Структура и иерархия экосистем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – теоретически обосновать понятия «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема»; рассмотреть их структуру и обязательные компоненты, а также провести анализ по формированию экологических знаний об экосистемах в курсе Окружающий мир в учебно-методическом комплексе «Школа 2100».
Поставленная цель раскрывается через следующие задачи: - осуществить подбор и анализ литературы по теме исследования; - дать научно-теоретические обоснования природной экологической системы; - провести анализ УМК «Школа 2100» с 1 по 4 классы по курсу «Окружающий мир»; - разработать тестовые задания для учащихся начальной школы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Научно-теоретические обоснования природной экологической системы…………………………………………………………………………….5
1.1. Экосистема - основное понятие экологии. …………………………………5
1.2. Биогеоценоз. Учение о биогеоценозах…………………………………….11
1.3. Биоценоз как биологическая система. Понятие и структура биоценозов……………………………………………………………………….18
1.4. Основные среды жизни……………………………………………………..22
Глава 2. Формирование знаний об экосистемах в курсе Окружающий мир (УМК «Школа 2100»)……………………………………………………………26
2.1. Анализ УМК «Школа 2100» с 1 по 4 классы по курсу «Окружающий мир»……………………………………………………………………………....26
2.2. Тестовый материал для учащихся ………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………...……….34
Библиографический список литературы……………………………………….36
Терминологический словарь……………………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа структура и иерархия экосистем.doc

— 580.50 Кб (Скачать файл)

4. Таким образом, устройство природы следует рассматривать как системное целое, состоящее из вложенных одна в другую экосистем, высшей из которых является уникальная глобальная экосистема - биосфера. В ее рамках происходит обмен энергией и веществом между всеми живыми и неживыми составляющими в масштабах планеты. Грозящая всему человечеству катастрофа состоит в том, что нарушен один из признаков, которым должна обладать экосистема: биосфера как экосистема деятельностью человека выведена из состояния устойчивости. В силу своих масштабов и многообразия взаимосвязей она не должна от этого погибнуть, она перейдет в новое устойчивое состояние, изменив при этом свою структуру, прежде всего неживую, а вслед за ней неизбежно и живую. Человек как биологический вид меньше других имеет шанс приспособиться к новым быстро изменяющимся внешним условиям и скорее всего исчезнет первым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список источников и литературы

 

  1. Вадченко В. Г., Васин В К., Бекасов В. И. Основы общей экологии: Уч. пос. – М.: РГОТУПС, 2010.
  2. Вахрушев А.А. Я и мир вокруг. – М., 2012.
  3. Вахрушев А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Я и мир вокруг». – М., 2012.
  4. Вахрушев А.А. Наша планета Земля: учебник для 2 класса. – М. 2012.
  5. Вахрушев А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Наша планета Земля», 2 класс. – М., 2012.
  6. Вахрушев А.А. Обитатели земли: учебник для 3 класса. – М., 2012.
  7. Вахрушев А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Обитатели земли», 3 класс. – М., 2012.
  8. Вахрушев А.А. Моё отечество: учебник для 3 класса, 2 ч. – М., 2012.
  9. Вахрушев А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Мое отчество», 3 класс. – М., 2012.
  10. Вахрушев А.А. Человек и природа: учебник для 4 класса, 1 ч. – М., 2012.
  11. Вахрушев А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и природа», 4 класс. – М., 2012.
  12. Вахрушев А.А. Человек и человечество: учебник для 4 класса, 1 ч. – М., 2012.
  13. Вахрушев А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и человечество», 4 класс – М., 2012.
  14. Вахрушев А.А. Методические рекомендации. Окружающий мир, 1-й – 4-й класс. – М., 2012.
  15. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. – М., 2012.
  16. Воронков H.A. Экология общая, социальная, прикладная. – М.:Агар, 1999. – 424 с.
  17. Зубрев Н. И., Бекасов В. И. Пути снижения загрязнения воздушной среды на железнодорожном транспорте. – М., ВЗИИТ, 2003.
  18. Лазуткина Ю.С., Сомин В.А. Общая экология. Учебное пособие. – Барнаул: Изд-во «Азбука», 2007 – 134 с.
  19. Маврищев В.В. Основы экологии. – Минск: Выш. шк., 2007. - 447 с.
  20. Маслов Н. Н., Коробов Ю. И. Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте. – М.: Транспорт, 2006.
  21. Сивоглазов В.И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11кл. общеобразовательных учреждений. – М.: дрофа, 2010. – 381  с.
  22. Степановских А.С.   Экология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 703 с.
  23. Общая биология: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю. П. Алтухова. – М.: Свято Троицкая Сергиева Лавра, 2012. – 352 c.
  24. Охрана окружающей среды при обезвреживании радиоактивных отходов. – М., Энергоатомиздат, 2009.
  25. Реймерс Н. Ф. Экология. Теория, законы, правила, принципы и гипотезы. – М.: Россия молодая, 2004.
  26. Сидоров Ю. П., Рассказов С. В. Экология. – М.: РГОТУПС, 2005. – 107 с.
  27. Чистякова С.Б. Охрана окружающей среды. – М.: Стройиздат, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Терминологический словарь

 

  1. Биогеоценоз (от греч. βίος - жизнь γη - земля + κοινός - общий) - система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии (природная экосистема). Представляет собой устойчивую саморегулирующуюся экологическую систему.
  2. Биоценоз (от греч. βίος - «жизнь» и κοινός - «общий») - это исторически сложившаяся совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство (определённый участок суши или акватории), и связанных между собой и окружающей их средой. Биоценозы возникли на основе биогенного круговорота и обеспечивают его в конкретных природных условиях
  3. УМК – учебно-методический комплекс, предназначенный для обучения учащихся, а также разработанные методические рекомендации для учителя.
  4. Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
  5. Экосистема, или экологическая система (от др.-греч. οсος - жилище, местопребывание и σστημα - система) - биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Одно из основных понятий экологии.

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Структура и иерархия экосистем