Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 15:17, реферат
Период обучения в вузе – важнейший период социализации человека. Социализация – процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует его в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны, которые приняты в данной группе и обществе. Процесс социализации включает освоение культуры человеческих отношений и общественного опыта, социальных норм, социальных ролей, новых видов деятельности и форм общения. В студенческом возрасте задействованы все механизмы социализации: это и освоение социальной роли студента, и подготовка к овладению социальной ролью «профессионального специалиста», и механизмы подражания, и механизмы социального влияния со стороны преподавателей и студенческой группы.
Низший, на котором
легкость или затрудненность
межличностных контактов,
Средний
уровень развития
Высший уровень группового развития характеризуется тем, что ядро межличностных и личных отношений опосредованно связями и отношениями к предмету коллективной деятельности, ее смыслу. На этом уровне сплоченность группы оказывается наиболее высокоразвитой и устойчивой. Для этого уровня характерна общность единств жизненных целей и жизненных планов членов группы, взаимопонимание и взаимоподдержка.
Становление коллектива студенческой группы зависит:
· характера организации учебно-познавательной деятельности студентов, контроля над ней и ее оценки;
· степени ясности функций, задач и программы деятельности группы, от групповых норм и особенностей преломления в них общих социальных норм;
· частоты контактов
и особенностей общения между
членами группы и от особенностей
педагогического общения в
· особенностей микрогрупп в группе (способствует ли она сплочению группы или противопоставляют себя группе);
· характера привлечения каждого члена группы к выполнению групповых заданий, от качества кооперации сил при выполнении общественно значимых задач, стоящих перед группой;
· размера группы и времени ее существования;
· качеств руководителей-
В научной психологической и
педагогической литературе можн
1. уровень социальной
значимости предметной
2. уровень сплоченности
как ценностно-ориентационного
3. уровень организационного единства группа;
4. уровень удовлетворенности членов группы положением дел и взаимоотношениями в группе;
5. уровень ее эмоциональной
культуры и преобладание
6. уровень всех видов
групповой общественной
7. уровень группового самосознания и потребность в его развитии.
Первым, главным и наиболее общим критерием оценки группы как коллектива должна быть оценка ее предметной деятельности: оценка выполнения коллективом основной общественной функции - овладение глубокими знаниями, подготовка к будущему высококвалифицированному труду, оценка возможности группы способствовать, полноценному всестороннему гармоническому развитию личности каждого члена группы, его активному включению в различные виды деятельности.
Иногда оценку
исполнения коллективом
в частоте совпадения оценок, мнений и суждений по отношению к существенно значимым для группы в целом объектов,
в стремлении как можно чаще коллективно действовать, или решать разлитые вопросы, оказывая друг другу помощь;
в росте
принципиальной
Одним из значимых критериев высокого - развития группы как
коллектива является ее организационное единство. О его наличии судят обычно по тому, существует ли в группе авторитетный и полномочный центр - актив, пользуется ли он уважением, симпатиям преобладающего большинства группы, обладает ли необходимыми деловыми качествами.
Важным критерием
социальной зрелости студенческой
группы является удовлетворенность
членов группы положением дел и взаимоотношениями
в ней, стержнем которых является
уровень эмоциональной
Одним из важных критериев благополучного психологического климата студенческого коллектива и уровня его социальной зрелости является степень групповой общественной активности, понимание смысла участия в различных видах общественной деятельности.
Деятельность, направленная на формирование студенческого коллектива, по своей сути творческая, поэтому невозможно дать универсальных способов осуществления ее. Искусство руководства группой и воспитательного воздействия на нее требует владения навыками организационной работы и знаниями основ науки общения, основ психологии, педагогики и этики, умением менять стиль руководства в зависимости от стадий развития коллектива, проявлять динамизм и гибкость в действиях и непрерывно учится мастерству руководства.
Заключение:
Усилиями многих отечественных педагогов и психологов создавалась теория становления и развития коллектива. На современном этапе при формировании успешного коллектива необходимо учитывать принципы, сформулированные еще А.С.Макаренко, и дополненные его последователями. Знание внутригрупповых отношений и
эмоционального фона, поможет успешно реализовать цели и задачи, поставленные перед формирующимся коллективом.
Студенческая
среда и особенности
Список литературы:
1. Андреева, Г.М. Социальная психология : Учебное Пособие / Г.М. Андреева. - 5-е изд. - М. : Аспект Пресс, 2003. – 344 с.
2. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности / А.С. Макаренко. – Челябинск : Южный Урал кн. изд-во, 1988. – 261 с.
3. Марисова, Л.И. Студенческий коллектив : основы формирования и деятельности / Л.И. Марисова ; под ред. Б.И. Королев. – Киев, 1985. – 51с.
4. Новиков, В.В. Социальная психология: феномен и наука : Учебное Пособие / В.В. Новиков ; Международная академия психол. Науки. - Ярославль государственный ун-т. - М. : Изд-во Инта Психотерапии, 2003. - 344 с.
5. Педагогика и психология высшей школы : Учебное пособие для вузов; Отв. ред. С.И. Самыгин. - Ростов на Дону : Феникс, 1998. – 534 с.