Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 14:39, контрольная работа
Творчество детское – это форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя. На начальных этапах онтогенеза основное значение имеет субъективная сторона творческой деятельности. В раннем возрасте Т. д. разворачивается в ходе познания свойств и отношений в предметном мире, в процессуальной игре. В дошкольном возрасте Т. д. проявляется в сюжетно-ролевой, режиссерской игре и в продуктивных видах деятельности, таких как рисование, лепка, конструирование, словотворчество.
Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок воспитателя, т.е. сам процесс работы над ним. В подготовительной группе больше возможностей в использовании художественных словесных образов. Воспитатель должен подбирать такие сказки, стихотворения для детей, где тот или иной образ представлен наиболее ярко. Дети в этом возрасте уже приобрели некоторый жизненный опыт и овладели определенными навыками в изобразительном искусстве. Ребята подготовительной группы способны с небольшой помощью педагога создать образ, соответствующий литературному, почувствовать и передать настроение произведения, используя различные цветовые сочетания. При анализе рисунков дети подготовительной группы уже в состоянии дать оценку качеству выполненной работы. Вначале воспитатель помогает вопросами, правильно или нет, выполнен рисунок. В дальнейшем дети самостоятельно обосновывают положительную и отрицательную оценки.
Воспитатель должен поощрять в работах ребят выдумку, фантазию, способность мыслить самостоятельно, т.е. то, без чего невозможно сознательное, творческое отношение ко всякой работе и, в частности, к обучению в школе.
Практическая часть
Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ комбинированного вида № 61 города Нижнекамска с мая 2014 по ноябрь 2014г. Для эксперимента были отобраны 16 детей в возрасте от 6 до 7 лет.
При отборе детей, участвующих в эксперименте, использовались следующие критерии:
1. половая гетерогенность группы;
2. адаптация ребенка к ДОУ.
В исследовании принимали участие 16 детей старшего дошкольного возраста Мы их разделили на 2 подгруппы: экспериментальную и контрольную
Экспериментальная группа :
Амалия Л.
Кира З.
Данил М.
Лейла М.
Кирилл С.
Ира С.
Саша Т.
Даша Э.
Первый этап - констатирующий; его задачи:
1.Для решения первой задачи нами были выбраны следующие методы и методики:
1.1 Беседа с детьми. Этим методом
были диагностированы
1.2 Тест для детей "Неполные
фигуры" (Е.П. Торренс). Выбор указанного
варианта задания объясняется
тем, что предлагаемые в нем
наглядные опоры активизируют
всю психическую деятельность
детей. Процесс дорисовывания и
создания воображаемой картины
позволяет выявить особенности
операций анализа, синтеза, способности
видеть целое раньше частей. Ребенок
подчиняет свое воображение
1.3 Метод анализ продуктов
2. Для решения второй задачи
проводилась беседа с
Второй этап - формирующий.
Цель дальнейшей работы: повысить уровень развития сюжетного рисования детей старшего дошкольного возраста. Эксперимент проходил с сентября по ноябрь 2014г. Нами были разработаны серии сюжетных занятий с использованием нетрадиционных техник с целью развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста
При проведении формирующего эксперимента были использованы подгрупповые занятия с детьми экспериментальной группы.
Формирующий эксперимент носил последовательный характер и предполагал проведение нескольких взаимосвязанных этапов.
1. Обучающий, на котором детей знакомили с несколькими техниками нетрадиционного рисования:
Занятие 1. "Хмурая, поздняя осень".
Нетрадиционные техники: восковые мелки + акварель, монотипия, оттиск печатками.
Цель: воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в пейзаже; учить отображать состояние погоды в рисунках (ветер, туман, дождь) цветом, линиями, оттисками, составлять композиции" использованием разных способов; упражнять цветовосприятие отбором тонких оттенков холодного, печального и экспрессивного колорита поздней осени.
Занятие 2 "Я люблю пушистое, я люблю колючее"
Нетрадиционные техники: тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном.
Цель: воспитывать эстетическое отношение к животным через их изображение в различных художественных техниках; упражнять в выразительной передаче фактуры, цвета, характера животного, зверя.
Занятие 3 "Моя любимая погода зимой".
Нетрадиционные техники: печать поролоном по трафарету, набрызг, рисование пальчиками.
Цель: воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в различных изобразительных (техниках; упражнять в отображении состояния погоды в рисунках (ясно, метель); развивать чувство композиции, колорита.
Занятие 4 "Я в волшебном лесу".
Нетрадиционные техники: печать поролоном по трафарету, тычок полусухой кистью, черно-белый граттаж.
Цель: развивать фантазию и творчество в рисовании нетрадиционными графическими техниками вы разительного образа леса; развивать чувство композиции, колорита.
Занятие 5 "Паук в паутине".
Нетрадиционная техника: обрывание бумаги.
Цель: учить технике обрывания бумаги; закрепить представление о свойствах бумаги; познакомить с техникой рисования фломастером.
Дети были заинтересованы работой с красками; в ходе занятий у детей развивались умения создавать художественный образ с помощью цвета, но в основном дети упражнялись в применении нетрадиционных живописных техник.
2. Творческий, на котором детям предоставлялась возможность самостоятельно выбрать заинтересовавшие техники для создания неповторимых сюжетов.
Занятие 6. "Я шагаю по ковру из осенних листьев".
Нетрадиционные техники: печать листьями, набрызг, восковые мелки + акварель.
Цель: развивать эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве пейзажа; учить создавать декоративную композицию, располагая изображения по поверхности листа; выбирать необходимую технику, способ, материал, цветовые решения.
Занятие 7. "Бабочки, которых я видел летом".
Нетрадиционные техники: "знакомая форма - новый образ" (обведение кулака, ножниц, кисти руки или печать ею), монотипия.
Цель: совершенствовать умения детей в различных, изобразительных техниках; развивать пространственное мышление; знакомить с симметрией и асимметрией на примере бабочки в природе и в рисунке.
Занятие 8 "Я в подводном мире".
Нетрадиционные техники: цветной граттаж, обведение ладони (всей кисти руки), восковые мелки + акварель, кляксография с трубочкой.
Цель: воспитывать эстетическое отношение к подводному миру и его изображению в различных художественных техниках; развивать чувство композиции, фантазию.
Занятие 9 "Животные, которых я сам придумал".
Нетрадиционные техники: кляксография, обведение ступни, кисти руки.
Цель: развивать фантазию при выборе содержания и способов изображения разными художественными техниками.
Занятие 10 "Мои любимые животные".
Нетрадиционные техники: оттиск поролоном, тычок полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой.
Цель: воспитывать эстетически-нравственное отношение к животным через изображение их образов в нетрадиционных графических техниках; развивать чувство фактурности и объемности.
Занятие 11 "Звездное небо".
Нетрадиционные техники: печать по трафарету, набрызг.
Цель: воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба; упражнять в комбинировании различных техник изображения; развивать чувство композиции и колорита.
Детей заинтересовали новые техники рисования. Занятия проходили интересно, при полной включенности детей в деятельность. Особенно понравились детям занятия на которых им предоставлялся выбор и комбинирование различных техник рисования удачным и целесообразным Большое внимание детей привлекла техника - монотипии при обучении рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т.к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получение нужного фона.
3 контрольный, целью которого являлось выявление изменений уровня развития сюжетного рисования детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы.
1. После проведения беседы с детьми были вновь продиагностированы - потребность, интерес к творческой деятельности, увлеченность ею и самостоятельность в выполнении работы
2. Метод анализ продуктов детской деятельности. С помощью этого метода диагностировались остальные критерии - владение техническими навыками и умениями, изобразительно-выразительными средствами для создания образа и проявления творчества.
Анализ и обобщение результатов эксперимента
Для анализа данных, полученных в ходе эксперимента, мы использовали разработанные нами критерии и уровни развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
В ходе констатирующего эксперимента 25% детей было отнесено к низкому уровню, к среднему - 57%, на высоком уровне развития изобразительного творчества - 18%.