Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 12:48, курсовая работа
Актуальность. Формирование мотивации учения - это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.
Судя по таблице 1, средний балл у испытуемых с разными ведущими мотивами учебной деятельности значительно различается. Итак, испытуемые, которые имеют более высокий средний балл по всем предметам присущ в больше степени гармоничный мотив (сочетание социального и познавательного), следовательно, принимается альтернативная гипотеза, которая гласит о различии и отвергается нулевая, которая предполагает отсутствие отличий.
Представленные данные так же говорят о том, что если личность более гармонична, в области мотивов в том числе, то уровень ее успешности более высок. Следовательно, в условиях обучения в школе необходимо создавать условия для гармоничного развития мотивационной сферы детей, начиная с младших классов.
Судя по представленным данным, 55% испытуемых имеют высокий уровень успешности (их средний балл, подсчитанный исходя из оценок по всем предметам составляет от 4,5 до 5), 20% испытуемых имеют чуть менее высокий уровень успешности – их средний балл между 4 и 4,5, 15% испытуемых имеют среднюю успешность учебной деятельности, их средний балл колеблется между 3,5 и 4, оставшиеся 10% имеют низкий уровень успешности, их средний балл до 3,5, а так же: 65% испытуемых имеют гармоничный тип учебной мотивации, следовательно они выбрали 2 социальных и 2 познавательных мотива; товарищеский, учительский, процессуальный мотивы имеют по 10% испытуемых, 5 % испытуемых имеет в приоритете родительский мотив. Следует сказать, что деятельность школы по развитию мотивационной сферы личности младшего школьника оценивается как успешная, что подтверждается использованием преподавателями перечисленных в пункте 2.2 способов развития мотивационной сферы (учения).
Так же была подтверждена гипотеза о том, что существуют различия между успешностью учебной деятельности у испытуемых с разным ведущим типом мотивации к учебе, а именно - испытуемые, которые имеют более высокий средний балл по всем предметам присущ в больше степени гармоничный мотив (сочетание социального и познавательного).
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-третьих,— субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвертых,— субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, — спецификой учебного предмета.
Л.М. Фридман выделяет два основных пути формирования у учащихся нужной мотивации.
Первый путь, иногда называемый "снизу вверх" состоит в создании таких объективных условий, такой организации деятельности учащихся, которые необходимо ведут к формированию у них нужной мотивации. Этот путь означает, что учитель, опираясь на уже имеющиеся у учащихся потребности, так организует определенную деятельность, чтобы она вызвала у них положительные эмоции удовлетворения, радости. Если эти чувства учащиеся испытывают достаточно долго, то у них возникает новая потребность — в самой этой деятельности, вызывающей у них приятные эмоциональные переживания. В общую мотивацию школьников тем самым включается новый стойкий мотив к указанной деятельности.
Второй путь заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой "форме" побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. Это механизм формирования "сверху вниз".
Судя по представленным данным, 55% испытуемых имеют высокий уровень успешности (их средний балл, подсчитанный исходя из оценок по всем предметам составляет от 4,5 до 5), 20% испытуемых имеют чуть менее высокий уровень успешности – их средний балл между 4 и 4,5, 15% испытуемых имеют среднюю успешность учебной деятельности, их средний балл колеблется между 3,5 и 4, оставшиеся 10% имеют низкий уровень успешности, их средний балл до 3,5, а так же: 65% испытуемых имеют гармоничный тип учебной мотивации, следовательно они выбрали 2 социальных и 2 познавательных мотива; товарищеский, учительский, процессуальный мотивы имеют по 10% испытуемых, 5 % испытуемых имеет в приоритете родительский мотив. Так же была подтверждена гипотеза о том, что существуют различия между успешностью учебной деятельности у испытуемых с разным ведущим типом мотивации к учебе, а именно - испытуемые, которые имеют более высокий средний балл по всем предметам присущ в больше степени гармоничный мотив (сочетание социального и познавательного).
Цель достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена, что может говорить об успешности проведения исследования.
Данные испытуемых
Испытуемый |
Успешность |
Мотив |
1 |
3,2 |
Товарищеский |
2 |
3,4 |
Товарищеский |
3 |
3,5 |
Родительский |
4 |
4,2 |
Гармоничный |
5 |
4,5 |
Гармоничный |
6 |
4,3 |
Гармоничный |
7 |
4,5 |
Гармоничный |
8 |
4 |
Учительский |
9 |
4,9 |
Гармоничный |
10 |
4,5 |
Гармоничный |
11 |
4,8 |
Гармоничный |
12 |
4,78 |
Гармоничный |
13 |
4,5 |
Гармоничный |
14 |
4,65 |
Гармоничный |
15 |
4,3 |
Процессуальный |
16 |
3,9 |
Процессуальный |
17 |
4,5 |
Гармоничный |
18 |
4,6 |
Гармоничный |
19 |
3,5 |
Учительский |
20 |
4,9 |
Гармоничный |
Информация о работе Теоретические основы проблемы мотивации учебной деятельности младших школьников