Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 07:46, реферат
Гуманизация, как общего, так и профессионального образования связана с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у неё стремления реализовать себя, расширять границы саморазвития и самоосуществления. Такая идеальная гуманистическая цель обрядовая, считал известный философ Э.В. Ильенко, позволит вывести каждого человека в его индивидуальном развитии на передний край человеческой культуры, на границу познанного и непознанного, сделанного и несделанного.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
Кафедра психологии и педагогики начальных классов
РЕФЕРАТ
Дисциплина основы учебной деятельности
Сущности профессионального самообразования и самовоспитания педагога
Коваль С. А
Красноярск 2014
Гуманизация, как общего, так и профессионального образования связана с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у неё стремления реализовать себя, расширять границы саморазвития и самоосуществления. Такая идеальная гуманистическая цель обрядовая, считал известный философ Э.В. Ильенко, позволит вывести каждого человека в его индивидуальном развитии на передний край человеческой культуры, на границу познанного и непознанного, сделанного и несделанного. Идея личного развития выводит цель современного педагогического образования за пределы традиционных представлений о нём как о системе передачи некоторой суммы профессиональных знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. При традиционном подходе педагог выступает лишь в качестве основы жёстко регламентированной педагогической деятельности. В рамках же гуманистического подхода целью образования выступает непрерывное общее и профессиональное развитие индивидуальности и личности всех участников педагогического процесса, в том числе и педагога. В связи с этим меняется и цель профессиональной подготовки педагога. Кроме профессиональных знаний, умений и навыков (профессиональная компетентность) она охватывает и общекультурное развитие педагога, формирования у него личностной позиции. Причем это единство выглядит не как сумма свойств, а как качественно новое образование. Оно характеризуется и таким уровнем развития личности педагога, на котором действия и поступки определяются не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренним мировоззрением, установками. Вхождение в профессию, считают психологи, есть «врастание» в «супер роль», человек не может просто жить и выполнять свою работу, он должен обрести цель, в которой работа и профессия, а главное он сам и его действия в профессии занимает определенное место. Следовательно, проблема выбора профессии и овладение деятельностью является частью проблемы смысла жизни. Личностное развитие и профессиональный рост педагога как органичное единство возможны тогда, когда в процессе врастания в профессию, выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности осуществляется целенаправленное разрешение ряда противоречий. Прежде всего, это противоречие, возникающее в индивидуальном сознании между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего, уже существующего – «Я». Мотивы выбора педагогической профессии во многом предопределяют и мотивы учения студентов педагогического вуза. Если принять во внимание что мотив- это не что иное, как потребность, что будущих учителей такой потребностью может быть чистый познавательный интерес, стремление лучше подготовиться к самостоятельной профессиональной деятельности, чувство долга и ответственности или же стремление посредством учения занять престижное положение в коллективе. Деятельность педагога представляет собой цепь различных ситуаций. Если ситуация и цель деятельности и мотив совпадают, то педагог работает с увлечением, вдохновенно, продуктивно. Педагогическая деятельность является весьма сложной и поэтому обычно вызывается несколькими мотивами, различающимися по силе, личной и социальной значимости. Важную роль играет социальные мотивы педагогической деятельности. К ним относятся чувства профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций, увлеченность предметом преподавания и удовлетворение от общения с детьми, чувство призвания.
Гуманизация образования в значительной степени зависит от ориентации учителя на творчество в его деятельности. Уровень творчества показывает меру реализации учителем своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обуславливающей авторский педагогический стиль. Творческую индивидуальность учителя характеризует, прежде всего, потребность в самореализации, т.е. стремление к возможно более полной реализации своих потенций в профессиональной деятельности. Потребность в самореализации характерна для человека с достаточно развитым самосознанием, способного к выбору. Деятельность учителей – новаторов, мастеров педагогического труда доказывает, что чем ярче индивидуальность педагога, тем гармоничнее сочетаются в нём профессионализм и духовная культура. Творческая индивидуальность проявляется не только в освоении накопленной человеком культуры и развитии на этой основе индивидуальной духовной культуры. Она, прежде всего, выражается в активной преобразовательной деятельности, в процессах личностного выбора и личного вклада, полной отдачи себя [5, C. 111].
Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живёт до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистерверг писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» [4, C. 11]. Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в соей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании. Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития. Внешние источники выступают в качестве основных и определяют направление и глубину в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.д.) Эта потребность стимулирует систему действий по самосовершенствованию. Для развёртывания процессов саморазвития большое значение имеет уровень сформированности самооценки. Психологи отмечают два приёма формирования верной самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй сопоставить их с мнениями окружающих. Если притязания не высоки, то это может привести к формированию завышенной самооценки. Обязательным компонентом саморазвития должен быть самоанализ. Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к развитию познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти и др. Не случайно многие психологи и педагоги в ряду профессионально значимых свойств личности учителя называют способность к распределению внимания, профессиональную память на лица, имена, психические состояния, педагогическое воображение и др. [11, C. 47]. Составной частью профессионального саморазвития является самообразовательная работа педагога. Надо так спланировать свою учебную и внеурочную работу, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха. Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога – его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения и т.д.
Таким образом, саморазвитие имеет как бы двойной педагогический результат. С одной стороны – это те изменения, которые происходят в личном развитии и профессиональном росте, а с другой – овладение самой способностью заниматься саморазвитием. Судить о том, овладеет ли будущий педагог этой способностью, можно по тому, научился ли он осуществлять следующие действия:
> Целеполагание: ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития;
> Планирование: выбирать средства и способы, действия и приёмы саморазвития;
> Самоконтроль: осуществлять
сопоставление хода и
> Коррекция: вносить необходимые поправки в результаты работы над собой.
Овладение такими действиями требует времени и определённых умений. Поэтому исследователи выделяют стадии профессионального саморазвития.
На начальной стадии овладения профессиональным самовоспитанием его цели и задачи неконкретны, их содержание не достаточно определено. На второй стадии овладения саморазвитием целепологание становиться более определённым и конкретным.
Рассудительность, самокритичность – существенные проявления саморазвития на этой стадии.
На третьей стадии саморазвития педагог самостоятельно и обосновано формирует его цели и задачи. Планирование работы над собой, отбор средств самовоздействий осуществляется легко.
Все основные действия саморазвития – целепологание, планирование, самоконтроль, самокоррекция – осуществляются автоматически непринуждённо.
Информация о работе Сущности профессионального самообразования и самовоспитания педагога