Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 16:35, реферат
Учить знаниям — учить заранее ненужному. Современность стремится к индивидуальному подходу в обучении, а занятия основаны на фронтальном методе.
Секрет неудач прост. Считается, что на смену старому должно прийти новое. Но ведь новое есть хорошо забытое старое, и, значит, на смену «урочному» виду занятий должно прийти нечто еще более древнее и более вечное. Может быть, это ИГРА?
Сущность дидактических игр как средства обучения
(Слайд 1)
Учить знаниям — учить заранее ненужному. Современность стремится к индивидуальному
подходу в обучении, а занятия основаны
на фронтальном методе.
Секрет неудач прост. Считается, что
на смену старому должно прийти новое.
Но ведь новое есть хорошо забытое старое,
и, значит, на смену «урочному» виду
занятий должно прийти нечто еще более
древнее и более вечное. Может быть, это
ИГРА?
Одним из эффективных путей активизации
познавательной деятельности дошкольников
является дидактическая игра. ( Слайд 2 )
И игру можно назвать восьмым чудом света,
так как в ней заложены огромные воспитательные,
образовательные и развивающие возможности.
В процессе игр дети приобретают самые
различные знания о предметах и явлениях окружающего мира.
Игра развивает детскую наблюдательность
и способность определять свойства предметов,
выявлять их существенные признаки.
(Слайд 3)
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:
Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей
Однако дидактические игры — это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т. е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
(Слайд 4)
Виды дидактических игр.
Дидактические игры различаются:
Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других – иные.
Чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет.
(Слайд 5)
Часто игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.
(Слайд 6)
Иногда игры соотносят с материалом:
Важно четко различать собственно дидактические
игры и игровые приемы, использующиеся
при обучении детей. К сожалению, некоторые педагоги воспринимают
дидактическую игру лишь как развлекательный
и организующий момент занятия, позволяющий
снять умственное напряжение.
Такое представление в корне неверно.
В этом случае игра не входит органично
в занятие , находится около процесса обучения.
Можно поэтому согласиться с тем, что «не
умея построить настоящую дидактическую
игру, которая будила бы мысль дошкольников,
некоторые воспитатели облекают в игровую
форму обучения тренировочные упражнения».
(Слайд 8)
Структура дидактической игры.
Дидактическая игра имеет определенную структуру.
Структура — это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
Игры на занятиях позволяют одним усвоить
материал на уровне предметных действий,
другим на уровне знаний, третьим на уровне
логических выводов. Но в целом понимаемость
материала — 100%.
Поэтому необходимо оживить
и разнообразить жизнь
(Слайд 9)
В современной дидактике всё многообразие методов обучения сведено в три основных группы:
(Слайд 10)
Для чего нужна дидактическая игра? Для поддержания или создания интереса к предмету, для стимулирования деятельности (мотивация}, для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления и т.д. Любая игра имеет правила, благодаря которым происходят преодоления трудностей, социальное утверждение через подчинение правилам, развитие волевого поведения. (Слайд 11)
Всякая игра есть испытание воли.
В игре ежеминутно происходить отказ ребенка
от мимолетных желаний в пользу выполнения
взятой на себя роли. Происходит развитие
произвольного поведения.
Интеллектуальные игры могут быть полезны детям, испытывающим трудности в учении: в понимании и осмыслении нового материала, усвоении и обобщении, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей и речи.
(Слайд 12)
Эти игры могут помочь:
(Слайд 13)
Игра одновременно преследует три цели:
(Слайд 14)
Ведь игра - это лучший способ
развить способности, подготовиться
к жизни, к общению с людьми.
Можно предложить некую условную классификацию
игр, используемых на занятиях (Слад 15):
(Слайд 16)
Основными требования к организации дидактических игр являются:
(Слайд 17)
Требования
к подбору игр следующие.
1. Игры должны соответствовать
определенным учебно-воспитательным задачам,
программным требованиям к знаниям, умениям,
навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3.Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
(Слайд 18)
Игра — древнейшая форма передачи знаний.
Играя в «дочки-матери», мы учимся семейным
отношениям; раскладывая кубики, становимся
строителями; расставляя солдатиков, воспитываем
в себе полководцев.
Можно утверждать, что (Слайд 19) игра — универсальная
форма дидактического взаимодействия
с учеником. И поэтому она превосходит
урок:
7. Наконец, игра более надежный способ усвоения знаний.
(Слайд 20)
Согласитесь, все освоенные нами в детстве игры,
в отличие от освоенных знаний, мы помним
всю жизнь.
Дидактические игры можно использовать как в процессе организованного обучения на занятии, так и вне их – на участке.
Остановимся подробнее на видах дидактических игр применяемых в дошкольной педагогике.
(Слайд 21)
Игры с предметами.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность таких игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачам на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмете по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (Слайд 22) (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
Информация о работе Сущность дидактических игр как средства обучения