Сущность педагогической инноватики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:57, контрольная работа

Краткое описание

Педагогическая инноватика принадлежит к системе общего научного и педагогического знания. Она возникла и развивается на грани общей инноватики, методологии, теории и истории педагогики, психологии, социологии и теории управления, экономики образования и является одной из фундаментальных дисциплин, которая существенно ускоряет процессы обновления образования.
Педагогическая инноватика - учение о создания, оценки, освоения и использования педагогических новаций.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 16.71 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа.

Сущность педагогической инноватики

Педагогическая инноватика принадлежит к системе общего научного и педагогического знания. Она возникла и развивается на грани общей инноватики, методологии, теории и истории педагогики, психологии, социологии и теории управления, экономики  образования и является одной  из фундаментальных дисциплин, которая  существенно ускоряет процессы обновления образования.

Педагогическая инноватика - учение о создания, оценки, освоения и использования педагогических новаций.

Большинство исследователей сходятся на том, что структура инновационного обучения оптимально соответствует  характеру современных социальных процессов. Как известно, одной из особенностей современного общества является открытая перспектива. Учитывая это  инновационное воспитания и обучения в противовес традиционному, которое  продавалось «в современном, исходя из прошлого», стремится функционировать  в контексте настоящего, ориентируясь на будущее.

Как отрасль педагогики педагогическая инноватика является довольно молодой  наукой. В зарубежной педагогике исследования инноваций начаты в 60-х годах XX в. и имеют ярко выраженный прикладной характер. В основном они сосредоточены  на теоретическом обосновании, анализе  различных аспектов инновационных  процессов в системе обучения и воспитания, выработке практических рекомендаций по освоению, внедрению  новшеств, обеспечения оптимального режима функционирования инновационных  проектов и программ. Проблемы инноваций  исследуют сербский педагог К. Ангеловськи  и английские и американские педагоги X. Барнет, Д. Гамильтон, Н. Грос, В. Кингстон, Н. Лагервей, Г. Майлз, А. Хаберман, Г. Хейвлок  и др. Интерес к инновациям мировой  педагогической общественности проявляется  в создании информационных служб (Центр  исследования инноваций в образовании  под эгидой ЮНЕСКО, Азиатский центр  педагогических инноваций для развития образования), создании программ внедрения  педагогических инноваций, проведении международных конференций, деятельности организаций, которые обобщают педагогические нововведения в разных странах мира, информируют о них педагогическую общественность на страницах специальных  журналов. В частности, Международное  бюро по вопросам образования (Франция, Париж) публикует такие периодические  издания, как «Педагогические инновации», «Информация и инновации в  образовании» и др.

Педагогическая инноватика заключается в постоянном поиске и внедрении новых максимально  эффективных технологий обучения и  воспитания, результатом которых  должно быть формирование высокоадаптированной к меняющимся условиям, активной деятельной, творческой личности, которая умеет  анализировать, преодолевать любые  трудности, потому что она еще  в юном возрасте с помощью учителя  познала, создала себя, научилась  владеть собой. Ориентация на новое, поиск и внедрение нового не является самоцелью педагогической инноватики. Прежде всего она направлена на обеспечение  адекватности учебно-воспитательного  процесса и его результатов требованиям  общества. А в динамично меняющейся социуме это будет побуждать  к постоянному обновлению содержания и форм обучения и воспитания, максимально  внимательного и в то же время  критического отношения ко всему  новому.

Термин «новое» толкуется  как впервые открытое, созданное  или сделанное, которое сформировалось недавно вместо предыдущего.

Новое как особый феномен  соотносят по следующим признакам:

- пространственно-временная  неидентичность (непохожесть новосозданной,  новосформированной, только что  открытой системы на другие);

- актуальность (важность, актуальность, сущность нового для определенного  времени);

- стабильность (свидетельствует  о единство, целостность, повторяемость  основных элементов нового в  течение определенного промежутка  времени);

- эффективность (показывает  объективную возможность с помощью  новаций решать задачи, ради которых  они были созданы);

- оптимальность (свидетельствует  о высочайшей экономичность и  эффективность создания нового  средства или способа деятельности, а также об возможность с  его помощью оптимальным путем  решать проблемы);

- сменяемость (новое средство, которое апробируется в педагогической  деятельности, постоянно дорабатывается, модифицируется, видоизменяется).

Создание, утверждение, нового бытия как целостного феномена является стержнем, ядром инновационного процесса, базовый компонент которого составляет инновация.

Инновация (лат. innovatio - обновление, изменение) - нововведение, изменение, обновление; новый подход, создание качественно нового, использование известного в других целях.

В педагогике понятие «инновация»  употребляют в следующих значениях:

- форма организации инновационной  деятельности;

- совокупность новых профессиональных  действий педагога, направленных  на решение актуальных проблем  воспитания и обучения с позиций  личностно-ориентированного образования;

- изменения в образовательной  практике;

- комплексный процесс  создания, распространения и использования  нового практического средства  в области техники, технологии, педагогики, научных исследований;

- результат инновационного  процесса.

Научные интересы педагогической инноватики связанные с изучением  инновационных процессов в системе  образования и воспитания. Именно такими являются процессы создания, освоения и применения педагогических новшеств.

Инновационные образовательные  процессы - обусловлены общественной потребностью комплексные процессы создания, внедрения, распространения новшества и изменения образовательной среды, в котором осуществляется их жизненный цикл.

Как и в других сферах общественного бытия, в системе  образования инновационные процессы являются не просто внедрением нового. Они реализуются как целенаправленные изменения целей, условий, содержания, средств, методов, форм деятельности, которым  свойственны новизна, высокий потенциал  повышения эффективности деятельности в целом или в определенных сферах их, способность обеспечить долговременный полезный эффект, согласованность  с другими нововведениями.

Благодаря этим особенностям инновационные процессы принципиально  отличаются от процессов стабильных.

Инновационной деятельностью  занимается много творческих педагогов, среди которых условно можно  выделить три группы:

1) педагоги-новаторы, которые  приходят к новому в результате  собственных поисков;

2) педагоги-модернізатори,  что совершенствуют и по-новому  используют элементы созданных  систем ради положительного результата;

3) педагоги-мастера, которые  быстро воспринимают и совершенно  используют как традиционные, так  и новые подходы и методы.

Деятельность педагогов, относящихся к этим категориям, образует инновационный педагогический поток, который обогащает практику новыми идеями, новым содержанием и новыми технологиями.

Инновационная деятельность является специфической и довольно сложной, требует особых знаний, навыков, способностей. Внедрение инноваций  невозможно без педагога-исследователя, который обладает системным мышлением, развитой способностью к творчеству, сформированной и осознанной готовностью  к инновациям. Педагогов-новаторов  такого типа называют педагогами инновационного направления. Им свойственны четкая мотивация инновационной деятельности и выкристаллизованная инновационная  позиция, способность не только включаться в инновационные процессы, но и  быть их инициатором.

 

 


Информация о работе Сущность педагогической инноватики