Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 00:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – освятить понятие и историю возникновения сюжетно-ролевой игры, содержание и особенности организации сюжетно - ролевой игры старших дошкольников.
Задачи исследования:
Обобщить историю возникновения сюжетно-ролевой игры.
Обосновать, что сюжетно-ролевая игра является средством всестороннего развития ребёнка.
Рассмотреть структуру, содержание и виды сюжетно-ролевой игры.

Содержание

Введение
3
1. История возникновения ролевой игры
6
2. Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка
11
3. Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры
13
4. Организация игры в старшей и подготовительной группах
16
Заключение
22
Список литературы
24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа. (3).docx

— 59.40 Кб (Скачать файл)
  1. Расширять представление детей о профессиях родителей и применять в игре.

  1. Развивать у детей способность совместно развертывать игру, согласовывать собственный замысел с замыслами сверстников.

  1. Поддерживать желание использовать предметы-заменители и фантастические события.

  1. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

  1. Закрепить разнообразие и выразительность ролевых действий.

  1. Учить выполнять установленные правила.

  1. Учить игровым действиям, умению договариваться на игру.

  1. Развивать желание ставить разнообразные игровые задачи и выбирать способы их решения.

 

«К пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение. Что нужно для дальнейшего развития детской игры?» (4, с.52).

«Для того чтобы действительно переводить детей на новую, более высокую ступень сюжетной игры, надо хорошо представлять дальнейшую ее эволюцию. Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников - игра-фантазирование Совместная игра-фантазирование развивает воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей, позволяя полнее реализовать значимые переживания. Для такой игры необходимо уметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы. Разумеется, дошкольники еще не могут самостоятельно развертывать игру-фантазирование в чисто речевом плане (без опоры на предметные действия, роль), но возможность перехода на эту новую ступень закладывается уже в старшем дошкольном возрасте» (4, с.52).

Также важно помнить, что сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты — необязательность, свобода выбора действий. В начале игры дети, как правило, определяют лишь ее тему в общем виде, а дальше события в сюжете постепенно наращиваются, как снежный ком. Михаленко Н.Я.  и  Короткова Н.А утверждают, что «для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры — совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить совсем другие события); умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры» (4, с.53). А сформировать эти сложные умения можно с помощью эффективного средства: совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих возрастных этапах. «Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового» (4, с.54). Удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей.

«В дальнейших таких играх взрослый стимулирует детей к внесению большего числа изменений в придумываемую сказку, по сравнению с известной. Для этого целесообразно предлагать начало сказки, соединяя в нем сразу сказочные и реалистические элементы» (4, с.58).

«По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, воспитатель может стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием. С этой целью взрослый включает детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам — разноконтекстные роли (например: Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, космонавт и учитель, Айболит и солдат, Баба-Яга и продавец и т. п.). Чтобы не «закрывать» предметными действиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру можно осуществлять в форме «телефонных» разговоров персонажей» (4, с.59).

«В дальнейшем воспитатель продолжает проводить с детьми совместную игру-придумывание, предлагая теперь придумывать не сказки (знакомая сказка уже выполнила свою функцию первоначальной опоры для совместной деятельности), а «настоящие истории». Выбирая вместе с детьми содержание для таких историй (о ком, о чем она будет), педагог прежде всего опирается на детские интересы, но одновременно стимулирует участников к использованию тех знаний, которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов» (4, с.60).

«Характер игры-придумывания воспитателя с детьми в ходе педагогической работы меняется в следующей последовательности: 1) совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки; 2) частичное преобразование известной сказки; 3) придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов; 4) развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров»; 5) придумывание новых историй на основе реалистических событий. Желательно включать детей в игру-придумывание не менее 2—3 раз на каждом из этапов (за исключением первого, который может быть одноразовым). Разумеется, каждый раз следует учитывать желание ребенка. Если он не хочет включаться в игру, ни в коем случае нельзя на этом настаивать — пусть понаблюдает за играющими, это тоже полезно. Важен также и подбор партнеров. Игра будет протекать успешнее, если уровень умений участников примерно одинаков» (4, с 61).

       «Как изменяется самостоятельная сюжетная игра старших дошкольников под влиянием систематического формирования у них новых игровых умений? Прежде всего возникает установка на придумывание новой, интересной игры. Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее, приобретают многотемный характер. В них так переплетаются, комбинируются события и роли, относящиеся к самым разным смысловым сферам, что игра уже не укладывается в простое определение типа «Стройка», «Почта» и т. п. Динамичное наращивание событий в процессе игры приводит к свертыванию многих действий с предметами, которые лишь обозначаются в речи; часто используется смена ролей при включении в сюжет новых персонажей. Учащаются моменты чисто речевого взаимодействия, когда дети только проговаривают очередные события (а не «разыгрывают» их), намечают дальнейшее направление сюжета. Игра развертывается в группах до 3—4 человек, причем возрастает инициатива всех участников; они меньше зависят от активности одного ребенка-лидера. Умение прислушаться к партнерам, соединить их замыслы со своими приводит к уменьшению конфликтов в игре» (4, с 64).

            Таким образом, можно сделать вывод, что на каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим партнером», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.

 

Заключение

 

Объектом исследования была выбрана игровая деятельность старших дошкольников. Так как, игра в жизни ребёнка имеет важное, а может даже и центральное место. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного    возраста. Сюжетно - ролевые игры вместе с другими видами деятельности представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.  Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

Предметом исследования являлась сюжетно - ролевая игра дошкольника, потому что сюжетно-ролевая игра утратила свою значимость. В дошкольных учреждениях нужно больше уделять времени сюжетно-ролевой игре, умело и творчески организовывать её, учить детей играть, уметь заинтересовать ребёнка в этом виде игры, чтобы дети не были увлечены виртуальным миром компьютерных игр, а жили реальностью и развивались. Главное, чтобы им эта деятельность  нравилась дошкольникам и приносило впечатления и эмоции.

Воспитателю по сути это сделать не трудно. Стоит только осмыслить, что главными структурными компонентами творческой сюжетно-ролевой игры являются сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его действительности; содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности, и развитие и усложнение. Также нужно помнить что, процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим партнером», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.


Соблюдая, эти несколько правил сюжетно-ролевая игра будет реализовывать все функции физического и психического развития ребёнка, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

Целю исследования являлось, освятить понятие и историю возникновения сюжетно-ролевой игры,  содержание и особенности организации сюжетно - ролевой игры старших дошкольников.

Задачи исследования:

    1. Обобщить историю возникновения сюжетно-ролевой игры.
    2. Обосновать, что сюжетно-ролевая игра является средством всестороннего развития ребёнка.
    3. Рассмотреть структуру, содержание и виды сюжетно-ролевой игры.
    4. Раскрыть организацию игры в старшей и подготовительной группе.

В ходе мной проведённой работы цель и задачи были реализованы.

 

 

 

 

 

 


Список литературы:

 

  1. Дубровина, И.В. и др. Психология:

Под редакцией И.В.Дубровиной 2-е издание, стереотипное / И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, A.M. Прихожан. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 461с.

 

  1. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

 

  1. Арбанян, Л.А. Игра дошкольника: Под редакцией Новосёловой, С.Л. /Арбанян, Л.А., Антонова, Т.В., Артёмова Л.В. и др. – М: «Посвящение», 1989. – 286 с.
  1. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд.

 – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.

 

  1. Эльконин, Д.Б. Психология игры: – 2-е издание  М.: Гуманит. Издательский центр «Владос», 1999. – 360 с.

 

  1. Панов, В. Г. Национальная педагогическая энциклопедия. 1993. – Режим доступа: http://didacts.ru/ 

 

  1. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей. Под ред. А.В Запорожца. – М., «Просвящение», 1976. – 96 с.

 

 


 

 


Информация о работе Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников