Важным отличием этой системы от российской является чёткое разделение школы на этапы, в конце  каждого из которых школьники  сдают экзамены для поступления  в выбранную школу следующей  ступени. Сложность этих экзаменов определяется престижностью выбранной школы, которая в свою очередь зависит как от уровня преподавания, так и от наличия определённых традиций. Также немалую роль в выборе может играть наличие возможности заниматься той или иной внеклассной деятельностью — к примеру в сфере традиционной культуры или спорта.

Другое важное отличие  от школ России — распространённость платного образования в школе. Также, как и российские, японские муниципальные  школы являются бесплатными, но при  этом существует множество частных школ, в которых обучение полностью или частично оплачивается.

Чрезвычайно большое  внимание уделяется в Японии дошкольному  образованию. Согласно утверждениям японских психологов, до семи лет человек  получает 70% знаний и только 30% - за всю  последующую жизнь. В детстве закладывается умение ребёнка контактировать с другими людьми, а это в японском обществе, сориентированном на ценности коллектива, очень важно.  Поэтому большая часть японских детей с трёх до пяти лет посещает детский сад.

В отличии от России и большинства европейских стран японский учебный год начинается 1 апреля, а заканчивается в марте. Он разделён на три семестра с 40-дневными каникулами в июле и августе и с зимними каникулами в конце декабря. Японские дети посещают школу 240 дней в году, включая занятия по субботам. Учебная нагрузка чрезвычайно велика в сравнении с предусмотренной российскими нормами,  что обусловлено сложностью и трудоёмкостью изучения родного языка.  Ученик должен усвоить установленный образовательными нормами минимум — 1850 иероглифов азбуки кандзи, однако для полноценной жизни требуется знать минимум 8-10 тысяч. Это необходимо для чтения газет, учебной и художественной литературы. Кроме этого в японском языке также существует две графические формы слоговой азбуки — каны, катакана и хирагана, включающие соответственно по 47 символов.  Все три эти системы, а также активно используемый латинский алфавит школьникам требуется освоить на этапе начальной школы. Именно этим обусловлена его значительная продолжительность в сравнении с западными странами — 6 лет против 3-4.

Также необычным для  нас представляется и японская система  формирования классов. Во-первых обращает на себя размер классов, который в  норме может доходить до 45 человек, в полтора-два раза превосходя цифры, характерные для России и Европы. Во многом это возможно из-за жёсткой дисциплины, царящей в японских школах, а также сохраняющегося значительного авторитета учителя. Во-вторых для японских школ характерна ротация учащихся между классами. В начале каждого учебного года состав класса претерпевает значительные изменения, что препятствует замыканию коллектива внутри себя и повышению коммуникативных способностей учащихся. В-третьих в японской школе существует активная система классного самоуправления. Большую часть организационных вопросов решают старосты и их помошники. Часто также существуют школьные комитеты, состоящие из учеников. Все эти должности являются выборными — считается что такая система способствует тому, что школьник будет готов в будущем влиться в японское общество, где царит жесточайшая конкуренция.

Также неотъемлемой истемой  школьного образования в Японии являются «дзюку» или «ёбико» - репетиторские  школы, весьма популярные в Японии. Около 80% детей старших классов  начальной школы и 95% средней школы посещают в вечернее и воскресное время «дзюку», ибо японская школа не гарантирует своим ученикам уровня знаний, необходимого для поступления в университеты или другие учебные заведения.

 

Современная система образования  в Республике Корея.

 

Во многом корейская система образования напоминает японскую, что неудивительно — обе имеют конфуцианскую основу, но вместе тем она достаточно самобытна и имеет ряд особенностей.

Также, как и в Японии система образования  Республики Корея включает начальную  школу (шесть лет), среднюю школу (три года) и среднюю школу повышенной ступени (три года), колледж и университет (два или четыре года), а также магистратуру, по окончании которой выпускнику  может быть присвоена ученая степень.

Начальное образование повсеместно является бесплатным, в сельских районах бесплатно также и среднее образование первой ступени. Дальнейшее обучение преимущественно является платным.

Также в отличии от Японии вступительные  экзамены на конкурсной основе в школы  среднего уровня были отменены еще в 1968 году. Учащиеся должны были сдавать профилирующие экзамены не на конкурсной основе, они зачислялись на последующий уровень по лотерее или в соответствии с местоположением границы школьного района. Средние школы, прежде оцениваемые по положению в обществе их студентов, были уравнены, и теперь в них обучались люди из разных слоев общества. Однако реформа не полностью уравнивала средние школы. В Сеуле студентам, которые хорошо сдали профилирующие экзамены, позволялось поступать в школы высшего разряда в "общем" районе, в то время как другие студенты поступали в школы в одном из пяти географических районов. Эти реформы одинаково касались и государственных, и частных школ, наборы учащихся, в которые строго контролировались Министерством просвещения.

Как и в Японии, в Корее существует развитая система образовательных  учреждений дополнительного образования - «хавконов», являющихся аналогами  японских «дзюку», занимающихся дополнительной подготовкой учеников для поступления  в профессиональные учебные заведения, а также обучением их различным полезным знаниям, которые могут пригодится в дальнейшей жизни.

Яркой особенностью корейской школы является поддержание жёсткой дисциплины. Несмотря на то, что классы достигают 50-60 человек, управлять учителю ими достаточно легко. Во-первых этому способствует непререкаемый авторитет его профессии как среди учеников, так и сради родителей, так и помощь родителей, которые чаще всего поддерживают учителя. Другим моментом является широкое использование физических наказаний. Это может быть как индивидуальное телесное наказание, обычно в виде ударов указкой по различным частям тела, чаще всего рукам или ягодицам, при этом сила ударов ограничена и они не должны причинять ребёнку значительного вреда, так и групповое наказание, когда за проступок одного ребёнка наказывают весь класс. Чаще всего в последнем случае ученикам приходится длительное время стоять в неудобном положении — с поднятыми рукам или на одной ноге. Обычно поводом для наказаний служит невыполненное домашнее задание, либо плохое поведение. Групповые наказания призваны также породить у ребёнка чувство ответственности не только за себя, но и за весь коллектив, который может пострадать в следствии его проступков.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Как видно  из данной работы, образовательные системы Японии и Южной Кореи обнаруживают значительное сходство между собой, вместе с тем значительно отличаясь от западных систем. Это объясняется тем, что европейские, а позднее американские системы формировались на основе христианского мировоззрения, тогда как в основе дальневосточных лежит мировоззрение конфуцианское. Интересной их особенностью является сплав новейших технологий в технологической, психологической, медицинской сфере с традиционным мировоззрением и культурными ценностями, особенностями национально менталитета, обычаев и путей исторического развития. Из-за этого использование многих наработок японских и корейских педагогов представляется весьма затруднённым, а иногда и просто невозможным в отрыве от общества, где эти вещи были созданы и внедрены в использование. Вместе с тем можно обратить внимание на многие вещи, от недостатка которых страдает российская школа — чрезвычайно развитая внеклассная и дополнительная работа со школьниками, представленная различными кружками, клубами, секциями, во многом утраченная у нас и с большим трудом возрождающаяся. Государственная система материального поощрения труда учителя, который оплачивается примерно на одном уровне с государственными чиновниками. Играющая не меньшую роль политика поддержания авторитета профессии учителя на высочайшем уровне, что с одной стороны облегчает труд педагога, а с другой стороны повышает ответственность самих педагогов, требуя от них соответствия высокому званию. Как можно увидеть, многие вещи, утрату которых во времена перестройки и последовавших за ней событий считают бедой современной российской школы, в школах дальневосточных стран широко представлены, эффективно работают и вполне могут послужить в качестве важного источника опыта для реформ в системе образования нашей страны.

И наконец, напоследок стоит отметить, что и дальневосточные педагоги проявляют интерес к российскому  образованию. Не замыкаясь в своей  традиционной системе образования, они творчески осваивают заимствованные идеи как классической педагогики прошлого, так и современных образовательных площадок Европы и Америки. Министерство просвещения Японии организационно и финансово поддерживает и комплексные историко-педагогические исследования, касающиеся феномена российской школы и педагогики. Так, университет Хоккайдо работает над проблемами советской педологии и историко-сравнительного анализа образования в России в послереволюционный и перестроечный периоды.

 

Информация о работе Сравнительная характеристика школ России, Японии и Республики Корея