ЦЕЛЬ
ЛЕКЦИИ
- Заметим, что традиционная подготовка педагога сосредоточена, как правило, на содержательных аспектах ведения урока, и при этом ускользают из поля зрения педагогики особенности актерского поведения. Хотя, в этом реализуется, во многом, принцип воспитывающего поведения.
- Цель лекции: познакомиться с технологией театральной педагогики, основанной на принципах системы К.С.Станиславского и воздействие их на эмоциональную отзывчивость школьников.
Методологической
основой содержания данной
лекции явились:
- литературное наследие педагога и режиссера К.С.Станиславского, изучение основных положений его теории и методологии сценического творчества;
- ‑ труды, раскрывающие вопросы теории и практики театральной педагогики (П. М. Ершов, А. П. Ершова, В. М. Букатов, В. А. Ильев);
- ‑ труды ученых, раскрывающие вопросы становления профессионального педагогического мастерства (И.В.Адоевцева, А. А. Бодалев, А. А. Дергач, С. Б. Елканов, И. А. Зязюн, Н. В. Кузьмина и др.).
Рекомендуемая
литература
Рекомендуемая
литература
План
лекции
- I. Система К. С. Станиславского как теория и методология профессионально-педагогической деятельности учителя, преподающего предметы духовно-нравственного цикла.
- 1.1. Система К. С. Станиславского. Основные положения .
- 1.2. Педагогическое воображение и педагогический артистизм .
- 1.3.Режиссерские умения педагога.
К.С.Станиславский
(Алексеев)
- Родился Константин Сергеевич 5(17) января 1863 в городе Москве.
- Принадлежал по рождению и воспитанию к высшим кругам русских промышленников, был в родстве со всей именитой купеческой и интеллигентной Москвой (с М.И.Мамонтовым, братьями Третьяковыми). Всего у него было девять братьев и сестёр.
В роли Отелло
В роли Вершинина
(«Три сестры»
В роли Фамусова
(«Горе от ума»)
Система К.С.Станиславского
- Система Станиславского возникла как обобщение творческого и педагогического опыта К. С. Станиславского, его театральных предшественников и современников, выдающихся деятелей мирового сценического искусства.
- Портрет К.С. Станиславского работы Н.А. Андреева
- Учение о сверхзадаче и сквозном действии ‑ основа системы Станиславского. Оно выдвигает на первый план роль мировоззрения художника, устанавливает неразрывную связь эстетического и этического начал в искусстве.
- К.С. Станиславский за работой. Худ. Н.П.Ульянов
Первый
раздел – работа актера
над собой
- Первый раздел системы Станиславского посвящен проблеме работы актера над собой. Это ежедневная тренировка. Такая работа должна стать внутренней потребностью артиста, добивающегося совершенствования техники актерского мастерства.
Второй
раздел – работа актера
над ролью
- Самое главное требование Станиславского к актеру – требование рождения образа на сцене, которое он назвал искусством переживания. Это сложный психологический процесс в душе художника. Актер должен не представлять образ, а “стать образом”, его переживания, чувства, мысли, сделать своими собственными, жить жизнью персонажа, как своею.
Третий раздел
- об этике актера
- Задачи постижения искусства сцены неотделимы от высоких нравственных этических проблем формирования личности.
Четыре круга способностей учителя
- Для области педагогической деятельности выделяется первый круг способностей: коммуникабельность; эмоциональная устойчивость; профессиональная зоркость; динамизм; оптимизм; креативность и гибкость мышления.
Четыре круга способностей учителя
- Для области искусства выделяется второй круг способностей: общие для всех видов искусства; воображение; образная память, образное мышление, способность переводить абстрактную идею в образную форму, активная реакция на явления действительности, тонкая чувствительность, общая эмоциональная восприимчивость. Сюда включаются и специфические художественные свойства личности и чувства: тонкий вкус, чувство меры, чувство формы, поэтические чувства, т.е. способность в обыденном видеть особенное, неповторимое.
Четыре круга способностей учителя
- Для области театральной режиссуры выделяется третий круг способностей: аналитические, суггестивные способности позволяют режиссеру (учителю) осуществлять эмоционально-волевое воздействие на актеров (учащихся) в процессе репетиций (урока), экспрессивные, организаторские, а также событийно-зрелищное мышление.
Четыре круга способностей учителя
- Для области актерской профессии выделяется четвертый круг способностей: сценический темперамент, способность к перевоплощению; сценическое обаяние, заразительность и убедительность; сценически яркие внешние данные.
Валентин Петрович
Катаев
Вспомните, на какие
желания Женя израсходовала лепестки
цветика-семицветика?
Режиссерские способности
педагога
- 1. Аналитические способности (глубина, критичность, гибкость, самостоятельность, инициативность мышления).
- 2. Событийно-зрелищное мышление:
- а) наглядно-действенное мышление;
- б) зрительная память и творческое пространственное воображение;
- в) способность к перевоплощению;
- г) конструктивные (композиционные) способности.
Режиссерские способности
педагога
- 3.Суггестивные способности, позволяющие режиссеру (учителю) осуществить эмоционально-волевое воздействие на актеров (учащихся) в процессе репетиций (урока).
- 4.Экспрессивные способности (пластика, мимика, жесты, речь и
пр.).
- 5.Общетворческие способности (интеллектуальная активность, высокий уровень саморегуляции личности).
Режиссерский
тренинг
- ‑ воображаемое манипулирование;
- ‑ выполнение действий в заданный временной отрезок;
- ‑ продуцирование идей на заданную тему;
- ‑ рефлексивные игры;
- ‑ моделирование сюжета;
- ‑ прогнозирование возможного развития прерванного действия;
- ‑ трансформация;
- ‑ запоминание с последующим воспроизведением пространственной композиции;
- ‑ сопоставление произведений с эмоционально насыщенным сюжетом.