Театральная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 13:53, реферат

Краткое описание

Заметим, что традиционная подготовка педагога сосредоточена, как правило, на содержательных аспектах ведения урока, и при этом ускользают из поля зрения педагогики особенности актерского поведения. Хотя, в этом реализуется, во многом, принцип воспитывающего поведения.
Цель лекции: познакомиться с технологией театральной педагогики, основанной на принципах системы К.С.Станиславского и воздействие их на эмоциональную отзывчивость школьников.

Вложенные файлы: 1 файл

Театральная педагогика.pptx

— 2.07 Мб (Скачать файл)

ЦЕЛЬ  ЛЕКЦИИ

 

    • Заметим, что традиционная подготовка педагога сосредоточена, как правило, на содержательных аспектах ведения урока, и при этом ускользают из поля зрения педагогики особенности актерского поведения. Хотя, в этом реализуется, во многом, принцип воспитывающего поведения.
    • Цель лекции: познакомиться с технологией театральной педагогики, основанной на принципах системы К.С.Станиславского и воздействие их на эмоциональную отзывчивость школьников.

 

Методологической  основой содержания данной лекции явились:

 

    •  литературное наследие педагога и режиссера К.С.Станиславского, изучение основных положений его теории и методологии сценического творчества;
    • ‑ труды, раскрывающие вопросы теории и практики театральной педагогики (П. М. Ершов, А. П. Ершова, В. М. Букатов, В. А. Ильев);
    • ‑ труды ученых, раскрывающие вопросы становления профессионального педагогического мастерства (И.В.Адоевцева, А. А. Бодалев, А. А. Дергач, С. Б. Елканов, И. А. Зязюн, Н. В. Кузьмина и др.).

 

Рекомендуемая литература

 

 

 

 

Рекомендуемая литература

 

 

План  лекции

 

    • I. Система К. С. Станиславского как теория и методология профессионально-педагогической деятельности учителя, преподающего предметы духовно-нравственного цикла.
    • 1.1. Система К. С. Станиславского. Основные положения .
    • 1.2. Педагогическое воображение и педагогический артистизм .
    • 1.3.Режиссерские умения педагога.

 

 

К.С.Станиславский (Алексеев)

 

    • Родился Константин Сергеевич 5(17) января 1863 в городе Москве.
    • Принадлежал по рождению и воспитанию к высшим кругам русских промышленников, был в родстве со всей именитой купеческой и интеллигентной Москвой (с М.И.Мамонтовым, братьями Третьяковыми). Всего у него было девять братьев и сестёр.

 

В роли Отелло

 

В роли Вершинина 

(«Три  сестры»

 

В роли Фамусова

(«Горе от ума»)

Система К.С.Станиславского

 

    • Система Станиславского возникла как обобщение творческого и педагогического опыта К. С. Станиславского, его театральных предшественников и современников, выдающихся деятелей мирового сценического искусства.

 

    • Портрет К.С. Станиславского работы Н.А. Андреева
    • Учение о сверхзадаче и сквозном действии ‑ основа системы Станиславского. Оно выдвигает на первый план роль мировоззрения художника, устанавливает неразрывную связь эстетического и этического начал в искусстве.

 

    • К.С. Станиславский за работой. Худ. Н.П.Ульянов

Первый  раздел – работа актера  
над собой

 

    • Первый раздел системы Станиславского посвящен проблеме работы актера над собой. Это ежедневная тренировка. Такая работа должна стать внутренней потребностью артиста, добивающегося совершенствования техники актерского мастерства.

 

Второй  раздел – работа актера  
над ролью

 

    • Самое главное требование Станиславского к актеру – требование рождения образа на сцене, которое он назвал искусством переживания. Это сложный психологический процесс в душе художника. Актер должен не представлять образ, а “стать образом”, его переживания, чувства, мысли, сделать своими собственными, жить жизнью персонажа, как своею.

Третий раздел  - об этике актера

 

    • Задачи постижения искусства сцены неотделимы от высоких нравственных этических проблем формирования личности.

Четыре круга способностей учителя

 

    • Для области педагогической деятельности выделяется первый круг способностей: коммуникабельность; эмоциональная устойчивость; профессиональная зоркость; динамизм; оптимизм; креативность и гибкость мышления.

 

Четыре круга способностей учителя

 

    • Для области искусства выделяется второй круг способностей: общие для всех видов искусства; воображение; образная память, образное мышление, способность переводить абстрактную идею в образную форму, активная реакция на явления действительности, тонкая чувствительность, общая эмоциональная восприимчивость. Сюда включаются и специфические художественные свойства лично­сти и чувства: тонкий вкус, чувство меры, чувство формы, поэтиче­ские чувства, т.е. способность в обыденном видеть особенное, неповторимое.

 

Четыре круга способностей учителя

 

    • Для области театральной режиссуры выделяется третий круг способностей: аналитические, суггестивные способности позволяют режиссеру (учителю) осуществлять эмоционально-волевое воздействие на актеров (учащихся) в процессе репетиций (урока), экспрессивные, организаторские, а также событийно-зрелищное мышление.

 

Четыре круга способностей учителя

 

    • Для области актерской профессии выделяется четвертый круг способностей: сценический темперамент, способность к перевоплощению; сценическое обаяние, заразительность и убедительность; сценически яркие внешние данные.

 

Валентин Петрович

Катаев 

Вспомните, на какие  желания Женя израсходовала лепестки цветика-семицветика?

Режиссерские способности  педагога

 

    • 1. Аналитические способности (глубина, критичность, гибкость, самостоятельность, инициативность мышления).
    • 2. Событийно-зрелищное мышление:
    • а) наглядно-действенное мышление;
    • б) зрительная память и творческое пространственное воображение;
    • в) способность к перевоплощению;
    • г) конструктивные (композиционные) способности.

 

Режиссерские способности  педагога

 

    • 3.Суггестивные способности, позволяющие режиссеру (учителю) осуществить эмоционально-волевое воздействие на актеров (учащихся) в процессе репетиций (урока).
    • 4.Экспрессивные способности (пластика, мимика, жесты, речь и 
      пр.). 
    • 5.Общетворческие способности (интеллектуальная активность, высокий уровень саморегуляции личности).

 

Режиссерский  тренинг

 

    • ‑ воображаемое манипулирование;
    • ‑ выполнение действий в заданный временной отрезок;
    • ‑ продуцирование идей на заданную тему;
    • ‑ рефлексивные игры;
    • ‑ моделирование сюжета;
    • ‑ прогнозирование возможного развития прерванного действия;
    • ‑ трансформация;
    • ‑ запоминание с последующим воспроизведением простран­ственной       композиции;
    • ‑ сопоставление произведений с эмоционально насыщенным сюжетом.

 


Информация о работе Театральная педагогика