Субъект педагогического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 14:02, доклад

Краткое описание

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности

Вложенные файлы: 1 файл

Субъект педагогического процесса.docx

— 19.93 Кб (Скачать файл)

" Субъект педагогического  процесса"

*Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. Позиция педагога - это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности.В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании  в конечном итоге выражается в  направленности, составляющей ядро личности учителя. Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:

·  информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным);

·  друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;

·  диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

·  советчика, если использует осторожное уговаривание;

·  просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, "как надо", опускаясь порой до самоунижения, лести;

·  вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.

Каждая  из этих позиций может давать положительный  и отрицательный эффект в зависимости  от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение  его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т.п.

*Определение. Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.Понятие ``человек'' используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.Основные характеристики человека:особое строение организма;способность к трудовой деятельности;наличие сознания.Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием ``индивид''.

Определение. Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.Общие характеристики индивида:целостность психофизической организации организма;устойчивость по отношению к окружающей действительности;активность.Иначе, можно сказать, что индивид - это ``конкретный человек'' от рождения до смерти. Индивид - исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии.Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность - это социальная сущность человека.

Определение. Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами.Личностью не рождаются, личностью становятся. Личность как педагогическое понятие — это самореализующаяся, саморазвивающаяся, саморегулирующаяся система отношений, которая представляет собой динамическую целостность совокупности устойчивых структур. Общая теория развития личности, нацеленная на познание закономерностей этого процесса, понимает развитие как саморазвитие, некоторым итогом которого является всякая структурная организация, т.е. самоорганизация.

Сложнее определить понятие ``индивидуальность'', потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают  основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические  и другие особенности человека. Можно  дать следующее определение индивидуальности.

Определение. Индивидуальность - это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.С помощью понятия ``индивидуальность'' чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.

*Под педагогической диагностикой (в переводе с греч. “способность распознавать”) мы понимаем процесс постановки диагноза, т.е. установления уровня развития, образования и воспитанности школьников. Функциями педагогической диагностики являются: информационная (сбор сведений о личности, коллективе в целом); оценочная (установление уровня образования, уровня развития коллектива, уровня развития отдельного качества личности и др.); корректирующая (внесения частичных исправлений, поправок в ход педагогического процесса). Виды педагогической диагностики: начальная (при постановке конкретных задач, в начале какого-то вида деятельности, в начальной стадии работы с детьми): текущая (отслеживание хода педагогического процесса на разных его этапах); обобщающая (при подведении итогов какого-то периода жизнедеятельности коллектива или личности, при анализе реализации конкретной задачи и пр.).

Суть  педагогической диагностики заключается  в сборе информации о субъекте диагностики: в сравнении данной информации с предыдущей об этом субъекте, возможно, с описанием другого  идентичного субъекта или, при необходимости, с описанием стандарта этого  субъекта; в анализе с целью  определения причин удач или неудач в развитии, образовании, формировании личности; в раскрытии смысла с  его объяснением изменений, происходящих в субъекте диагностики; в доведении  до сведения учащихся (их родителей, других учителей) результатов диагностической  деятельности; в проверке воздействия  различных диагностических методов  на субъект-объект диагностики.

Таким образом, педагогическая диагностика  – это деятельность по распознаванию  состояний, изменений, происходящих в  объекте-субъекте диагностики, результата педагогического процесса.

Организация педагогического процесса – это совокупность действий, ведущих  к образованию и совершенствованию  взаимосвязей между компонентами педагогического  процесса. К основным компонентам  организации педагогического процесса мы относим педагогический мониторинг, проектировочную, собственно организаторскую, гностическую деятельность.

Цель  определяет деятельность и общение, в процессе которых изучается  личность школьника. Таким образом, в практике работы чаще всего выступает  такая логическая формула:

*Предмет педагогической диагностики - развивающаяся личность дошкольника, младшего школьника, подростка и старшеклассника. Поэтому каждый, кто хочет овладеть теорией и практикой профессионально-диагностической деятельности, должен хорошо знать предмет педагогической диагностики, т.е. разбираться в современной трактовке понятия личность, в основных положениях теории развития личности и в возрастных особенностях становления личности школьника.


Информация о работе Субъект педагогического процесса