Структура и содержание социально-педагогической деятельности в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 08:08, доклад

Краткое описание

Любая деятельность имеет свою структуру, которая обуславливает взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности. Структура социально-педагогической деятельности, предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто её осуществляет); объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена); цели (к чему она стремится, идеальный предполагаемый результат деятельности); функций (какие при этом функции или виды деятельности выполняются); средств (при помощи каких методов и технологий достигается её цель).

Вложенные файлы: 1 файл

Структура и содержание соц.пед. деятельности.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

   Структура и содержание социально-педагогической деятельности в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних 

   Любая деятельность имеет свою структуру, которая обуславливает взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности. Структура социально-педагогической деятельности, предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто её осуществляет); объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена); цели (к чему она стремится, идеальный предполагаемый результат деятельности); функций (какие при этом функции или виды деятельности выполняются); средств (при помощи каких методов и технологий достигается её цель). Схематично указанные компоненты представлены следующим образом: 
 

   

 

   Любая деятельность осуществляется в направлении  от субъекта к объекту, хотя объект является главным, определяющим содержанием  деятельности. Разберём последовательно  каждый элемент схемы, начиная с  её определяющего элемента - объекта.  

   Вопрос  об объекте и субъекте социально-педагогической деятельности остается дискуссионным в современной социальной педагогике. По мнению М.А.Галагузовой объектом деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития. В.А. Сластенин утверждает, что объектом профессиональной деятельности социального педагога выступает, с одной стороны, растущий человек во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой – элементы общественной культуры, которыми владеет педагог и которые служат «строительным материалом» для формирования личности. Возможно и иное толкование, - объектом деятельности социального педагога является социально-педагогический процесс как целенаправленная последовательность действий, обеспечивающая оптимальное достижение цели (Л.Н.Маркина, В.А.Никитин). 

   Субъект социально-педагогической деятельности многомерен, выделяют три уровня включенности в решение социальных проблем ребенка учреждений, организаций, специалистов:

  • ведущие (социальные педагоги, социальные работники, социально-педагогические центры системы социальной защиты детей и подростков, органы государственной власти);
  • сопутствующие (учреждения, организации и специалисты здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты, спорта, культуры, общественные организации);
  • оказывающие косвенное влияние на реализацию ведущими учреждениями, организациями и специалистами, задач социальной помощи детям и подросткам (финансово-экономические организации, учреждения пищевой и легкой промышленности и т.д.).

   Очевидно, что ведущим субъектом  социально-педагогической деятельности является социальный педагог, но без активного  участия самого ребенка  в социально-педагогическом процессе, эффективное социально-педагогическое взаимодействие - не возможно.  

   Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

   Любая деятельность осуществляется с помощью  средств. К средствам относят все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций (диагностическую, прогностическую, посредническую, коррекционно-реабилитационную, охранно-защитную, предупредительно-профилактическую, эвристическую) деятельности социального педагога обуславливает и многообразие ее средств.   

   Направления деятельности социального педагога 

   Цель деятельности социального педагога:

  • Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);
  • Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
  • Защита ребенка в его жизненном пространстве.
  • По согласованию с администрацией, ввиду имеющихся проблем в рамках конкретного реабилитационного центра, социальный педагог может развивать свою деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием.

   Предлагаемая  ниже таблица отражает перечень, как основных направлений деятельности социального педагога, так и их содержание.

Направления деятельности    Содержание
   Социально-педагогическое исследование с целью выявления  социальных и личностных проблем  детей всех возрастов    проведение  социальной паспортизации групп, учебного учреждения, микрорайона;

   изучение  и анализ культурно-бытовых отношений в семьях воспитанников;

   изучение  и анализ морально-психологического фона реабилитационного центра с целью выявления его воздействия на личность воспитанника и разработка мер по его оптимизации;

   определение центров социально-культурного влияния  на воспитанников в микрорайоне проживания с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия;

   социально-педагогическая диагностика с целью выявления  личностных проблем воспитанников, семьи и др.

   Социально-педагогическая защита прав ребенка    выявление и поддержка воспитанников, нуждающихся в социальной защите (дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, одаренные дети), опеке, попечительстве;

   защита  прав и интересов воспитанников (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);

   защита  и индивидуальная работа с воспитанниками, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п.

   Обеспечение социально-педагогической поддержки  семье в формировании личности воспитанника    раннее  выявление неблагополучных семей;

   создание  банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.;

   пропаганда  здорового образа жизни в семье  как необходимого условия успешной социализации детей и подростков;

   психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье;

   духовно-ценностное просвещение;

   содействие  включению родителей в учебно-воспитательный процесс;

   организация «круглых столов», семинаров, встреч для  родителей, педагогов, воспитанников по социально-педагогической проблематике и др.

   Социально-педагогическое консультирование    организация и проведение индивидуальных консультаций для воспитанников, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;

   консультирование  и специализированная помощь воспитанникам в профессиональном определении;

   консультирование  родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем  и др.

   Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация    раннее  выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения воспитанников;

   обеспечение профилактической и коррекционной  работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа  риска», внутришкольный контроль (далее - ВШК), инспекция по делам несовершеннолетних (далее -ИДН));

   организация превентивно-профилактической работы с воспитанниками «группы риска»;

   способствование пропаганде здорового образа жизни;

   повышение уровня правовой грамотности воспитанников и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;

   организация реабилитации детей испытывающих различные  затруднения в системе разнообразных  отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.), а также подростков, вернувшихся  из мест лишения свободы, спец.учреждений.

   Содействие  созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка    сосредоточение  внимания администрации реабилитационного центра на проблемах и потребностях воспитанников, педагогов, воспитателей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности;

   развитие  взаимопонимания и взаимодействия между педагогами, воспитателями, воспитанниками и родителями

   Поддержка социально цепной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности)    забота  о больных, сиротах и бедных;

   благотворительные мероприятия для сверстников  и пожилых людей;

   работа  в службах социальной защиты;

   благоустройство города, поселка, двора; охрана природы и памятников культуры;

   проведение  игр и творческих занятий с  детьми;

   другое, все, что способствует личностному  и профессиональному самоопределению  подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.

   Организационно-методическая деятельность    анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;

   участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам,

   накопление  банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований

 
 
 
 
 
 
 

   Функции деятельности социального педагога. 

   Социальный  педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, выполняет следующие функции: 

  • аналитико-диагностическую;
  • прогностическую;
  • организационно-коммуникативную;
  • коррекционную;
  • координационно-организаторскую;
  • функцию социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам;
  • охранно-защитную;
  • психотерапевтическую;
  • социально-профилактическую;
  • реабилитационную.
 

   Реализуя  аналитико-диагностическую функцию, социальный педагог: изучает и оценивает особенности социальной микросреды реабилитационного центра, прогнозирует возможные влияния среды на воспитанников; выявляет личностные особенности и достоинства воспитанников, его «проблемное поле»; изучает и оценивает особенности деятельности и обучения воспитанника; устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей; содействует выявлению особо одаренных школьников; выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.  

   Прогностическая функция социального педагога заключается в том, что он: на основе анализа социальной и педагогической ситуации прогнозирует процесс воспитания и развития личности воспитанника, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании его личности, определяет перспективы развития несовершеннолетнего в процессе социализации; планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе анализа результатов предыдущей работы. 

   Выполнение  социальным педагогом организационно-коммуникативной функции: способствует включению субъектов воспитательной деятельности - общественности, учреждений дополнительного образования и др. в процесс социального воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых; позволяет ему участвовать в формировании гуманистической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также оказывать влияние на отношения детей, подростков и взрослых.  

   Коррекционная функция социального педагога заключается в том, что он: старается оградить воспитанников от негативных влияний социальной среды; осуществляет коррекцию самооценки несовершеннолетних и помогает им избавиться от вредных привычек. 

   Реализуя  координационно-организаторскую функцию, социальный педагог: организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде; включает воспитанников в различные виды продуктивной деятельности с учетом психолого-педагогических требований к ней; организует коллективную творческую деятельность детей с участием взрослых; координирует деятельность всех субъектов социального воспитания; взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.  

   Выполнение  функций социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам побуждает социального педагога: оказывать квалифицированную психолого-педагогическую помощь воспитаннику в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации; устанавливать доверительные отношения.  

   Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том, что он: использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов воспитанников; содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;  взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.  

   Реализуя  психотерапевтическую функцию, социальный педагог: заботится об обеспечении положительного эмоционального состояния воспитанников; оказывает им помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния; содействует в создании ситуаций успеха несовершеннолетних.  

   Выполнение  социально-профилактической функции предполагает, что социальный педагог: организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков; влияет на формирование их нравственно-правовой устойчивости; организует систему мер социального оздоровления детей из семей группы социального «риска».  

   Реабилитационная функция социального педагога заключается в том, что он организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, спец.учреждений, по разнообразным причинам (болезнь, стресс, употребление наркотиков, сексуальная агрессия, лишение свободы, и др.) испытывающих различные затруднения, которые приводят к социальной дезадаптации.

Информация о работе Структура и содержание социально-педагогической деятельности в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних