Старое и новое в русском детском фольклоре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:28, контрольная работа

Краткое описание

Детский фольклор - блок фольклорных жанров, включающий в себя: 1) творчество взрослых для детей, в том числе материнский фольклор: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки, пословицы, поговорки; 2) произведения традиционной культуры взрослых, усвоенные детьми: заклички, считалки, приговорки и присловья, сопровождающие игры, сечки, скороговорки, небылицы-перевертыши, молчанки, голосянки, загадки, прозвища, дразнилки, поддевки; 3) самостоятельное детское творчество. К традиционному детскому фольклору относятся тексты, сформировавшиеся до XX века.

Содержание

1.Вступление.Классификация детского фольклора:
Творчество взрослых для детей: материнский фольклор:
а) Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки, загадки, пословицы, поговорки.
2. Произведения традиционной культуры взрослых, усвоенные детьми.
Обрядово игровой фольклор:
а) заклички, считалки, приговорки, присловья, сопровождающие игры.
Потешный фольклор:
а) скороговорки, небылицы-перевертыши, сечки, молчанки, голосянки.
3. Заключение.
4. Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 45.10 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа

по детской литературе на тему: «Старое и новое в русском детском фольклоре»

 

План.

 

1.Вступление.Классификация детского фольклора:

Творчество  взрослых для детей: материнский  фольклор:

а) Колыбельные  песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки, загадки, пословицы, поговорки.

2. Произведения  традиционной культуры взрослых, усвоенные детьми.

Обрядово  игровой фольклор:

а) заклички, считалки, приговорки, присловья, сопровождающие игры.

Потешный  фольклор:

а) скороговорки, небылицы-перевертыши, сечки, молчанки, голосянки.

3. Заключение.

4. Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детский фольклор - блок фольклорных жанров, включающий в себя: 1) творчество взрослых для детей, в том числе материнский фольклор: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки,  пословицы,  поговорки;   2)  произведения  традиционной  культуры  взрослых,  усвоенные детьми: заклички, считалки, приговорки и присловья, сопровождающие игры, сечки, скороговорки, небылицы-перевертыши,   молчанки,   голосянки,   загадки,   прозвища,   дразнилки,   поддевки;   3) самостоятельное детское творчество. К традиционному детскому фольклору относятся тексты, сформировавшиеся до XX века.

В фольклоре существуют жанры продуктивные, в недрах которых  могут появляться новые произведения. Сейчас это частушки, поговорки, городские песни, анекдоты, многие виды детского фольклора. Есть жанры непродуктивные, но продолжающие свое существование. Так, новых народных сказок не появляется, но старые по-прежнему рассказываются. Поют и многие старые песни. А вот былины и исторические песни в живом исполнении уже практически не звучат.

В глубокой древности основное место занимали жанры, объяснявшие  мир, сохранившие историю племени, передававшие правила и нормы  поведения (мифы, легенды, заговоры, воинские и трудовые песни, пословицы...). Постепенно стали складываться жанры, которые уже не имели практического назначения, а служили для удовольствия, забавы и веселья, для выражения чувств и переживаний.

Детский фольклор весь представляет собой невольную пародию на стереотипы мира взрослых. В нём существуют свои ритуалы в общении и играх, своя мифология, отчасти заимствованная у старших (вспомним «Бежин луг» И.С. Тургенева), отчасти собственного сочинения (современные страшилки про чёрные шторы, жёлтые перчатки и так далее). Есть своя лирика (песенники и альбомы), есть и свой смеховой мир: дразнилки, поддёвки, детские анекдоты. Подражание взрослым формам поведения оказывается для детей естественным механизмом усвоения норм и правил, по которым им придётся жить в будущем.

Современный детский фольклор ныне представлен весьма широким спектром жанров. В устном репертуаре фиксируются как произведения исторически сложившихся жанров устного народного творчества (колыбельные, песенки, потешки, заклички, приговорки и т.д.), так и тексты более позднего происхождения (страшилки, анекдоты, "садистские стишки", переделки-пародии, "вызывания" и др.). Однако степень распространённости того или иного жанра различна.

Традиционно изучаемые  фольклористами, активно пропагандируемые официальной культурой исторически  сложившиеся жанры в устном репертуаре на грани вымирания. Особенно это  касается такой классической разновидности  устного народного творчества, как  колыбельные песни. Название песен, которыми убаюкивают ребенка, — колыбельные— идет от основы колыбать (колыхать, колебать, качать, зыбать). Отсюда же — колыбель, коляска. В народном обиходе было и название «байка» — от глагола б а икать (баюкать, качать, усыплять). Собиранием и изучением колыбельных песен занимались десятки фольклористов, этнографов, врачей, педагогов начиная с первой половины XIX века. Наиболее существенный вклад в изучение жанра внесли А, Ветухов, Г. Добряков, Г. С. Виноградов, О. И. Капица, М. В. Красноженова, Г., А. Барташевнч, А. Н. Мартынова.

В пароде дорожили колыбельным песенным мастерством и передавали его из поколения в поколение. Едва дочка начнет забавляться со своими куклами, как мать ее учит правильно «байкать». Этот урок не простая забава матери с ребенком и не пропадает даром. В крестьянской русской семье девочки с 6—7-летнего возраста уже сами становились няньками младших братишек и сестренок, а то и нанимались в чужие семьи.

Учитывая психологические особенности  ребенка колыбельного возраста, конкретно-образное, чувственное восприятие мира, колыбельная песня рисует этот мир не а красочной неподвижности, а как мир стремительно движущихся существ и предметов:

Я качаю, зыбаю, Баушка уху варить,

Пошел отец за рыбою, Баушка уху варить,

Мать пошла мешки таскать,     А дедушка свиней манить...

К сожалению, ныне приходится констатировать значительную, почти полную утрату данной фольклорной традиции. Изменившиеся условия жизни, воспитания, даже самих обычаев укачивания ребёнка - причины забвения старых колыбельных песен. В то же время, несмотря на это, определённая потребность в жанре остаётся. Это приводит к полукомичным попыткам исполнения в качестве колыбельных современных эстрадных песен (от "Вернисажа" до репертуара Земфиры!).

Почти полностью отмирает и такой жанр традиционного игрового детского фольклора, как жеребьёвки. В жеребьевых обилие действий. Они далеко не всегда выражаются прямо глаголами, иногда глаголы совсем опускаются: «С маху под рубаху или с разбегу под телегу?» На обычном языке этот вопрос звучал бы так: «Берешь того ли удальца, который может в один момент оказаться под телегой, или того, кто моментально окажется под рубахой?». Здесь быстрота действия передана с предельной скупостью языковых средств и поразительной живостью.

При необходимости без  обид поделиться на две команды дети предпочитают, использовать родственный ему жанр считалки, иногда до бесконечности повторяя один и тот же текст или подбирая новые. Считалками (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.) принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре. Отражение действительности в считалках происходит не на основе «случайных ассоциаций», а на основе детского восприятия и своеобразного осмысления происходящего. Даже считалки-числовки, которым счетные слова диктуют условия развития сюжета, а обязательность рифмовки сужает возможности подбора лексических пар с понятийным смыслом, отразили жизнь, пропустив ее через детское сознание и художественно обработав. Рассматривая возможные способы классификации считалок, Г. С. Виноградов приходит к выводу, что «едва ли не единственным твердым основанием классификации остается словарный   состав   (разрядка  автора. — М. М.) описываемых   произведений».   На   первый   взгляд,   вывод исследователя  кажется  вполне обоснованным.  Словарный состав  считалок  резко  отличается  от словарного  состава любого   другого   жанра   устного   народного   творчества   и имеет три ясно видимых лексических группы: заумь, имена   числительные,  слова-образы (понятия).   В  соответствии с этим исследователь выделяет три группы считалок: считалки-числовки,  заумные считалки    и    считалки-заменки. К считалкам-числовкам   он  относит произведения,  содержащие счетные слова, озаумленные счетные слова и эквиваленты  числительных;  к  заумным — произведения,  целиком или частично сотканные из зауми; к считалкам-заменкам — произведения, не содержащие в себе ни счетных, ни заумных слов. Так, считалку:

Первыризы, новыризы, пияицы на яицы,

Кому? Царю-царевею, чохман, лохман,

соколею, воробею, дыкинь.

выкинь —

он относит к группе считалок-числовок, а считалку:

Пери, нари,

щучка, лучка,

пята, сота,

сива (буда), ива,

 дуба, хрест—

к заумным считалкам. Как правило, считалки имеют начин, ход и выход (концовку). Начин обычно выражен счетом, обращением или заумным звукосочетанием (словом):

Заяц белый,

 куда бегал?

Ход большинства считалок имеет  или сюжет драматического, повествовательного развития, или несколько картин,   слов-образов,   соединенных   по   какому-либо   общему принципу — по признаку параллелизма или противопоставления. Выход в звуковом (ритмическом) отношении в за-I умных текстах и в звуковом и смысловом отношении в остальных считалках завершает произведение. Выход можно свести к нескольким типам: 1) обращение, 2) сентенция, 3) вопрос, 4) отгадка. Если считалка не имеет концовки, то последние стихи текста иногда отличаются особенной эмоциональной окраской: обычно в них или безобидная шутка, или издевка без характерных черт сатирической лирики.

Обильны в считалках эпитеты-прозвища, чаще всего являющиеся приложением («Ванька-комар», «петух-топтун», «зайчик — опаленный хвостик»). Иногда эпитеты основаны на звукоподражании («глухарь-болтарь», «чуха-рюха»). Как и в других жанрах детской поэзии, встречаются повторы («катилося дерево, дерево, с высокого терема, терема»). Различием происхождения считалок объясняется различие в синтаксической структуре текстов. Считалки чаще всего представляют собой цепочку рифмованных двустиший. Наиболее употребительны четверостишия, шестистишия, восьмистишия. Встречаются трехстишные, пятистишные, семистишные и более длинные, но значительно реже. Бывают и нерифмованные стихи. Они чаще употребляются в двустишиях и трехстишиях. Рифмы используются самые разнообразные: парные, перекрестные, охватывающие и т. д. Почти все считалочные тексты дают сочетание мужской и женской рифмы, очень редко встречается дактилическая. Определенного чередования рифмы не наблюдается. Новые условия жизни детей сказались на их игровом репертуаре, Формальные ролевые игры уже не имеют былого значения, но богаче и содержательнее стали игры-импровизации; жеребьевые сговорки теряют свою поэтическую форму, считалки обогащаются новым содержанием, совершенствуется их поэтика. Традиционный игровой фольклор становится достоянием младших детей (4—12 лет) и служит по-прежнему эффективным средством нравственного и эстетического воспитания.

Самая популярная считалка последнего десятилетия представляет собой модернизированный вариант старого текста "На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич..." В современном варианте этого произведения появляются персонажи мультфильмов Диснея:

На златом крыльце сидели

Микки Маус, Том и Джерри,

Дядя Скрудж и три утёнка,

А водить-то будет Понка!

Это проникновение новых  образов в традиционные жанры  и тексты характерно и для других разновидностей детского фольклора, активно впитывающего в себя всё новое, соответствующее интересам современного ребёнка. Так, в период появления первых телесериалов в самых разных жанрах детского фольклора "получают прописку" рабыня Изаура, "просто Мария", герои "Санта-Барбары". Например, появляется загадка: "Губа до пола, играет в поло" (Хосе Игнасио - герой сериала "Просто Мария"). Но проходит несколько лет, стремительно увеличивается количество телесериалов. Теперь уже нет таких, которые смотрит вся страна, и, соответственно, они утрачивают своё влияние на массовое сознание, постепенно вымываясь и из детского фольклора. В этом - ещё одна особенность устного детского репертуара самого последнего времени.

Возвращаясь к анализу  современного состояния традиционных жанров детского фольклора, следует  отметить, что почти неизменным в  текстовом отношении остаётся бытование таких жанров календарного фольклора, как заклички и приговорки. По-прежнему самыми популярными являются обращения к дождику ("Дождик, дождик, перестань..»), к солнышку ("Солнце, солнце, выгляни в оконце...»), к божьей коровке и улитке. Сохраняется традиционное для этих произведений полуверие в сочетании с игровым началом. В то же время уменьшается частотное употребление закличек и приговорок современными детьми, практически не появляется новых текстов, что также позволяет говорить о регрессе жанра.

Более жизнеспособными оказались  загадки и дразнилки. В древнерусском  языке слово «гадать» означало «думать, размышлять». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для  узнавания которого требуется немалое  размышление. Основное содержание фольклорных  загадок составляла повседневная бытовая  жизнь крестьянина: «Жили три  брата: Один любит зиму, другой – лето, а третьему – все равно» (сани, телега, мужик). Много загадок о природе: «Что краше свету белого?» (солнце). В дразнилках, как правило, называют имена тех, кто высмеивается. Например:

Егорушка коновал

Кошке ножку подковал,

Поехал жениться – 

Привязал корытце.

Корытце болтается,

Жена улыбается.

 

Иван болтан,

Молоко болтал – 

Не выболтал,

А все выхлебал,

Жена пышку пекла,

Ему шиш подала.

 Оставаясь по-прежнему популярными в детской среде, они существуют как в традиционных формах ("Под землёй прошёл, красну шапочку нашёл", "Ленка-пенка"), так и в новых вариантах и разновидностях ("Зимой и летом одним цветом" - негр, доллар, солдат, меню в столовой, нос алкоголика и т.п.; "Янка-лесбиянка"). По-прежнему популярны псевдоэротические загадки, пик расцвета которых приходился на 80-е годы XX в. ("Что ты смотришь на меня? Раздевайся, я твоя! - кровать). Бурно развивается такая необычная разновидность жанра, как загадки с рисунками.

Фольклорные записи последних  лет содержат довольно большой блок частушек. Частушка – короткие рифмованные  песенки, в большинстве случаев  состоящие из 4-х строк и исполняются  полу-говоркрм в характерной звонкой манере. С интересом дети распевали плясовые и шуточные частушки. Вот например таких частушек:

Акулина с высока

Задушила гусака.

Гусак пищит, сто рублей тащит.

Информация о работе Старое и новое в русском детском фольклоре