Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 02:25, доклад
В социальной психологии человек является, как и познающим что-то (то есть субъектом), так и познаваемым кем-то (то есть объектом). Потому что такая психология направлена на изучение самого человека и на изучение его взаимодействия с окружающим миром, предметами и людьми.Здесь человек рассматривается и сам по себе и «в контексте» с окружающей средой — людьми.
Введение
Стадии развития..
Вывод.
Литература.
Предмет конфликта развития: Доволен ли я прожитой жизнью? Имела ли моя жизнь смысл?
Позитивный полюс: В кульминации здоровое саморазвитие достигает целостности. Это подразумевает принятие себя и своей роли в жизни на самом глубинном уровне и понимание собственного личностного достоинства, мудрости. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками. Здоровое решение выражается в принятии собственной жизни и судьбы, где человек может сказать себе: «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Остается интерес к жизни, открытость людям, готовность помочь детям в воспитании внуков, участие в оздоровительных физкультурных программах, политике, искусстве, и т.д., для того, чтобы сохранить целостность своего «Я».
Негативный полюс: Кому прожитая жизнь представляется
цепью упущенных возможностей и досадных
промахов, осознает, что начинать все сначала
уже поздно и упущенного не вернуть. Такого
человека охватывает отчаяние, ощущение
безнадежности, человек чувствует, что
его бросили, он никому не нужен, жизнь
не удалась, возникает ненависть к миру
и людям, полная закрытость, злость, страх
смерти. Отсутствие завершенности и неудовлетворенность
прожитой жизнью.
Эриксон выделяет два превалирующих типа
настроения у раздраженных и негодующих
пожилых людей: сожаление о том, что жизнь
нельзя прожить заново и отрицание собственных
недостатков и дефектов путем проецирования
(приписывание другим своих ощущений,
эмоций, мыслей, чувств, проблем, и т.д.)
на внешний мир. Касаясь случаев тяжелой
психопатологии, Эриксон предполагает,
что чувства горечи и сожаления могут
в конце концов привести пожилого человека
к старческому слабоумию, депрессии, ипохондрии,
сильной озлобленности и паранойяльности.
Терапевтический взгляд: понаблюдайте за людьми, которые боятся
смерти, теми, кто говорит о безысходности
собственной жизни и кто не желает быть
забытым.
Благоприятное разрешение
этого конфликта - мудрость.
В концепции Эриксона можно увидеть кризисы
перехода из одной стадии другую. Например,
в подростковой стадии «наблюдаются два
механизма формирования идентичности:
а) проецирование вовне смутных представлений
о своей идеальности («сотворить себе
кумира»); б) негативизм по отношению к
«чужому», подчеркивание «своего» (боязнь
обезличенности, усиление своей непохожести)».
Следствием этого становится усиление
общей тенденции вступать в «негативные»
группы с надеждой выделиться, заявить
о себе, показать, какой он может быть,
что его устраивает. «Второй “пик” наступает
на восьмой стадии — зрелость (или старость):
только здесь происходит окончательная
конфигурация идентичности в связи с переосмыслением
человеком его жизненного пути». Иногда
возникает кризис этого возраста, когда
человек выходит на пенсию. Если у него
нет семьи или нет заботящихся родственников
— детей и внуков, то такого человека посещает
чувство ненужности. Он ощущает себя ненужным
миру, чем-то уже отслужившим и забытым.
В этот момент главное, чтобы его семья
была рядом с ним и поддерживала его.
И завершить эту тему я хочу словами Эрика Эриксона: «...здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики достаточно мудры, чтобы не бояться смерти...».
Список литературы.
1. Л. Хьелл, Д. Зиглер «Теории
личности. Основные положения, исследования
и применение». 3-е международное
издание. «Питер», 2003г.
2. С. Клинингер «Теории личности. Познание
человека». 3-е из. «Питер», 2003г.
3. Г. А. Андреева «Психология социального
познания». «Аспект Пресс». М., 2000г.
4. Ю. Н. Кулюткин «Личность. Внутренний
мир и самореализация. Идеи, концепции,
взгляды». «Тускарора». СПб, 1996г.
5. Л. Ф. Обухова «Детская (возрастная) психология».
Учебник. М., «Российское педагогическое
агентство». 1996г.
6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис
/ пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых.
— М.: Прогресс, б.г. (1996).
7. Э. Элкинд. Эрик Эриксон и восемь стадий
человеческой жизни . [Пер. с. англ.] — М.:
Когито-центр, 1996.
8. Интернет – материалы.