Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 15:04, реферат
Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения.
Обучение - процесс двухсторонней активности учителя и учащихся, в результате которого учитель передает, а учащийся активно воспринимает знания, умения, навыки, формируется научное мировоззрение, развиваются творческие силы учащегося.
Очевидно, что методы воспитания применяются обязательно в комплексе: нельзя, используя один метод, воспитать гармонично развитую личность.
Во главе деятельности педагога находится целеполагание, соответственно идет отбор и использование методов воспитания, а правильнее – системы методов. Любой метод воспитания направлен на личность воспитанника (А.С. Макаренко называл методы воспитания «инструментами прикосновения к личности»), поэтому, выбирая их, необходимо брать во внимание, какая личность перед нами, каковы ее особенности (возрастные и психологические), тонкости (особенности семьи, состояния здоровья).
Методы стимулирования:
Традиционный педагогический опыт (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо (на западе), Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.А.Сухомлинский, С.Т. Шацкий (в России и СССР) развивали идею применения ненасильственных (гуманных) методов воздействия на воспитанника.
Сегодня эта тенденция реализуется в тандеме с общечеловеческими прогрессивными и национальными традициями педагогики.
Прямое предназначение стимулов – ускорять или притормаживать определенные действия. Это наиболее отчётливо видно при рассмотрении стимулирующих «методов-антиподов»: поощрения и наказания, которые известны еще с древних времен. Поощрение и наказание, применяемые с учетом педагогического баланса, дают очень сильный эффект.
Всем известна поговорка о «кнуте и прянике». Преимущественное использование либо «кнута», либо «пряника» может принести не пользу, а непоправимый вред.
В современном обществе прочно утвердилось мнение о том, что превалировать должно, все-таки, поощрение, как более гуманное и эффективное. Доказано, что вера в свои силы, стремление к успеху, достижениям более плодотворны, чем страх перед наказанием.
Итак, для эффективного воспитания педагогу необходимо сформировать стимулирующую атмосферу – среду, внутри которой можно добиться развития ученика, формирования у него понимания правильного поведения, правильной коммуникации, закрепления у него нравственных норм и установок. Результат – развитие деловой и творческой инициативы, реализация индивидуальных возможностей, появление обстановки доброжелательности и защищенности.
5. Закономерности и принципы воспитания:
Для воспитательного процесса, как и для любого другого, характерны свои закономерности.
Закономерности – объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся связи педагогических явлений и процессов. Выявление закономерностей является одной из постоянных задач педагогики.
Можно выделить следующие закономерности:
1. Воспитание зависит от уровня социально-экономического, политического и культурного развития общества, состояния его духовности. Эта закономерность определяет постановку цели воспитания, определение его содержания, отбор средств, ценностные ориентации педагогов и воспитанников, приоритетные методы и приемы воспитания, связи с окружающей действительностью.
2. Воспитание и обучение
органично взаимосвязаны и
3. В воспитательном процессе
органично связаны
4. Эффективность воспитательного процесса обусловлена единством целей, содержания и методов воспитания. Единство этих компонентов обеспечивает логику и эффективность воспитательного процесса. Определяющим компонентом является цель, в зависимости от нее педагог выбирает специфическое содержание и методы, позволяющие раскрыть содержание и достичь поставленную цель.
5. В воспитательном процессе закономерно связаны воспитательное воздействие, взаимодействие и активная деятельность самих воспитуемых и др. Субъектами воспитательного процесса являются педагоги и воспитанники, но ведущая роль принадлежит педагогу. Он организует деятельность, создает благоприятные условия для развития личности, оказывает определенное воздействие на ребенка своей личностью, имеющимися знаниями, опытом. Цель воспитательных воздействий можно достичь только при добровольном, сознательном включении детей в совместный процесс воспитания, в котором сами дети оказывают определенное влияние на педагога. Их собственная активность определяет успешность личностного развития.
В реальной практике воспитания закономерности реализуются через систему принципов.
Принцип – это основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения. Принципами воспитания называют систему основных требований к организации процесса воспитания. Эти требования всегда зависят от целей и задач общества, закономерностей развития личности. Система принципов не является статичной, она постоянно изменяется, корректируется в соответствии с той или иной концепцией воспитания и педагогической позицией ученых-педагогов. Значительный вклад в ее разработку внесли такие ученые: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Б.З. Вульфов, Е.В. Бондаревская, Н.Е. Щуркова и др.
К принципам воспитания относят:
1) целенаправленность;
2) связь воспитания с жизнью;
3) гуманизм и уважение к личности воспитанника в сочетании с разумной требовательностью к ней;
4) опора на положительные качества воспитанника; восприятие и принятие его таковым, каков он есть;
5) учет индивидуальных, возрастных и половых особенностей учащихся;
6) необходимость открытия перед учащимися перспективы их роста, помощь в достижении радости успеха;
7) воспитание в коллективе;
8) единство, целостность и преемственность в воспитании.
В настоящее время эта система принципов дополнена принципами гуманизации, природосообразности, персонификации, дифференциации.
1) Принцип гуманизации предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, построение субъект-субъектных отношений в процессе воспитания.
2) Принцип природосообразности, разработанный Я. А. Коменским, требует организовывать воспитание на основе научного понимания взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласование с общими законами развития природы и человека, воспитывать сообразно природным, врожденным, особенностям ребенка.
3) В основе принципа культуросообразности, предложенным Ф. Дистервегом, лежит идея о том, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальных культур и специфики региона.
4) Сущность принципа персонификации (от лат. persona – личность, facere – делать) заключается в оказании помощи детям в становлении, в создании условий для развития личностного потенциала, определении индивидуальной траектории социального развития каждого ученика. Саморазвитие личности происходит под влиянием множества социальных и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают положительный отклик в ее внутренней сфере (психологических переживаниях) и стимулируют ее собственную активность в работе над собой.
5) Реализация принципа дифференциации направлена на учет типичных социально-психологических особенностей групп детей, деловых, межличностных и межгрупповых отношений в коллективе.
Все принципы действуют в системе, взаимодополняя и взаиморазвивая друг друга. Они, как регуляторы, задают «русло» протекания воспитательного процесса, характер поведения педагога, стратегию его деятельности, определяющую способ реагирования на ситуации и характер собственной активности.