Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:08, курсовая работа
Актуальность темы: Проходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. Сегодня современный ребенок — это маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем, готовый оценить явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания.
Введение…………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. Теоретические основы по проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста…………...................…9
1.1. Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов ……………………………………..……………..12
1.2. Значение нетрадиционной техники рисования в детском саду ……..15
Выводы по первой главе……………………………………………...…………33
ГЛАВА 2. Развитие творческих способностей у детей пяти - шести лет в ДОУ № 1 ……………………………….………………………………..36
2.1. Виды и техники нетрадиционного рисования используемые детьми старшего дошкольного возраста……………………………………………….
2.2. Анализ результата диагностического этапа исследований..............47
Выводы по второй главе………………………………………………………...57
Заключение……………………………………………………………………….59
Библиографический список………………………………………………..……61
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Теоретические основы по проблеме развития творческих
способностей детей старшего дошкольного
возраста…………..................
1.1. Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов ……………………………………..……………..12
1.2. Значение нетрадиционной техники рисования в детском саду ……..15
Выводы по первой главе……………………………………………...…………
ГЛАВА 2. Развитие творческих способностей у детей пяти - шести лет в ДОУ № 1 ……………………………….………………………………..36
2.1. Виды и техники нетрадиционного рисования используемые детьми старшего дошкольного возраста……………………………………………….
2.2. Анализ результата
диагностического этапа
Выводы по второй главе………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………..……61
«Занятие рисованием способствует разностороннему
развитию личности ребенка».
Аристотель
Актуальность темы: Проходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.
Сегодня современный ребенок — это маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он неплохо ориентируется в себе, своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем, готовый оценить явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Внутренние резервы современного ребенка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной и др. Он многим интересуется и о многом рассуждает. Но в то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. С удовольствием играет, сочиняет, фантазирует, радуется и рассуждает [3, 4].
Специфика детского творчества,
генезис творческих способностей детей
рассматривались в работах З.,
Многими психологами признается, что дошкольный возраст – это возраст первоначального фактического формирования личности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.В. Венгер, А.В. Запорожец и др.)
Изучением методов
и приемов обучения, форм и
способов организации в работе
с разными материалами, ее
Тема исследования особенности развития творческих способностей и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского [5], А.В. Запорожца [7], Д.Б. Эльконина.
В ряде исследований проведенных
под руководством В.В. Брофман (Т. Селиванова,
Ю. Климакова, А. Климакова, Е. Поневаш),
развитие эмоционально-творческих способностей
и коммуникативных возможностей
ребенка рассматривалось в
Таким образом, новые черты современного дошкольного детства необходимо учитывать в содержании педагогического процесса по изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность
у детей дошкольного возраста
приносит много радости. Ведь потребность
в рисовании у детей
Изучением методов и приемов обучения, форм и способов организации в работе с разными материалами, ее значением в развитии творчества детей занимались такие исследователи в создании аппликационных работ из бумаги, как З.А. Боготеева, Г.В. Груба, И.Л. Гусарова. [17]
Тема исследования изобразительного творчества отображена в работах различных авторов - И.А. Лыковой, Т.Н. Дороновой, программы М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, Г.Н. Давыдова, Р.Г. Казаковой, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова и др. .
В ряде исследований проведенных
под руководством В.В. Брофман (Т. Селиванова,
Ю. Климакова, А. Климакова, Е. Поневаш),
развитие эмоционально-творческих способностей
и коммуникативных возможностей
ребенка рассматривалось в
Все выше сказанное позволяет сказать об актуальности выбранной нами темы – «Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных художественных техник»
Цель представленной работы: изучение процесса развития художественно-творческих способностей средствами нетрадиционных художественных техник у детей 5-6 лет.
Задачи:
1. Проведение анализа
специальной и научной
2. Проведение исследовательской работы по выявлению творческих способностей детей в технике рисования;
3. Разработка путей развития
творческих способностей в
Объектом исследования выступают дети старшего дошкольного возраста, их художественно-творческая деятельность в виде рисования нетрадиционными способами.
Предмет исследования: развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования.
База исследования: МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1 «Тополек» города Пикалево. В исследовании принимало участие 20 человек: 11 девочек, 9 мальчиков.
Творчество (креативность) — активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. (34) Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.
Большинство взрослых людей
в своих навыках
Н.С. Лейтес справедливо подчёркивает,
что «чем разнообразнее и содержательнее
будет деятельность ребёнка, тем
полнее и ярче могут развиваться
его способности». Н.С. Лейтесу принадлежит
также глава о способностях в
учебнике «Психология». В ней в
основном воспроизводятся способности
как условия успешного
В современных педагогических
и психологических
В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Исследования ученых, работы педагогов доказывают, что каждый ребенок по своей природе - творец.
Дети рисуют все, что видят, знают, слышат и ощущают.
Работа пальцами развивает координацию движений, речь, а это немаловажно для ребенка. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознает себя в нем.
Таким образом, рисовать ребенку также необходимо, как и разговаривать.
Занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех. Они помогают сформировать творческую личность, научить мыслить смело и свободно.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества.
Эта проблема актуальна, и
она подтверждается тем, что работа
по рисованию в современных
С самого раннего возраста
ребенок пытается отразить свои впечатления
об окружающем мире в своем изобразительном
творчестве через визуальные ощущения.
Вначале созданные детьми «картины»,
так называемые «каракули», понятны
только самим «художникам». Порой
малышам не нужны краски, кисточки
и карандаши. Они пытаются рисовать
пальчиками, ладошками на запотевшем
стекле, палочкой на песке, мелом на
асфальте, иногда оставленной без
присмотра маминой помадой или
пастой на зеркале, водой, разлитой на
столе, составляют изображение пуговицами
или бусинками, взятыми из бабушкиной
шкатулки. То есть всем тем, что может
оставлять видимый след. При этом
ребенок в своем творчестве не
только отражает, что он видит и
чувствует, но и знакомится с разными
по свойствам материалами и
Нетрадиционные техники
рисования — это способы
Но проблема развития творчества и творческих способностей тесно связана с проблемой развития личности в целом, поэтому многие исследователи, анализируя свойства личности, затрагивают вопрос развития творчества и творческих способностей. В творческой деятельности человек саморазвивается и самосовершенствуется, где творчество – это результат деятельности головы (т.е. сознания и мышления) и рук (уровня развития ручных умений). [ 5 ]
Для развития художественного творчества необходимы определённые условия:
а) опыт художественных впечатлений образов искусства;
б) некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности;
в) система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства;
г) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);
д) материально обогащенная
среда для занятий
Используя для развития художественно-творческих
способностей детей изобразительное
искусство, следует помнить, что
изобразительное искусство
Язык изобразительного искусства
многообразен. Его необходимо знать
воспитателю, так как на занятиях
в детском саду происходит активное
формирование художественного восприятия.
Детей дошкольного возраста надо
познакомить с некоторыми особенностями
языка изобразительного искусства.
В связи с этим, начиная с
младшего дошкольного возраста, воспитатель
сначала ставит задачу - формировать
у детей эмоциональную