Сравнительный анализ программных средств поддержки дистанционного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 10:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является обзор и сравнительный анализ программных средств поддержки дистанционного образования.
Задачами работы являются:
Дать характеристику программных средств для дистанционного обучения, используемых в on-line и off-line режимах.
Провести сравнительный анализ для программ, используемых в on-line обучении и сравнительный анализ программ, используемых в off-line обучении.
Выбрать оптимальный программный продукт для on-line и off-line обучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (СДО) 5
СДО в on-line режиме 5
СДО в off-line режиме 10
Критерии сравнительного анализа программных средств поддержки дистанционного образования 17
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 20
2.1 Сравнительный анализ СДО, используемых в on-line режиме 20
2.2 Сравнительный анализ систем дистанционного обучения, используемых в off-line режиме 23
2.3 Экономическая эффективность дистанционного обучения 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Вложенные файлы: 1 файл

студент в сфере ленинг.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

Размещено на http://www.allbest.ru/

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

Тема:

Сравнительный анализ программных  средств поддержки дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород 2012 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее  время задачи развития информационно-коммуникационных технологий в образовании являются приоритетными.

Наряду с традиционными  технологиями образования, все большее  распространение получает дистанционное образование и использованием передовых средств информационных технологий. Дистанционное образование помогает решать задачи обучения и повышения квалификации людей, которые не могут присутствовать на занятиях в учебном заведении.

Компьютерные и Интернет-технологии становятся связующим звеном между учеником и учителем, между студентом и преподавателем, которых могут разделять тысячи километров. Таким образом, дистанционное образование - это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Дистанционное образование является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации. Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента.

Анализ программных средств  для поддержки дистанционного образования  проводился В.А. Богомоловым, С.Г. Юн, Е. Скиба, С.В. Агафоновым, З.О. Джалиашвили, Д.Л. Кречманом и др. [10, 11, 22, 37]

Актуальность. Появление  различного программного обеспечения для реализации дистанционного обучения вызывает необходимость их сравнительного анализа для оптимального выбора программного продукта.

Объектом исследования является дистанционный образовательный  процесс с использованием различных  программных средств.

Предметом исследования являются программные средства для поддержки дистанционного образования.

Целью работы является обзор и сравнительный анализ программных средств поддержки  дистанционного образования.

Задачами работы являются:

  1. Дать характеристику программных средств для дистанционного обучения, используемых в on-line и off-line режимах.
  2. Провести сравнительный анализ для программ, используемых в on-line обучении и сравнительный анализ программ, используемых в off-line обучении.
  3. Выбрать оптимальный программный продукт для on-line и off-line обучения.

В процессе выполнения работы применяется  описательный метод и метод сравнительного анализа.

Для реализации поставленных в данной работе целей и задач, по ходу выполнения этапов анализа объекта исследования, будут проведены следующие виды работ:

  • в первой главе будет приведен обзор автоматизированных информационных систем дистанционного образования для on-line и off-line режимов обучения;
  • во второй главе будет проведен сравнительный анализ систем для on-line обучения и для off-line обучения;
  • в заключении будут подведены итоги по результатам анализа, проанализирован уровень достижения поставленной цели и сделаны выводы по полученным результатам.

 

ГЛАВА 1. ОБЗОР АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (СДО)

    1. СДО в on-line режиме

 

1.1.1 Программный продукт Skype

Скайп (Skype) –программа позволяет общаться через сеть интернет со своими коллегами, друзьями, родственниками по всему  миру, а также широко применяется  как средство для дистанционного обучения в режиме реального времени. Программа разработана компанией Skype Limited [30].

Программа позволяет:

  • вести индивидуальную переписку, обмениваться сообщениями, организовывать чаты;
  • при помощи микрофона и наушников, можно совершать аудиозвонки на другой компьютер;
  • звонить собеседнику на мобильный телефон, стационарный телефон, отправлять смс-сообщения на мобильный телефон;
  • при наличии веб-камеры, микрофона и наушников, можно проводить видеоконференцию, видеть собеседника, слышать его и отвечать, можно сказать это видеотелефон, но на самом деле информация передается через сеть интернет, т.о. оплата считается за количество отправленных и полученных мегабайт;
  • организовать групповые видеозвонки – виртуальная встреча нескольких человек;
  • пересылать файлы;
  • проводить демонстрацию экрана;
  • вести записную книжку абонентов, распределять их по группам с фотографиями и статусами.

Автоматическое шифрование всех передаваемых данных (звонков, чатов, SMS и файлов), защищает от перехвата  в сети злоумышленниками.

Данная программа предназначена для широкого круга пользователей, используется как частными лицами, так и организациями, в том числе для дистанционного обучения – это многие заочные школы иностранных языков, дистанционные центры ресурсного образования детей с ограниченными возможностями, центры обучения одаренных детей и др.

 

      1. Программный продукт Microsoft Lync

Объединенные коммуникации (unified communications) на основе Lync – решение, объединяющее в себе все необходимые виды коммуникаций: обмен сообщениями, аудиоконференции, система видеоконференцсвязи, web конференции.

Обмен мгновенными сообщениями  и сведениями о присутствии (статусы): все собеседники представлены в  едином списке контактов Lync с фотографиями и сведениями о присутствии. Кроме основных статусов пользователя (свободен, занят, не беспокоить и др.) объединенные коммуникации позволяют задавать и дополнительные сведения о состоянии (например, «Дела» или «Встреча с партнерами»). Такие сведения позволяют отображать более конкретные сведения о текущем статусе пользователя.

Список контактов в Lync можно сортировать и группировать по различным параметрам (например, можно отсортировать по статусу  или сгруппировать по рабочим  группам, а также отделить наиболее часто используемые контакты). При наведении курсором мыши на контакт в Lync, всплывает карточка контакта с возможными вариантами связи с пользователем. Начать чат (а также звонок или письмо) можно одним щелчком мыши. Вся переписка сохраняется и доступна как в самом Lync так и в Outlook.

Lync имеет системы аудиоконференций, видеоконференцсвязи и web конференции.  Для начала конференции необходимо  «перетащить в окно» Lync всех  необходимых людей и выбрать  вид конференции: аудио/видео.  Количество людей, которые могут принять участие в конференции, не ограничено. В случае отсутствия сотрудника на месте, его можно подключить через мобильный телефон, за счет встроенной функции переадресации. В момент разговора статус пользователя автоматически меняется, информируя о занятости абонента.

Видеоконференцсвязь обеспечивает поддержку панорамного видеоизображения с углом обзора 360 градусов. При  этом Lync поддерживает функцию выделения  говорящего в данный момент времени  пользователя (видеоизображение данного  участника отображается в отдельном окне). Объединенные коммуникации на основе Lync позволяют обсуждать и совместно работать над различными документами, презентациями, делать общедоступным рабочий стол с передачей прав управления, а также проводить голосования по обсуждаемым вопросам. Пользователи могут производить запись конференций, включая весь контент, представленный в процессе конференции. Записи можно публиковать, экспортировать в общие папки, отправлять по электронной почте и просматривать посредством браузера.

В конференциях могут также принимать участие абоненты ТфОП (телефонная сеть общего пользования) и другие внешние клиенты и партнеры, на компьютерах, которых не установлен клиент Lync.

Данное программное  решение используют Российский Государственный  Медицинский Университет, Московская финансово - юридическая академия и другие учреждения образования и другие [5].

 

      1. Программный продукт TrueConf Server

Компания TrueConf предлагает новые подходы к процессу обучения – инструменты для дистанционного образования. Совместно с государственными и частными образовательными учреждениями, разработаны программы, способные сделать образование доступным, преодолевать расстояния и помочь владеть свежей и актуальной информацией.

Инструменты систем дистанционного образования:

  1. Видеозвонок
  2. Групповая видеоконференция (Совместная работа – Видеосеминар). Он-лайн видеоконференция до 16 пользователей, где все участники видят и слышат друг друга и могут совместно работать над документами, обсуждать и принимать решения.
  3. Видеовещание (Вещание и контроль). Все участники конференции видят и слышат одного вещающего, а он видит и слышит всех. Этот тип видеоконференции идеально подойдёт для опроса и проверки знаний, проведения лекций и обучающих мероприятий, где преподаватель сможет видеть и контролировать всех учеников, а они не будут отвлекаться и смогут слушать только выступающего.
  4. Селекторное совещание (Видеолекция). Позволяет собрать в одной видеолекции до 100 участников. При этом все присутствующие могут видеть и слышать одновременно до 3х выступающих и активно участвовать в обсуждении, посылая запрос на вещание, используя аудио-реплики или общаясь по чату. Используются для построения единого коммуникационного пространства, живых лекций и информационных собраний.
  5. Совместная работа с документами:
  • Обмен текстовыми сообщениями – есть как общий так и личный чат
  • Электронная доска – возможность редактировать любые документы всем вместе
  • Показ презентаций – ведь иногда гораздо нагляднее и эффективнее показать, нежели рассказать
  • Показ рабочего стола в режиме реального времени – пусть сами ученики следят за вашими действиями. Кроме того у них будет возможность удаленно управлять рабочим столом.
  • Запись видеозвонка
  • Передача файлов – всегда нужно, всегда рядом.

Программными решениями True Conf пользуются известные ВУЗы страны: МГУ им. М.В. Ломоносова; ЦДО МГУ Электроники и Математики; ИИФ РФ г. Серпухов; МАИ; Челябинская Государственная Медицинская академия, Международный Юридический институт при Министерстве Юстиции РФ, Международный Институт Экономики и Права и многие другие. [9]

      1. DimDim

Dimdim является бесплатным  сервером веб-конференций, где  можно организовывать совместный  рабочий стол, совместный показ  слайдов, вести обсуждения разработок, чат, разговоры и трансляции  через веб-камеру с участниками [3]. Dimdim строится на основе браузера, что делает наиболее легкий доступ к конференциям, позволяет встраивать это решение в web ресурсы организаций.

Основные возможности:

  • средства захвата экрана;
  • интерактивная доска;
  • средства коллективного просмотра документов (.pdf, .ppt);
  • средства коллективного веб серфинга;
  • служба мгновенных сообщений;
  • публичные, частные чаты;
  • видео/аудио средства;
  • служба рассылки приглашений;
  • служба записи конференции;
  • средства настройки веб-конференции.

 

      1. OpenMeetings

OpenMeetings — сервер для проведения конференций в локальной сети или сети Интернет, который позволяет использовать для этого Интернет-браузер и плагин Adobe Flash Player. Сервер позволяет создавать разные типы комнат, от выбора которых будет зависеть способ общения. В конференции каждый участник может смотреть и говорить. Администраторы и ведущие могут пользоваться «доской», а так же давать это право другим пользователям. Комната типа «лекция» является аналогом класса или аудитории. В ней можно проводить лекции, уроки. Доступ к видео, звуку и доске ведущий предоставляет по просьбе участника. Комнаты могут быть публичными, приватными и личными. Любая комната в не зависимости от типа имеет 3 основных области: список пользователей, доска, чат. Есть возможность показывать документы, рисовать графику, показывать свой экран другим участникам, передавать управление своим экраном, а так же управлять чужим. Так же есть возможность записать проходящую лекцию для её дальнейшего просмотра [6].

    1. СДО в off-line режиме

Информация о работе Сравнительный анализ программных средств поддержки дистанционного образования