Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 11:21, курсовая работа
Трудные дети (по В.П. Кащенко) – дети с характерными особенностями в их жизненных проявлениях, связанных с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленными физическими или умственными недостатками, дефектами и проявляющимися в осложненной форме поведения. У «трудных» дошкольников просматриваются тенденции непонимания со стороны окружающих, неудовлетворенной потребности в признании, трудностей общения, противоречивого отношения к себе и окружающим. При этом у ребенка возникают негативные эмоциональные состояния: общая психическая напряженность, эмоциональная нестабильность, эмоциональная расторможенность или заторможенность
VII. Принцип комплексности
методов психологического
VIII. Принцип активного
привлечения ближайшего
2.2 Общие подходы к коррекционной
работе с «трудными»
Гиперактивные дети импульсивны,
чрезмерно возбудимы, они не умеют
сдерживать свои желания, управлять
своим поведением. Им свойственны
двигательная расторможенность, суетливость,
несдержанность и раздражительность.
Основное направление
коррекции эмоционально-
Для реализации этой задачи используются следующие методы.
1. Наблюдение за поведением
детей в различных видах
2. Беседа с воспитателями
об особенностях поведения
3. Комплексная оценка
двигательной активности
4. Работа с родителями.
5. Организация контрольных двигательных заданий.
При разработке содержания психолого-педагогической коррекционной работы следует опираться на следующие положения:
Позитивно влиять на
процесс развития ребенка –
значит управлять ведущей
Коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается ребенок в процессе специально организованных игровых занятий. Эмоции играют первичную роль в регуляции поведения и деятельности ребенка, его ориентации в окружающем мире.
Коррекционная работа с гиперактивными детьми осуществляется в двух направлениях.
Первое направление – ежедневная работа по развитию движений и самоконтроля поведения детей во время прогулок, используются двигательные упражнения в игровой форме индивидуально или с небольшой подгруппой. Игры упражнения направлены на развитие внимания и координации у детей. Подробно объясняются правила и показывается каждое движение. В процессе усвоения правил и содержания игры дети должны действовать по инструкции взрослого и под его наблюдением.
Второе направление - работа с семьей, которая включает следующие задачи:
Сформировать у родителей положительную направленность на организацию эмоционально-насыщенного взаимодействия с ребенком ( индивидуальные консультации, беседы и др.) Способствовать активному материалов тренинга в семейной практике ( игровые упражнения различной направленности).
Конечно невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев и даже лет.
Причем признаки гиперактивности
исчезают по мере взросления, а
импульсивность и дефицит
В условиях детского сада педагог должен опираться на когнитивное развитие ребенка.
Во-первых, следует изучить психологические особенности детей с СДВГ;
• строить работу с гиперактивным ребенком индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя;
• изменить режим занятий с включением физкультминуток;
• предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения;
• направлять энергию в полезное русло (вымыть доску, полить цветы и т.д.).
Во-вторых, вести знакомую систему оценивания;
• чаще хвалить;
• ввести постоянный режим дня;
• избегать завышенных или заниженных требований;
• использовать на занятиях элементы игры и соревнования;
• давать задания в соответствии с возможностями ребенка;
• большие задания разбивать на последовательные части, контролируя каждое;
• создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны;
• игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные;
• строить процесс воспитания на положительных эмоциях;
• помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
В-третьих, способствовать элиминации (удаление, исчезновение) агрессии;
• терпеливо обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения;
• профессионально регулировать взаимоотношения с другими детьми.
В-четвертых, объяснить родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро; что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного к нему отношения. Что следует помнить? Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен: 1) специалистами; 2) по достижении ребенком возраста 8 лет; 3) по результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.
Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его.
Эффективные результаты коррекции достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологических и педагогических методов, один из которых - упражнения, игры, и другие психотерапевтические средства.
2.3 Методы коррекции
Оказание помощи детям с ГРДВ всегда должно носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и методы модификации поведения (то есть специальные воспитательные приемы), работу со школьными педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение.
Как родителям, так и педагогам
нужно постоянно помнить о
том, что применение современных
методов помогает детям с ГРДВ
достичь значительных результатов,
постепенно преодолеть трудности в
обучении, поведении и общении. Необходимыми
условиями для этого являются
своевременность, последовательность
и достаточная
Коррекционная работа специалиста с гиперактивным ребенком направлена на решение следующих задач:
1. Нормализация обстановки
в семье ребенка, его
2. Достичь у ребенка
послушания, привить ему аккуратность,
навыки самоорганизации,
3. Научить ребенка уважению
прав окружающих людей,
4. Установить контакт со школьными педагогами, ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях ГРДВ, эффективных методах работы с гиперактивными учениками.
5. Добиться повышения
у ребенка самооценки, уверенности
в собственных силах за счет
усвоения им новых навыков,
достижений успехов в учебе
и повседневной жизни.
Помощь семье ребенка с ГРДВ и работа с его родителями.
Родителям рекомендуется ряд приемов для модификации (изменения) поведения гиперактивного ребенка. В частности, эти приемы предусматривают: использование определенных правил и положительного подкрепления, повседневное выполнение распорядка дня, регулирование информации, упорядочивание окружающей обстановки с ограничением отвлекающих факторов. Рассмотрим принципы модификации поведения более подробно.
Уважайте ребенка. Обращайтесь
со своим ребенком дома так же, как
если бы Вы находились с ним среди
других людей. Принимайте ребенка таким,
какой он есть. Будьте реалистичны
в ваших ожиданиях и
Организуйте домашнее расписание, режим дня. Установите определенное время для пробуждения, приема пищи, игр, выполнения домашних заданий, работы по дому и отхода ко сну. Поместите расписание там, где ребенок может его видеть. Объясняйте каждое изменение в расписании заблаговременно.
Постоянно поддерживайте дисциплину. Дети с ГРДВ нуждаются в последовательных правилах, которые им понятны и которым они могут следовать. Избегайте повторения указаний и требований. Если ваш ребенок нарушает правило, делайте только одно предупреждение. Дайте ребенку понять, что нарушение правил влечет за собой определенные последствия, объясните, какие это последствия. Если правила соблюдаются, им дается небольшое поощрение.
Говорите сдержанно, спокойно и мягко, опуститесь до уровня ребенка, когда говорите с ним. Избегайте кричать на своего ребенка – он может просто не понять и не услышать адресованные ему слова, когда на него кричат.
Общение с ребенком должно носить позитивный характер. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя». Не придирайтесь к ребенку по пустякам; сдерживайтесь и не говорите ему того, чего не хотите. Поощряйте хорошее поведение ребенка настолько часто, насколько это возможно. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
Минимизируйте замечания и критику. Дети с ГРДВ часто подвергаются критике, которая для них ожидаема и довольно привычна. У родителей могут быть самые благие намерения, когда они делают замечания и критикуют ребенка, однако тем самым они способствуют формированию у него чувства неполноценности и низкой самооценки. Поэтому находите и отмечайте хорошее поведение, поощряйте его.
Убедитесь, что ребенок
понимает ваши указания. Привлекайте
внимание ребенка. Спокойным голосом
давайте ему ясные объяснения
того, что вы от него хотите. Указания
должны быть простыми и достаточно
краткими, каждое задание должно состоять
не более чем из двух-трех частей.
Просите ребенка повторить
Помогайте ребенку организовать свою деятельность, правильно планировать и распределять собственные силы и время. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.