Театрализованная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1.1 Проблема театрализованной деятельности в дошкольной педагогике.
1.2 Значение театрализованных игр во всестороннем развитии дошкольников.
1.3 Характеристика театрализованных игр.
1.4 Классификация театрализованных игр.
1.5 Театрализованные игры как художественная деятельность.
1.6 Педагогическое руководство театрализованными играми детей младшего дошкольного возраста.
1.7 Анализ программ по руководству театрализованными играми детей младшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1 Особенности игр-драматизаций у младшего дошкольного возраста.
2.2 Содержание и методы работы.
2.3 Организация предметно-развивающей среды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по теме театрализованная деятельность.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

ü  Интерес, игровые умения;

ü  Знание художественного произведения;

ü  Атрибуты.

Подготовка  детей к игре-драматизации:

ü  Чтение художественного произведения на занятии, беседа по его содержанию.

ü  Рассматривание иллюстраций (дополняют впечатления детей наглядными образами, подсказывают элементы костюмов, декораций).

ü  Просмотр диафильмов, видеофильмов (среда обитания).

ü  Повторное чтение художественного произведения в свободное время, чтение по ролям, пересказ своими словами, разбор интонаций, жестов, позы, мимики.

ü  Наблюдение за повадками животных в естественных условиях, имитация их движений, передача эмоционального состояния – страха, удивления, радости и др.

ü  Прослушивание произведения в грамм- и аудиозаписи, просмотр различных видов театра (особенно кукольного).

ü  Изготовление атрибутов к игре (привлечение родителей).

ü  Занятия по рисованию, лепке, аппликации на тему художественного произведения (лучше коллективные).

Прямые методы руководства игрой-драматизацией

Начало игры:

А) в младшей группе – показать атрибуты и этим собрать детей  около себя, предложить поиграть в  эту игру, кто не желает – пусть  посмотрит или поиграет не мешая другим,

Б) с желающими детьми проводят беседу, в которой выясняют, знают  ли дети произведение; последовательность событий; героев; включают дополнительные роли, если детей больше чем количество героев; выясняют характер героев; средства выразительности с помощью которых можно выразить характер героев; обговариваются атрибуты; дополнительный материал (песни и др.); определяется место для игры-драматизации; размещение декораций.

В) распределяются роли

- в младшей группе распределяет  воспитатель, учитывая желание детей,

- в старшей группе роли можно  распределить: считалкой; в порядке  очередности; по желанию детей.  Застенчивые дети сначала выбираются  не на главные роли.

В младшей группе чаще проводятся индивидуальные игры-драматизации (обыгрывание  стихотворения, потешки и др.).

Г) воспитатель чаще берет на себя слова автора и одновременно участвует  в игре, подсказывает детям слова, выход, (при повторении – слова  ведущего можно поручить ребенку).

Д) особых репетиций игра-драматизация не требует.

Е) в конце игры-драматизации проводится анализ, в котором отмечаются успехи детей, средства выразительности, с помощью которых ребенку удалось передать характер героя. В старшей группе в анализе особое внимание следует уделить творческим проявлениям дошкольников.

1.8  Анализ программ по руководству театрализованными играми детей младшего дошкольного возраста  

 

Анализ современной практики дошкольного  образования позволяет сделать  вывод о том, что все больше внимания уделяется педагогами раскрытию  потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средствами театрального искусства.

В настоящее время появилось  немало парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, что  является чрезвычайно актуальным с  точки зрения творческого подхода к развитию личности. Рассмотрим некоторые из них.

Программа «Детство» предлагает такую  технологию, где противоречие между  развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. В данной программе театрализованно-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:

• как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка, она представлена в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается». Так достигается сочетание косвенного руководства ею с предоставлением ребенку возможности свободного самовыражения и бытование театрализованной игры в самостоятельной детской деятельности;

• как разновидность художественной деятельности она входит в раздел «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки», где интегрируется со следующими видами деятельности: литературная, музыкальная и изобразительная.

Разнообразие театрализованных игр, представленных в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» (автор кандидат педагогических наук, профессор Т.Н. Бабаева), объединяются наличием зрителей. Кроме того, они представляют собой «рубежный» вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н. Леонтьев).

Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности (речевой, двигательной, музыкальной и др.) и творчестве в трех аспектах (О.Акулова):

- создание драматического содержания (интерпретация, переосмысление  заданного литературным текстом сюжета или сочинение вариативного либо собственного сюжета);

- исполнение собственного замысла  (умение воплощать художественный  образ с помощью средств выразительности:  интонации, мимики, пантомимики,  движения, напева);

- оформление спектакля – в  создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

Организованная таким образом  работа способствует тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения  и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, обогащения своего жизненного опыта.

Программа по организации театрализованной деятельности дошкольников «Арт-фантазия»  Э.Г.Чуриловой. [22]

Программа ориентирует педагога на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Содержание программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.

Цель программы развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в гармонизации отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.

Основные задачи программы:

·  развитие эстетических способностей;

·  развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

·  активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

·  овладение навыками общения и коллективного творчества.

Программа состоит из пяти разделов работы с детьми детского сада:

1. Театральная игра.

2. Ритмопластика. 

3. Культура и техника речи.

4. Основы театральной культуры.

5. Работа над спектаклем 

Программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович. [24]

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальности. В ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано их распределение в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.

Основные задачи: последовательно  знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный); поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Программа состоит из четырех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет); в ней выделено два  типа задач: воспитательные, направленные на развитие эмоциональности, интеллекта, коммуникативных способностей ребенка средствами детского театра; образовательные, связанные непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Программа «Театрализованные  занятия в детском саду» М.Д.Маханевой способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей. [12, 13]

В соответствии со склонностями и  интересами детей организована работа студий: «Кукольный театр – малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и др.

Предметно-пространственная среда  обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, является основой  самостоятельного творчества каждого  ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые  диалоги по иллюстрациям, самостоятельные  импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие  и т.д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Схема занятия:

·  введение в тему, создание эмоционального настроя;

·  театрализованная деятельность (в разных формах);

·  эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Приемы, направленные на развитие уверенности  ребенка в себе, социальных навыков  поведения:

·  выбор детьми роли по желанию;

·  назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

·  распределение ролей по карточкам (дети тащат любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

·  проигрывание ролей в парах.

Проблему нехватки ролей решает подгрупповая организация занятий (10-12 чел.), парное проигрывание ролей, введение дополнительных ролей.

Использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности  речи и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

- единства социально-эмоционального  и когнитивного развития;

- насыщения этой деятельности  интересным и эмоционально-значимым  для детей содержанием;

- постепенности и последовательности  ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

- наличия интересных и эффективных  методов и приемов работы с  детьми;

- совместного участия в данном  процессе детей и взрослых (педагогов  и родителей).

Театрализованные игры в детском  саду – авторская педагогическая технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности Т.И.Петровой, Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петровой. [18]

Представленные в технологии игры базируются на креативном принципе в  обучении и воспитании (максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности). Технология учитывает психологическую комфортность, предполагающую: снятие стрессообразующих факторов; раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности; развитие мотивов – игра и обучение не должны быть из-под палки, внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого, внутренние мотивы должны включать мотивацию успешности, продвижения вперед.

Авторская технология согласована  с программой начальной школы  «Театр-познание через игру», включающей:

1. Развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических  процессов (восприятия, воображения,  фантазии, мышления, внимания, памяти  и др.), речи (монолог, диалог), творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

2. Участие детей в театрализованной  игре: разыгрывание стихов, песенок,  потешек, мини-сценок, сказок, басен;  владение куклой, игрушкой, всеми доступными видами театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр на фланелеграфе, театр игрушки, пальчиковый).

3. Амплификацию театрального опыта:  знания детей о театре, его  истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной  терминологии.

4. Изготовление и подбор атрибутов (кукол и игрушек, костюмов) проходят совместно с родителями, создание родительского театра «Театр для всех», «Домашний театр», совместное празднование Дня театра.

При организации театрализованной деятельности учитываются следующие принципы:

- содержательность занятий, разнообразие  тематики и методов работы;

- ежедневное включение театрализованных  игр во все формы организации  педагогического процесса;

- максимальная активность детей  на всех этапах подготовки  и проведения игр;

- сотрудничество детей друг  с другом и со взрослыми;

- подготовленность и заинтересованность  воспитателей; подбор игр и упражнений  с учетом оптимального сочетания  движения, речи, мимики, пантомимики  в различных вариациях.

Программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А. Антипиной. [2]

Цель программы – развитие артистических  способностей детей через театрализованную деятельность.

Задачи и методы:

·  последовательное знакомство с видами театра;

·  поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;

·  совершенствование артистических навыков детей;

·  раскрепощение ребенка;

·  работа над речью, интонациями;

·  коллективные действия, взаимодействия;

·  пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, сочувствовать, сопереживать.

Принципы: импровизационность, гуманность, систематизация знаний, учет индивидуальных способностей.

Из многообразия средств выразительности  рекомендуется:

- во второй младшей группе  формировать простейшие образно-выразительные  умения (например, имитирование характерных движений сказочных животных);

- в средней группе обучать  элементам образных выразительных  средств (интонации, мимике, пантомиме);

Информация о работе Театрализованная деятельность