Строительно-конструктивные игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:03, контрольная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение влияния строительно-конструктивной игры на формирование положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу, направленную на исследования игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста и формирование у них положительного отношения к руду.

Содержание

Введение
1. Характерные черты строительно-конструктивных игр
2. Значение строительно-конструктивных игр для всестороннего развития детей
3. Зависимость развития строительно-конструктивных игр от формирования конструктивных навыков
4. Особенности педагогического руководства строительно-конструктивными играми
5. Наблюдение за строительно-конструктивными играми детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 85.78 Кб (Скачать файл)

Имя ребёнка

Баллы

Даша Я. 

1

Алена Д. 

2

Таня М. 

3

Саша Д. 

2

Оксана Л. 

2

Андрей Г. 

1

Андрей И. 

1

Сергей Л. 

2

Настя Ф. 

1

Марина П. 

3


Результаты, представленные в таблице 2.2, позволяют сделать  выводы: 
1. высокий уровень показали 2 ребенка; 
2. средний уровень - 4 ребенка; 
3. низкий уровень - 4 ребенка. 
Для детей седьмого года жизни это не очень хорошие результаты 
 
Таблица 2.3 Выявление уровня сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста детьми экспериментальной группы 

Имя ребёнка

Баллы

Настя Д. 

2

Антон С. 

2

Миша А. 

3

Катя К. 

2

Саша Т. 

2

Маша К. 

3

Миша П. 

3

Семен С. 

2

Настя К. 

1

Лена С. 

3


Результаты, представленные в таблице 3, позволяют сделать  выводы: 
1. высокий уровень показали - 4 ребенка; 
2. средний уровень - 5 детей; 
3. низкий уровень - 1 ребенок. 
Рисунок 2.3 
 
В сравнении с контрольной группой результаты положительные. 
На основании данных методических приемов было проведено диагностирование детей и выделено три уровня сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. 
Низкий уровень сформированности положительного отношения к труду образуется у каждого ребенка, независимо от какого-либо специально воспитательно-образовательного воздействия и систематических знаний, составляющих содержание его образования. Данный уровень создает возможности стартового развития ребенка и обеспечивает его контакты с окружающим миром. Он характеризуется умением детей называть и элементарно объяснять свои представления о трудовой деятельности человека. Он отличается от других уровней отсутствием самостоятельности в действиях и их обедненным содержанием, слабо развитой речью, отсутствием эмоциональной окрашенности деятельности, низким качеством исполнительных операций. 
Средний уровень сформированности положительного отношения к труду образуется при специальном педагогическом воздействии на детей в условиях реализации определенной системы знаний в строго регламентированной деятельности дошкольников. Характеризуется увеличением возможностей детей, некоторыми успехами в их развитии, но, в тоже время средний уровень не ведет еще к саморазвитию детей в их самостоятельной деятельности, так как действия репродуктивны, подражательны. На этом уровне дети отличаются умением понимать простые связи и закономерности, умением выразить их в речи, построением своей деятельности с учетом этих закономерностей. Содержание их трудовой деятельности более разнообразно, они способны действовать под руководством взрослого и частично самостоятельно. Однако проявления творчества, любопытства, воображения, инициативы ограничены. 
Высокий уровень сформированности положительного отношения к труду возможен только при развивающемся взаимодействии взрослого с детьми, в процессе усвоения детьми их собственной трудовой деятельности. Этот уровень характеризуется наличием у детей элементарных системных знаний о трудовой деятельности, способностью детей к рассуждениям, умозаключениям, выводам; богатым содержанием детских деятельностей, которые носят творческий самостоятельный характер; возросшей социальной интеллектуальной, эмоциональной активностью. 
Так же на основании данных методик был проведён сравнительный анализ групп направленный на выявление уровня сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Анализ результатов оценивается по трехбальной шкале: 
1 балл - низкий уровень сформированности положительного отношения к труду. 
2 балл - средний уровень сформированности положительного отношения к труду. 
3 балла - высокий уровень сформированности положительного отношения к труду. 
Таблица 2.4 Уровень сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Контрольная группа

Имя ребенка

Методики

Общий балл

II 

III

IV 

Даша Я. 

1

1

2

6

Алена Д. 

2

2

9

Таня М. 

3

3

2

2

8

Саша Д. 

2

1

2

7

Оксана Л. 

2

2

2

8

Андрей Г. 

1

2

2

6

Андрей И. 

1

2

2

2

7

Сергей Л. 

2

2

2

9

Настя Ф. 

1

1

3

6

Марина П. 

1

2

2

8


Из таблицы 2.4 видно, что  высокий уровень сформированности положительного отношения к труду показали 2 ребёнка; средний уровень сформированности положительного отношения к труду показали 5 детей; низкий уровень сформированности положительного отношения к труду показали 3 ребёнка. 
 
Рисунок 2.4 
Таблица 2.5 Уровень сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальная группа. 

Имя ребенка

Методики

Общий балл

II 

III 

IV

Настя Д. 

3

3

3

2

11

Антон С. 

2

1

2

2

7

Миша А. 

2

1

3

2

8

Катя К. 

2

2

2

3

9

Саша Т. 

1

2

3

3

9

Маша К. 

1

1

2

3

7

Миша П. 

1

1

2

2

7

Семен С. 

2

2

3

2

9

Настя К. 

2

2

2

2

8

Лена С. 

2

1

1

2

6


Из таблицы 2.5 видно, что  высокий уровень сформированности положительного отношения к труду показали 5 детей; средний уровень сформированности положительного отношения к труду показали 4 ребёнка; низкий уровень сформированности положительного отношения к труду показал 1 ребёнок. 
 
Рисунок 2.5 
 
Как показывают результаты обследования, уровень сформированности положительного отношения к труду у экспериментальной группы выше, чем у контрольной. 
На этом констатирующий этап эксперимента был закончен. Далее проводилась работа только с детьми экспериментальной группы. 

2.2 Апробировать строительно-конструктивных игру направленную на формирование положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста

На втором этапе работы был организован формирующий  эксперимент, который проводился в  течении 1 месяца. Формирующий эксперимент заключался в организации и проведении развернутой строительно-конструктивной игры в экспериментальной группе, в контрольной группе работа проводилась обычным порядком. 
Для экспериментальной группы была определена строительно-конструктивная игра "Пароход". Цель игры заключалась в выявлении положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Игра проводилась в свободное от занятий время во второй половине дня. При организации игры учитывались следующая группа показателей: 
Содержание игры. 
Способы решения детьми игровых задач. 
Взаимодействие в игре. 
Первая группа показателей определяла содержание игры. Содержание игры наблюдалось исходя из следующих показателей: 
возрастные особенности детей. 
как у детей возникает замысел игры (дети сами придумывают или им подсказывает воспитатель). 
сколько игровых задач ставит ребёнок. (построить пароход, распределить роли и начать игру, или на каждом этапе задач действия расширяются) 
насколько разнообразны поставленные игровые задачи. (проводилось наблюдение, однообразны игровые задачи или разнообразны) 
степень самостоятельности детей в постановке игровых задач. (сами дети ставят задачи или при помощи взрослого) 
Таким образом, выделенные показатели дают представление о содержании строительно-конструктивной игры. 
Вторая группа показателей содержит способы решения детьми игровых задач. Для выяснения способов решения игровых задач были поставлены следующие вопросы: 
насколько разнообразны (или однообразны) игровые действия детей. 
степень обобщенности игровых действий (развёрнутые или обобщенные). 
распределение ролей в игре. (сами дети договариваются или при помощи взрослого). 
Выделенные показатели позволяют определить уровень сформированности у детей игровых задач. 
Третья группа показателей характеризует взаимодействие детей в игре. 
вся ли группа принимает участие во взаимодействии в игре или только - часть детей берёт на себя инициативу. 
какова длительность взаимодействия детей в игре. 
Итак, рассмотренные группы показателей дают разностороннее представление о степени сформированности у детей строительно-конструктивной игры. 
Для проведения диагностирования строительно-конструктивной игры "Пароход" как средства положительного отношения к труду был использован метод беседы с детьми о содержании игры. 
Целью беседы, было выявление знаний о речном транспорте, о профессии капитана или моряка. 
Предварительная работа: Рассматривание моделей пароходов, сравнение пароходов прошлого и настоящего, рассматривание картин, фотографий, иллюстраций с изображениями пароходов, чтение художественных произведений о работе морского или речного транспорта. Были так же рассмотрены виды водного транспорта, а затем дети определили, пароход какого вида они будут строить. Так же были обговорены основные детали парохода. 
Таким образом, на основании беседы был проведен диагностический анализ содержания строительно-конструктивной игры и выделено три уровня развития игры: высокий, средний и низкий. 
Высокий уровень включенности в строительно-контструктивную игру. У детей возникают разнообразные игровые замыслы. Они при их реализации комбинируют знакомые и мало знакомые события. С особым интересом дети отображают в играх взаимодействия и общения людей. Все игровые эпизоды взаимосвязаны по смыслу. Игровые задачи дети всегда ставят самостоятельно. Хорошо сформированы предметные способы решения игровых задач, они легко варьирует их в зависимости от возникшей ситуации. 
Также хорошо сформированы и ролевые способы решения игровых задач. При выполнении роли используются разнообразные ролевые действия, передается настроение, характер человека, то есть любые действия эмоционально выразительны. Легко, чаще по собственной инициативе, дети вступают в ролевую беседу с взрослыми и со сверстниками. Она интересная и длительная. 
Вступая во взаимодействие, дети ставят и принимают игровые задачи, умеют тактично от некоторых отказываться. Наиболее характерно длительное взаимодействие, хотя по ходу игры дети могут вступать и в кратковременное взаимодействие. 
Средний уровень включенности в строительно-конструктивную игру. Игра отличается от высокого уровня тем, что у детей менее сформирована ролевая беседа. Чаще всего они вступают в кратковременное взаимодействие. 
Низкий уровень включенности в строительно-конструктивную игру. Низкого уровня развития строительно-конструктивной игры не зафиксировано. 

2.3 Сравнительный  анализ результатов

Проведённая диагностика  строительно-конструктивной игры в  старшей группе детского сада "Гномик" г. Тольятти показала, что на начальном этапе эксперимента высокий уровень строительно-конструктивной игры показало незначительное количество детей, большинство показало средний уровень. 
Таблица №2.1 Распределение детей по уровням включенности в строительно-конструктивную игру до начала эксперимента. 

Группа

Количество детей

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

экспериментальная

10

2

8

0

контрольная

10

2

6

2


 

Рисунок 2.1 
 
Полнота развития строительно-конструктивной игры, ее влияние на положительное отношение к труду, её воспитательная ценность повышается при условии планирования развития игры педагогом. 
Осуществляя руководство игрой, рекомендуется планировать: 
задачи руководства игрой; 
методические приёмы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи. 
Что бы определить задачи руководства игрой, надо хорошо знать как развита игра у каждого ребёнка, это помогает выявить диагностика. 
Рекомендуется составлять календарные планы руководства игрой (на 1-2 дня), что бы воспитатель знал и учитывал игровые замыслы детей во время планирования методических приёмов. Содержание приёмов воспитатель может изменить, ели у детей появиться другой замысел игры. 
Кроме календарного плана может быть составлен кратковременный перспективный план. Он нужен для того, что бы во-первых, видеть перспективу развития игры в течении определённого времени, во-вторых, для осуществления связи ознакомления с окружающим и дальнейшего развития содержания игры. 
С детьми экспериментальной группы была апробирована строительно-конструктивная игра "Пароход", суть которой заключается в формировании у детей положительного отношения к трудовой деятельности, возникающей во время игры, положительного отношения к труду взрослых. 
Реализация этой игры помогла детям почувствовать взаимосвязь игровых действий с конструктивными и трудовыми. 
В ходе игры детям приходилось ставить игровые задачи, для реализации этих задач детям приходилось изготовлять различные атрибуты, нужные для полноценного развития игры. На этом этапе дети занимались ручным трудом. Они изготавливали флажки, бинокли, кораблики (шлюпки). К развитию игры были так же привлечены родители, которые помогали выполнить более сложные атрибуты: фуражки, накидки на плечи (для моряков), штурвал. 
Таким образом, под влиянием педагогического воздействия, направленного на обогащение строительно-конструктивного опыта, деятельность детей существенно изменяется, она учит уважать мнение товарищей по игре, учит обращать внимание на взаимосвязь игры с трудовой деятельностью, как детей, так и взрослых, и приобретает характер целенаправленной, богатой по содержанию трудовой деятельности. 
Распределение детей по уровням включенности в строительно-конструктивную игру и сформированности положительного отношения к трудовой деятельности в конце экспериментальной работы.

Таблица 2.2 Уровень включенности в строительно-конструктивную игру. 

Группа

Количество детей

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

экспериментальная

10

9

1

0

контрольная

10

2

8

0


 

Рисунок 2.2 
 
Таблица 2.3 Уровень сформированности положительного отношения  
к трудовой деятельности

Группа

Количество детей

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

экспериментальная

10

7

3

0

контрольная

10

3

5

2


Рисунок 2.3 
 
Как видно из таблиц 2 и 3 в конце экспериментальной работы наблюдается значительная разница в показателях контрольной и экспериментальной групп. В контрольной группе включенность детей в строительно-конструктивную игру и сформированность у них положительного отношения к труду практически не изменилась. По прежнему высокий уровень показало меньшее количество детей. Большинство составили средний и низкий уровень. 
В экспериментальной группе положение существенно изменилось. Большинство детей показали высокий уровень включенности в строительно-конструктивную игру, причем не на начальном этапе а в развернутой строительно-конструктивной игре. Остальные дети показали срений уровень. 
Сформированность положительного отношения к труду так же значительно выше у детей экспериментальной группы: 7 человек имеют высокий показатель, что означает высокую социальную и интеллектуальную активность, сформированную систему знаний о трудовой деятельности детей и взрослых; 3 человека показали средний уровень сформированности положительного отношения к трудовой деятельности, что так же характеризуется значительными успехами в их развитии. В отличии от детей контрольной группы, в экспериментальной группе низкого уровня сформированности положительного отношения к труду не выявлено. Все дети экспериментальной группы отличаются умением понимать простые связи и закономерности, способны к рассуждениям, умозаключениям, выводам. Все дети благодаря их вовлеченности в строительно-конструктивную игру умеют ставить и решать игровые задачи, используют разнообразные ролевые действия, передают характер и настроение человека, легко вступают во взаимодействие друг с другом. Вывод: данные нашего исследования показали, что процесс развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства. Под педагогическим руководством мы понимаем процесс, в котором используются такие методы и приёмы, которые содействовали бы лучшему развитию строительно-конструктивных умений детей. Игра - как ведущий вид деятельности направлена на познание ребёнком окружающего мира, путем активного участия в труде и повседневной жизнедеятельности детей. 
 
Заключение 
Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Дошкольный возраст это возраст игры, дети много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. 
Строительно-конструктивная игра - своеобразная форма участия детей в жизни взрослых. Очень важно, какие именно стороны жизни воспроизводят дети в своих играх. Подражая трудовой деятельности и взаимоотношениям взрослых людей, ребенок проникается их чувствами, содержанием их труда, усваивает законы общества, в котором он живет. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависят от эпохи, в которой живут дети, производственных условий, их окружающих. Важно, чтобы ребенок отображал в игре то, что впоследствии появится в его собственном поведении - доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду, всё это может быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре. 
 

Информация о работе Строительно-конструктивные игры