Сюжетно-ролевая игра как вид самостоятельной творческой деятельности дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:11, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы - дать характеристику сюжетно - ролевой игры и показать особенности руководства ею со стороны взрослого. Задачи:
1.Охарактеризовать сюжетно-ролевую игру как вид деятельности дошкольника.
2. Показать развитие сюжетно- ролевой игры в каждой возрастной группе.
3. Выявить особенности руководства сюжетно-ролевыми играми в детском саду.

Содержание

Введение ____________________________________________________3
I Сюжетно-ролевая игра как вид самостоятельной творческой деятельности дошкольного возраста.
1.1. Характеристика сюжетно- ролевой игры_______________________5
1.2 Руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду_________ 11
II Развитие сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства
2.1. Организация игры в младшем возрасте_____________________17
2.2. Организация игры в среднем дошкольном возрасте___________20
2.3 Организация игры в старшего дошкольного возраста_________23

Заключение___________________________________________________27 Список литературы____________________________________________30

Вложенные файлы: 1 файл

Моя контрольная работа №2.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Вывод: Таким образом, дети дошкольного возраста приобретают в сюжетно- ролевой игре первые навыки общественного поведения: умение взаимодействовать с другими детьми, вступать с ними в различные отношения, договариваться и объединяться для осуществления общих игровых замыслов, считаться с интересами своих партнеров по игре. С каждым годом происходит нарастание от младшей группы к старшей. От элементарного умения малышей (2-3 лет) изображать кого-то, придумывать несложный сюжет, у детей развивается инициатива и творческое воображение, совместное обдумывание и реализация коллективного замысла (в 6- 7 лет).

Заключение.

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь  преобладающим видом его самостоятельной  деятельности. Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его  личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными  средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

Дети играют в сюжетно-ролевые игры – это делает их жизнь интересной, развивает личность самого ребенка, делая жизнь ребенка яркой, интересной, творческой, и  навыки полученные в играх могли применить дальше в повседневной жизни.

  Сюжетно-ролевая игра - деятельность самостоятельная: она дает детям возможность самим выбирать тему, развивать сюжет, подбирать партнеров, применять в разных вариантах свой опыт, знания, умения. Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых. 

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Работа по руководству игрой детей, направленная на формирование поэтапно усложняющейся самостоятельной игры детей с сюжетно - образными игрушками, является необходимым условием для организации педагогического процесса. Многое в этой работе зависит от педагогической интуиции и мастерства воспитателя.        

Позиция педагога постепенно меняется от «участника игры - носителя новых игровых умений» к позиции «партнера - помощника», который направляет игру, помогает детям незаметно перейти к использованию предметов- заместителей.    

Таким образом, успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит  от организационной деятельности педагога.

Во-первых педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно- игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибутами для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок.

Правильная  организация предметно игровой  среды предполагает и выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности.

Во-вторых сюжетно  – ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю.

Умение педагога наблюдать педагога за детьми даёт ему материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и  переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с дошкольниками.

И наконец, в-третьих  организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно  использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям, а в  старшем дошкольном возрасте игровой цепочкой, согласно выбранной роли или игровому сюжету. Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Если игра затухает, педагог разнообразит её новыми персонажами или игровыми действиями. Опытный педагог нередко сам встаёт на позицию ребёнка и участвует в игровой деятельности на равных с участниками игры. Это сближает педагога с детьми, и позволят ему реализовать поставленные задачи. Таким образом, успешное осуществления игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом. В ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника.

 

Литература.

1. Меджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детсада / Под ред. Т.А. Марковой. - М., 1982.

2. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в

детском саду. – М., 1997 – 97с

3.Ушинский К.Д.  Человек как предмет воспитания. // собр. соч.  Т8- М, 1980-67с

4. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика. - М., 2005

5. Дошкольная  педагогика // под ред. В.И. Ядешко. - М. «Просвещение», 1978 

6. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. Л.В. Русскова. - М.: Просвещение 1986. - 280 с.

7.Венгер JI.А.Сюжетно-ролевая игра и психологическое развитие ребенка// Игра и развитие личности дошкольника.- М.,1990

8. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006 - №2 - с 84 - 87

          9.Зворыгина Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989.-  №5. - С.- 39.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 . Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 1997 – 97с

2 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр.соч.  Т8- М, 1980-67с.

  1. Дошкольная педагогика // под ред. В.И. Ядешко. - М.: Просвещение, 1978. - 321 с.

2   Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 1997 – 97с

 

5Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика. М., 2005. С.168.

 

6 Меджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детсада / Под ред. Т.А. Марковой. - М., 1982.

 

7 Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 1997 – 97с

 

8 Зворыгина Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989.-  №5. - С.- 39.

 

2 Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. Л.В Русскова. - М.: Просвещение 1986. - 280 с.

 

10 Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 1997 – 97с

 

11 Зворыгина Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989.-  №5. - С.- 37.

 

12 Короткова  Н. А. Сюжетно – ролевая игра старшего дошкольника // Ребёнок в детском саду.2006. - №4. – С. 44.

 

      13 Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 1997 – 97с

 

  1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.

 

 15 Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 1997 – 97с

 

 

1Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. - 2006. - №2. - С. 84 - 8

 


Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как вид самостоятельной творческой деятельности дошкольного возраста