Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:49, курсовая работа
Социальные изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, меняют стереотип женского и мужского поведения, привычные представления о характере женского и мужского начала. Мужское и женское начало имеет различную психофизиологическую природу, но особое влияние на становление и развитие пола оказывает социальная среда: семья и система воспитания. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании полоролевой социализации ребёнка.
Введение
1.1 Определение понятий и значение полового воспитания.
1.2. Значение сюжетно-ролевой игры и ее влияние на половое воспитание.
1.3 Полоролевая социализация в дошкольном возрасте
1.4 Формирование начал мужественности и женственности.
Но все наши педагогические старания, усилия не увенчаются успехом, если родители детей не будут служить образцом, соответствовать своей половой роли. Так, вряд ли у мальчиков в семье, где мама - лидер, обладает властным характером, а папа пассивен, не способен взять на себя трудности, решить семейные проблемы, будут формироваться мужские черты характера.
4. Формирование начал мужественности и женственности. Половое воспитание детей, как уже отмечалось, направлено на формирование у представителей противоположного пола начал мужественности и женственности. Разработка соответствующих методик осуществлялась в исследованиях Л.В. Градусовой (полоролевое воспитание мальчиков), Е.В. Кудрявцевой (полоролевое воспитание девочек), Л.А. Арутюновой, Н.К. Ледовских, выполненных под научным руководством Т.А. Репиной, других ученых, а также практическими работниками. Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используются устное народное творчество и художественная литература. Так, из сказок, произведений на основе былин, к примеру <Богатырская застава> (текст В.И. Калиты), рассказов о защитниках Отечества, в частности о А.В. Суворове из замечательной книги А.О. Ишимовой <История России для детей>, дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. О мужественных поступках людей в мирное время повествуют рассказы и стихи С.Я. Маршака <Пожар>, <Рассказ о неизвестном герое> и другие.
С помощью сказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Кстати сказать, существует мнение, будто такие волшебные сказки, как <Аленький цветочек>, <Царевна-лягушка>, <Снежная королева>, воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких. Ведь каждая из названных сказок - воспитательный шедевр, настоящий гимн творческой силе любви
Работа, проводимая в детском саду, поддерживается и продолжается родителями. Очень важно, чтобы отец, старший брат подчеркивали в девочке ее женское начало, были к ней по-особому внимательны: букет маме в день 8 марта и маленький букетик дочурке, сестренке. Если сын одевается самостоятельно, то дочери в его присутствии можно подать пальто или предложить самому это сделать, поухаживать за сестренкой: "Смотри, сын, какая красивая девушка растет в нашей семье".
Целесообразно проведение бесед как с мальчиками и девочками отдельно в форме <секретных совещаний>, <разговора по душам>, так и со всеми детьми вместе, например о ласковых и сильных руках, о красоте и пользе труда народных мастеров и мастериц, подчеркивая необходимость определенных мужских и женских качеств для того или иного ремесла. Литературная викторина <Добры молодцы и красны девицы> помогает обобщить полученные детьми представления.
Те же средства и методы, сопровождающиеся рассматриванием иллюстраций и репродукций картин художников, используются позже для развития у детей представлений о счастливых семьях, о добрых взаимоотношениях между родителями, сестрами и братьями, их взаимной помощи.
Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать их. Для этого прежде всего используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Воспитатель рассказывает о том, что однажды произошло в соседнем детском саду или там, где он работал раньше, и спрашивает, как в том или ином случае поступили бы мальчики и девочки их группы. Создаются также театрализованные проблемные ситуации, когда сказочные персонажи - феи, рыцари - демонстрируют несколько моделей поведения, а дети выбирают из них самую правильную, то есть социально одобряемую (Н.К. Ледовских).
Для реализации представлений о полоролевом поведении необходимо также организовывать различные виды деятельности, для чего важно сформировать у детей определенные трудовые навыки и умения. При участии и под контролем взрослого мальчиков можно научить: разрезать плотный картон; пользоваться лобзиком при работе с фанерой; использовать молоток и гвозди, сколачивая ящик для рассады; скреплять детали кукольной мебели с помощью специального клея или шурупов; чинить игрушки; выполнять посильную им физическую работу, например при необходимости перенести столы и стульчики из одной комнаты в другую или вынести их на веранду. Для мальчиков старшего дошкольного возраста должно стать привычным уступить место матери в транспорте, помочь нести сумку с продуктами. И пусть это будет не столь тяжелая ноша, но ребенок должен почувствовать нагрузку. Тогда его труд будет не игрой в помощь, а помощью реальной. А слова матери: <Как я рада, что в семье растет настоящий мужчина!> - воспримутся сыном как настоящая награда.
Девочек следует обучать шитью, вязанию (потом они с удовольствием будут играть в ателье), сервировать стол, привлекать к оформлению интерьера, формировать умение ухаживать за малышами. В семье они учатся домашнему труду: пылесосить, мыть посуду, печь пироги.
Одно и то же трудовое задание, к примеру, привести участок детского сада в порядок, желательно дифференцировать для мальчиков и девочек, чтобы оно стало привлекательным для тех и других: девочки сгребают опавшие листья, накладывают их на тачку, а мальчики отвозят ее в установленное место, разгружают. Приобщаясь к народным ремеслам, девочки учатся прясть, а мальчики - выпиливать резные наличники для окон. Программу детских праздников (дома и в дошкольном учреждении), вечеров досуга оживляют аттракционы, конкурсы на лучшую хозяйку, на умелого помощника.
Проблема полового воспитания является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Половое воспитание не должно выделяться на фоне общего воспитания ребенка дошкольного возраста.
Специфика процесса социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжение и на других этапах развития ребенка.
Организация полового воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого- либо из ее компонентов.
Работа по половому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.
Глава 2. Экспериментальное исследование
Следующим этапом нашего исследования было проведение экспериментальной работы, состоящей из констатирующего и формирующего экспериментов полоролевой социализации.Для этого мы провели несколько дидактических игр на определение у детей представлений о социальном различии полов (мальчик-девочка, мужщина-женщина). Целью было выявление уровня знаний по половому различию у детей старшей группы (уровни знаний определены в таб. №1)
Таб.№1 «Критерий выявления уровня знаний у детей по полоролевой социализации»
|
Высокий уровень | Ребенок самостоятельно без помощи взрослого отвечает на вопросы, правильно разрешает разные ситуации, определеят различия в деятельности мальчиков и девочек | |
Средний уровень
|
Ребенок не все различия определяет правильно, допускает ошибки в ответах,затрудняется в разрешении ситуаций, чаще всего прибегает к помощи взрослого | ||
Низкий уровень
|
Ребенок самостоятельно, без взрослого не может ответить на вопросы, определить различия полов, пассивен
|
«Найди правильно»
Оборудование: несколько несложных сюжетных картинок.
Девочка
вышивает
надевает платье
шьет
носит бантики
Описание игры: на столе были разложены картинки, детям давалось задание — определить, что делают девочки, а что — мальчики.
Игра №2«Наша семья»
Оборудование: несколько несложных картинок про семью.
Описание игры: на столе были разложены картинки, детям давалось задание — определить, что делают члены семьи.
Игра №3«Про Олю и Колю»
Описание игры: мы предлагали детям послушать начало предложения, они должны были закончить его. Потом дети сами придумывали начало предложения.
Образец: Коля уступил место Оле, потому что ... он мальчик. Оля любит шить, потому что ... она девочка.
Игра №4«Кто что носит»
Оборудование: фланелеграф, фигурки мальчика и девочки, вырезанные из картона, предметы одежды.
Описание игры: нами детям было дано разъяснение о том, что нужно выбрать одежду для кукол Оли и Коли. Мы доставали по очереди разные предметы одежды, которые принадлежали либо девочке, либо мальчику. Показали ребятам юбку и как бы по ошибке приложили ее к фигурке мальчика. Дети исправляли ошибку. Мы специально допускали ошибки, мальчику предлагали завязать бант, чем вызвали смех у детей. Дети вместе с нами одевали кукол. Дополнительно можно предложили детям выбрать для кукол подходящие предметы или игрушки. Оле дать скакалку, бусы, зонтик. Коле — машинку, удочку, лошадку.
Игра №5«Наши прически»
Оборудование: сюжетные и предметные картинки, принадлежности для ухода за волосами, расческа, заколки, бантики, зеркало.
Описание игры: мы вместе с детьми рассматривали и обсуждали картинки, на которых изображены мальчики и девочки с различными прическами и цветом волос. Рассказали о разной длине и цвете волос, о деталях и особенностях причесок. Дети угадывали, на каких картинках художник изобразил мальчика, на каких — девочку.
Таб.№2
Имя | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Адхам |
| + |
|
Нигина | + |
|
|
Севара |
| + |
|
Руслан |
|
| + |
Никита | + |
|
|
Нодир |
| + |
|
Дурдона |
|
| + |
Шерхан | + |
|
|
Андрей |
| + |
|
Юлия | + |
|
|
Варя
|
| +
|
|
Информация о работе Теоретические основы полового воспитания