Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 22:05, курсовая работа
Актуальность исследования: Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В связи с этим встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, а это в свою очередь требует совершенствования учебного процесса с учетом развития закономерностей всей системы познавательных процессов.
Введение……………………………………………………………….....… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения воображения
детей с задержкой психического развития……………………..…...…..6
1.1. Воображение его виды и свойства …………………………………6
1.2. Онтогенез воображения ………………………………………….…12
1.3. Определение понятия «задержка психического развития», причины и классификации……………………………………………..…15
1.4. Особенности воображения детей с задержкой психического
развития…………………………………………………………..…………25
Заключение…………………………………………………………..…….31
Список литературы………………………………………………………32
- нежеланная беременность;
- одинокая мать или воспитание в неполных семьях;
- частые конфликты и
- наличие криминального
- низкий уровень образованности родителей;
- проживание в условиях
- факторы большого города: шум, длительная дорога на работу и домой, неблагоприятные экологические факторы.
У. В. Ульенкова, Т. А. Власова, К. С. Лебединская выделяют психологические факторы, предрасполагающие ребенка к формированию ЗПР. К ним относятся:
- особенности и типы семейного воспитания;
- ранняя психическая и социальная депривация ребенка;
- пролонгированные стрессовые ситуации, в которых находится ребенок, и др. [2]
В клинической и психолого-педагогической литературе представлено несколько классификаций задержка психического развития .
К детям с задержкой психического развития относятся дети, не имеющие выраженных отклонений в развитии (умственной отсталости, тяжелого речевого недоразвития, выраженных первичных недостатков в функционировании отдельных анализаторных систем - слуха, зрения, двигательной системы). Дети данной категории испытывают трудности адаптации, в том числе школьной, вследствие различных биосоциальных причин (остаточных явлений легких повреждений центральной нервной системы или ее функциональной незрелости, соматической ослабленности, церебрастенических состояний, незрелости эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, а также педагогической запущенности в результате неблагоприятных социально-педагогических условий на ранних этапах онтогенеза ребенка). [1]
Единых принципов систематики пограничных форм интеллектуальной недостаточности в настоящее время не существует. Г. Е. Сухарева, исходя из этиопатогенетического принципа, выделяет следующие формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с задержанным темпом развития:
1. интеллектуальные нарушения в
связи с неблагоприятными
2. интеллектуальные нарушения
3. нарушения при различных
4. вторичная интеллектуальная
5. функционально-динамические
М. С. Певзнер в группе детей с задержкой психического развития описывает разные варианты инфантилизма, интеллектуальные нарушения при церебрастенических состояниях, дефектах слуха, речи, отклонениях в характере и поведении. [17]
К.С. Лебединской предложена клиническая систематика задержки психического развития по этиопатогенетическому принципу. Выделено 4 основных варианта задержка психического развития :
1. конституционального,
2. соматогенного,
3. психогенного,
4. церебрально-органического
Эти варианты отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: типом инфантилизма и характером нейродинамических расстройств. [2]
На основе патогенетического принципа В. В. Ковалев все пограничные формы интеллектуальной недостаточности условно разделил на четыре группы:
1. дизонтогенетические формы, при
которых недостаточность
2. энцефалопатические формы, в основе которых лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза;
3. интеллектуальная
4. интеллектуальная
Внутри основных четырех групп выделяются варианты на основе клинико-психопатологического критерия.
Дизонтогенетические формы пограничной интеллектуальной недостаточности.
1. Интеллектуальная
· при простом психическом инфантилизме;
· при осложненном психическом инфантилизме:
· при сочетании психического инфантилизма с психоорганическим синдромом (органический инфантилизм по Г. Е. Сухаревой);
· при сочетании психического инфантилизма с церебрастеническим синдромом;
· при сочетании психического инфантилизма с невропатическими состояниями;
· при сочетании психического инфантилизма с психоэндокринным синдромом.
2. Интеллектуальная
· при задержках развития речи;
· при отставании развития так называемых школьных навыков (чтения, письма, счета);
· при отставании развития психомоторики.
3. Искаженное психическое
Энцефалопатические формы.
1. Церебрастенические синдромы с запаздыванием развития школьных навыков.
2. Психоорганические синдромы с интеллектуальной недостаточностью и нарушением высших корковых функций.
3. Пограничная интеллектуальная недостаточность при детских церебральных параличах.
4. Интеллектуальная
Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств.
1. Интеллектуальная
2. Интеллектуальная
Интеллектуальная недостаточность в связи с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства (педагогическая запущенность).
Выдающийся детский психиатр Г. Е. Сухарева, изучая детей, страдающих стойкой школьной неуспеваемостью, подчеркивала, что диагностируемые у них нарушения необходимо отличать от легких форм умственной отсталости. Кроме того, как отмечала автор, задержку психического развития не следует отождествлять с задержкой темпа психического развития. Задержка психического развития - это более стойкая интеллектуальная недостаточность, в то время как задержка темпа психического развития представляет собой обратимое состояние. Основываясь на этиологическом критерии, то есть причинах возникновения задержка психического развития , Г. Е. Сухарева выделяла следующие ее формы:
Исследования М. С. Певзнер и Т. А. Власовой позволили выделить две основные формы задержки психического развития [25]
В 1966г. М.С. Певзнер была опубликована классификация задержка психического развития:
1.Психический инфантилизм с
недоразвитием у детей
2.Психофизический инфантилизм
с недоразвитием
3.Психофизический инфантилизм
с недоразвитием
4.Психофизический инфантилизм
с недоразвитием
Более поздний вариант классификации задержка психического развития, К.С. Лебединской (1980), отражает причинную обусловленность.
В данном случае эмоционально-волевая сфера, игровая мотивация поведения находятся как бы на более ранней ступени развития, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Инфантильный тип телосложения.
Этиология – врожденно-конституциональная (близнецы), генетическая (ЗПР вследствие обменно-трофических расстройств в течение внутриутробного развития.
В данном случае причинами задержки в развитии являются неблагоприятные условия воспитания. Гипоопека — безнадзорность, не стимулируется развитие познавательной деятельности. Т.е. патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы. Недостаточный уровень знаний. Гиперопека – на фоне общей соматической ослабленности характерно снижение познавательной активности, повышенная утомляемость и истощаемость. Познавательная сфера страдает вторично. Эгоизм, эгоцентризм, нелюбовь к труду. Невротический тип при жестокости, агрессии деспотизме родителей => робкие, боязливые, безынициативные => задержка познавательной деятельности.
Встречается чаще всего. Негрубая органическая недостаточность резидуального характера. Наличие легкой дисфункции головного мозга. Эмоционально-волевая сфера представлена органическим инфантилизмом – нет живости и яркости эмоций, заинтересованности в оценке, низкий уровень притязаний, внушаемость, дефект критики, бедность воображения и творчества, монотонность и однообразие, двигательная расторможенность.
Два вида органического инфантилизма:
Неустойчивый – психомоторная расторможенность, импульсивность, эйфорический оттенок настроения, малая способность к волевому усилию, отсутствие стойких привязанностей.
Тормозимый – пониженный фон настроения, нерешительность, боязливость, может быть нарушения сна, сосудистая лабильность, несамостоятельность.
задержка психического развития с преобладанием функциональных нарушений познавательной деятельности. Недостаточность памяти, внимания, инертность психических процессов, их медленность и пониженная переключаемость, дефицитарность отдельных корковых функций. Неустойчивость внимания, недостаточность развития фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, оптико-пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, автоматизации движений и действий, явления зеркальности в письме. [1]
Таким образом, задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, при котором страдают все психические процессы. Существуют множество классификации, одной из наиболее из поздних вариантов классификации задержки психического развития, является классификация К.С. Лебединской, отражающая причинную обусловленность нарушения.
1.4. Особенности воображения детей с задержкой психического
развития
Воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека на всех этапах его жизни. Особенно значимым становится развитие воображения и творчества в дошкольном возрасте, так как именно в этот период закладываются основы их развития.
Известно, что воображение складывается в процессе развития его деятельности и под влиянием условий жизни, обучения и воспитания, проходя становление от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому. Своеобразие в развитии воображения у детей с задержкой психического развития создает трудности в усвоении программного материала в школьном учреждении, тормозит развитие их личностных качеств, затрудняет подготовку к дальнейшему обучению. [22]