Творческое вооображение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 13:21, реферат

Краткое описание

Воображение – психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Своим источником воображение имеет объективную реальность. А в свою очередь продукты воображения находят объективное материальное выражение. Оно связано с особенностями личности, ее интересами, знаниями и навыками.
Физиологической основой воображения является образование новых сочетаний из временных связей, которые уже образовались в прошлом опыте.

Содержание

1. Теоретическая часть 2
1.1 Краткая характеристика воображения 2
1.2 Воображение, его сущность, формы выражения воображения, формы синтеза представлений в процессе воображения 3
5. Творческое воображение 12

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 55.48 Кб (Скачать файл)

 

Широкое применение различные  варианты комбинирования нашли в  техническом творчестве при поиске решения проблем и создании новых  конструкций. Так, например, хаотичное  комбинирование используется в методе фокальных объектов и в мозговом штурме, а управление комбинированием  — в морфологическом анализе  и в синектике (Джонс, 1986).

 

Проанализировав сказочно-мифологическую и научно-фантастическую литературу, Г.С. Альтшуллер и П. Амнуэль выявили еще ряд приемов создания новых технических объектов и конструирования новых фантастических идей. Сопоставление приемов позволило установить их парность как результат приема «сделать наоборот» и создать таблицу «Приемов фантазирования»:

дробления — объединения;

ускорения — замедления;

увеличения — уменьшения;

универсализации — специализации;

непрерывности — квантования;

динамизации — статичности;

вынесение — привнесение (Альтшуллер 1979; Амнуэль, 1986).

 

Применение приемов позволяет  изменить определенное явление или  свойство действительности до такой  степени, чтобы появилось новое  качество, и тем самым помочь автору реализовать основной замысел произведения. Покажем это на двух примерах из литературных произведений (примеры  ко всем приемам — см. Шрагина, 2001; Шрагіна, 2010).

 

Прием «наоборот» — изменить какое-либо качество или свойство объекта (явления, утверждения) на противоположное:

 

«Ты не умеешь обращаться с  Зазеркальными пирогами, — заметил Единорог. — Сначала раздай всем пирог, а потом разрежешь его». (Льюис Кэрролл. Приключения Алисы в стране чудес)

 

Разновидностью этого  наиболее универсального приема является самый популярный прием мифов  и сказок — приписать неживому объекту (факту) свойства живого — и  наоборот.

 

«Некоторым людям осколки  зеркала попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда». (Ганс Христиан Андерсен). Снежная королева)

 

Прием «вынесение — привнесение»: какую-нибудь функцию, часть или  свойство объекта (явления) отделить от него. Либо наоборот: какую-нибудь функцию  или свойство объекта (явления) приписать  совершенно другому объекту (явлению).

 

«Вот это да! — подумала Алиса. — Видала я котов без улыбок, но улыбка без кота! Такого я в жизни еще не встречала». (Льюис Кэрролл. Приключения Алисы в стране чудес)

 

«Что это значит? —  cказал ученый, выйдя на солнце. — У меня нет тени! Так она в самом деле ушла вчера вечером и не вернулась? Довольно-таки неприятная история!» (Г.Х. Андерсен. Тень)

 

Как отмечалось выше, на этапе  диссоциации работа воображения  происходит бессознательно, что не позволяет управлять процессом  развития воображения. Принимая во внимание, что и анализ исходных данных (этап диссоциации), и их отбор и обобщение (этап ассоциации) производит мышление, можно рассматривать мышление как  своеобразную программу, определяющую течение процессов воображения (Коршунова, 1979; Коршунова, Пружинин, 1989). Такой подход предлагает нам путь решения проблемы: повысить эффективность творческого процесса при создании новых оригинальных идей и образов за счет осознанного управления этим процессом.

 

С этой целью автором были разработаны методы обработки исходной информации в форме нежестких  алгоритмов на основе функционально-системного подхода (Шрагина, 2001; Шрагіна, 2010). На этапе диссоциации алгоритм позволяет проводить широкий всесторонний анализ исходного объекта и получать обширный материал «первичных элементов», а на этапе ассоциации — проводить осознанное их комбинирование, создавая новые необычные сочетания. Эту особенность алгоритма очень часто отмечают все, кто его использует: «во время работы по схеме в голову приходят неожиданные мысли» и из бессвязной информации рождается оригинальный замысел.

 

Возможности алгоритмов покажем  на примере выполнения задания «Дать  метафорическое определение объекту». Алгоритм выполнения этого задания  состоит из трех «шагов»:

 

1. Выявление признаков  основного объекта.

 

Выпишите в столбик  признаки объекта — существенные и несущественные.

 

2. Генерирование ассоциаций  с целью поиска вспомогательного  объекта.

 

Для каждого признака запишите те ассоциации, которые он вызывает. Поищите эти ассоциации в природе, в технике, в быту, среди сказочно-фантастических персонажей и объектов, в сфере  деятельности человека.

 

3. Перебор вариантов для  выбора необходимого сочетания  признаков.

 

Из всех слов, которые  вы написали, выберите те слова, которые  помогут вам в осуществлении  замысла — создать художественный образ объекта.

 

В качестве объекта, которому нужно дать метафорическое определение, возьмем понятие «ГИПОТЕНУЗА».

 

Выпишем в столбик признаки объекта:

 

— отрезок прямой линии;

 

— самая длинная сторона  треугольника;

 

— зажата (ограничена, замкнута) катетами, или, наоборот, соединяет их;

 

— всегда напротив прямого  угла.

 

Запишем ассоциации, возникающие  по аналогии от каждого признака объекта, и образные аналогии, связанные с  каждым признаком.

 

Ассоциации, которые могут  возникнуть от признака «отрезок прямой линии»: луч солнца, линия взгляда, волшебная палочка, целеустремленность, честность и принципиальность в  поведении, настойчивость и др.

 

Варианты образных аналогий:

 

Принципиальная линия (всегда только напротив прямого угла).

 

Волшебная палочка превращает прямой угол в треугольник.

 

Гипотенуза, подобно весеннему  лучу солнца, создала треугольник  и пробудила к жизни геометрию.

 

Ассоциации и образные аналогии, связанные с признаком  «самая длинная»: экватор, бессонная  ночь в ожидании рассвета.

 

Теперь можно сказать:

 

Экватор треугольника.

 

Бессонная ночь между катетами.

 

С признаком «соединяет» (в смысле — если бы гипотенуза не соединяла катеты, не было бы треугольника) соотносятся: сторона, которая своими усилиями создает треугольник; стержень (цемент); любовь, интерес.

 

Отсюда могут возникнуть образные аналогии:

 

Третий, который не лишний.

 

Опора катетов.

 

Любовь, которая создала  треугольник.

 

Если рассматривать гипотенузу как «зажатую» между двумя  катетами, то возникают совсем другие аналогии: угнетенная несгибаемость; зажатая  натянутость, ограниченная устремленность.

 

Признак «всегда напротив (прямого угла)» может вызвать  такие ассоциации: художник напротив мольберта; отражение в зеркале; один берег напротив другого; море напротив неба.

 

Тогда гипотенуза — это  прямой угол в Зазеркалье.

 

В жизни много прямых углов, но мало гипотенуз... (Шрагина, 2001; Шрагіна, 2010).

 

Из приведенного примера  видно, как алгоритм, выполняя чисто  инструментальные функции, «организует» мышление и на этапе диссоциации  активизирует «сбор» информации об объектах, извлекая из памяти имеющиеся знания. А на этапе ассоциации — позволяет  производить систематизированный  и целенаправленный поиск новых  неожиданных связей между привычными образами объектов, искать и находить их оригинальные сочетания и создавать  целостные образы из отдельных разрозненных элементов. При этом образы формируются  не только путем перекомбинирования элементов представлений, содержащихся в памяти, но и путем их переосмысления, наполнения новым смысловым содержанием.

 

Аналогичный эффект позволяют  алгоритмы получить и при выполнении таких творческих заданий, как «Создать образ (предмета, явления)», «Третий  — лишний», «Составить предложение  из трех слов», «Алгоритм конструирования  оксюморона» и других. Выступая в  качестве «активизаторов» мыслительной деятельности, эти алгоритмы, направляя, не ограничивают, а наоборот, требуют полной самостоятельности мышления, помогая использовать уже имеющиеся знания, и дают возможность каждому человеку выбрать тот подход, который в наибольшей мере соответствует его индивидуальности (Шрагина, 2001; Шрагіна, 2010).

 

Практика показала, что  применение алгоритмов в учебном  процессе повышает эффективность усвоения учебного материала и активизирует творческие способности. Так, при изучении темы «Психосоциальное развитие в подростковом возрасте. Особенности поведения  подростков и их общения со взрослыми» курса «Возрастная психология» студенты, используя алгоритм, создали такие метафорические определения понятию «подросток»: кактус; многоугольник; воздушный змей; пластилин; ёжик; солнечное затмение; кубик-рубик; неопытный исследователь; театр одного актёра; стадо баранов без пастуха; общительная устрица; осленок; подростковый период — ранняя весна (Шрагіна, Бакуменко, 2009).

 

Подведем итоги. Одной  из ведущих психических функций, определяющих способность к творчеству, является воображение, создающее новые  образы и идеи. Для преобразования обычных объектов и явлений в  фантастические используются приемы, выявленные при анализе сказочно-мифологической и научно-фантастической литературы. Но сами приемы, предлагая, что  нужно  делать, не говорят — как это  делать. Алгоритмизация процесса применения приемов как метода психической  деятельности, при котором алгоритм выступает в роли формализованного инструмента, вносит в эту деятельность фактор осознанной управляемости, обеспечивая тем самым повышение его эффективности, и может быть рассмотрена как очередной этап развития методов творческого воображения за счет повышения уровня управляемости этим процессом.


Информация о работе Творческое вооображение