Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 15:52, курсовая работа
Цель: Выявить особенности психического развития детей в периуд кризиса детей 3 лет.
Актуальность:
Нашей работы является в том что Не всегда отчетливо обнаруживаясь в ближайшее к переходному возрасту время, недочеты и пробелы в воспитании трехлеток резко заявляют о себе в начале школьной жизни.бъек исследования –развитие детей в момент кризиса трех лет.
Глава I Теоретические основы проблемы на влияния кризиса на развитие
ребенка трех лет
1.1. Особенности развитие детей раннего возраста
1.2. Кризис трех лет
1.3. Реомендации для пелогогов и родителей в периуд крисиса трех лет.
Заключение
Литература
негативизм — такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-либо сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Негативизм в собственном смысле слова состоит в стремлении противоречить, сделать наоборот по сравнению с предложенным, даже вопреки собственным ощущениям и желаниям. Например, взрослый говорит ребенку: «Это платье черное», а тот отвечает: «Нет, оно белое». Взрослый соглашается: «Оно белое», а ребенок возражает: «Нет, черное». В негативизме на первый план выступает социальное отношение, отношение ребенка к другому человеку;
упрямство — это реакция ребенка, когда он настаивает на своем требовании не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства выступает то, что ребенок связан своим первоначальным решением, от которого не хочет отказаться;
строптивость — реакция ребенка, направленная против установленных для него норм воспитания, против образа жизни, а не против конкретного взрослого. В отличие от негативизма строптивость направлена вовне, против всего того, с чем ребенок имел дело раньше;
своеволие, или своенравие, заключается в тенденции ребенка к самостоятельности, когда он хочет сделать все сам.Остальные симптомы встречаются реже и имеют второстепенное значение:протест-бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить Протестующий характер, а конфликты со взрослым становятся постоянными;симптом обесценивания взрослого, его дискредитация, когда ребенок начинает его ругать, обзывать;стремление к деспотизму — желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим, которые должны беспрекословно выполнять все просьбы ребенка;ревность по отношению к младшим или старшим, если в семье еще есть дети, требование постоянного внимания только к себе реакция невротического, или психопатического, характера (страхи неспокойный сон, ночные энурезы, резкие затруднения речи) Симптомы кризиса трех лет говорят об изменении отношений ребенка к окружающим его людям и к собственной личности, поэтому Л. С. Выготский назвал этот кризис «кризисом социальных отношений ребенка». Раньше взрослые и собственное «Я» ребенка были от него закрыты предметами и действиями с ними. Все желания и аффекты малыша находились в предметной сфере, которой он был полностью поглощен. Отделение себя от своего действия и от взрослого приводит ребенка к сравнению себя со взрослым как образцом и желанию быть таким же, как взрослый. Теперь предметный мир выступает для ребенка как область не только познания, но и реализации своих возможностей и самоутверждения. Поэтому от взрослого малыш ждет признания и конкретной оценки всех своих достижений, чтобы испытать чувство гордости и собственного достоинства. Так ребенок начинает смотреть на себя сквозь призму оценки взрослого, глазами другого человека, т.е. присваивает его отношение к себе. Границы мира ребенка раздвигаются, включая кроме предметов отношения взрослых людей. Возникновение предметного отношения к действительности, когда ребенок освоил не только назначение предметов, их функции, но и способ употребления, возникновение личного действия и сознания «Я сам», отделение себя от взрослого и ориентация на его оценку собственных достижений приводят к распаду старой социальной ситуации развития, к появлению предпосылок для создания новой. Ведущие достижения в раннем детстве в сферах деятельности, познания и личности: складывается предметная деятельность, развивается общениес взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), возникает воображение знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи; возникает личное действие и личное желание, складывается предметное отношение к действительности, главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам».Потерялся кризис Все хорошо в меру. Замечательно, если в районе трех лет вы заметили у малыша признаки начинающегося кризиса. Еще лучше, когда через какое-то время вы с облегчением опять узнаете своего ласкового и покладистого ребенка, ставшего немного взрослее. Однако встречаются ситуации, когда «кризис» со всеми его негативизмами, строптивостями и прочими неприятностями приходить никак не хочет. Родители, которые никогда и не слышали, и не задумывались ни о каких кризисах развития, только радуются. Беспроблемный некапризный ребенок - что может быть лучше? Однако мамы и папы, осознающие важность кризисов развития, и не замечающие никаких признаков «возраста строптивости» у своего малыша трех - трех с половиной лет, начинают беспокоиться. Существует точка зрения, что если кризис протекает вяло, незаметно, то это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. Поэтому просвещенные взрослые начинают наблюдать за малышом с обостренным вниманием, пытаются «на пустом месте» разыскать хоть какое-то проявление кризиса, совершают походы к психологам и психотерапевтам. Однако на основе специальных исследований было установлено, что есть дети, которые в три года почти и не обнаруживают каких-либо негативных проявлений. А если и обнаруживают, то они проходят так быстро, что родители могут их даже не заметить. Думать, что это как-то негативно скажется на психическом развитии, или становлении личности, не стоит. Ведь в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Поэтому основная задача родителей в такой ситуации - следить за появлением нового в поведении ребенка: формированием воли, самостоятельности, гордости за достижения. Обращаться к специалисту стоит, только если вы так и не обнаруживаете всего этого у своего ребенка.
1.3.Реомендации для пелогогов и родителей в периуд крисиса трех лет.
Кризис может начаться
уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 – 4 года.Постарайтесь
выработать правильную линию своего поведения,
станьте более гибкими, расширьте права
и обязанности ребенка.Позвольте малышу
быть самостоятельным. Не вмешивайтесь
(по-возможности) в дела ребенка, если он
не просит. Дочь, пыхтя, натягивает кофточку,
так хочется ей помочь, но малышка не оценит
Вашего стремления, скорее всего, она будет
громко сопротивляться.Помните, что ребенок
как бы испытывает Ваш характер, проверяя
по несколько раз в день, действительно
ли то, что было запрещено утром, запретят
и вечером. Проявите твердость. Установите
четкие запреты (нельзя убегать на улице
от мамы, трогать горячую плиту и т.д.).
Запретов не должно быть слишком много.
Этой линии поведения должны придерживаться
все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).Помните,
что ребенок многие слова и поступки повторяет
за Вами, поэтому следите за собой (если
мама излишне эмоциональна, привередлива,
то дочь, скорее всего, будет такой же).При
вспышках упрямства, гнева попробуйте
отвлечь малыша на что – нибудь нейтральное.Когда
ребенок злится, у него истерика, то бесполезно
объяснять, что так делать нехорошо, отложите
это до тех пор, когда малыш успокоится.
Пока же можно взять его за руку и увести
в спокойное безлюдное место.Используйте
игру для сглаживания кризисных вспышек.
Например, если ребенок отказывается есть,
не настаивайте, посадите мишку за стол
и пусть малыш его кормит, но мишка хочет
есть по-очереди - ложка ему, ложка Коле.
Обыграть можно многое: поездку в машине,
умывание, одевание, ...Для благополучного
развития ребенка желательно подчеркивать,
какой он уже большой, не «сюсюкаться»,
не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте
с ним, как с равным, как с человеком, мнение
которого Вам интересно.Любите ребенка
и показывайте ему, что он Вам дорог даже
заплаканный, упрямый, капризный.Установите
простой и четкий распорядок дня. Ребенку,
который мечется от одной крайности к
другой, очень важно знать, что в мире все
устроено в определенном порядке: сначала
он просыпается, на стульчике его ждет
одежда, которую нужно надеть, потом умыться,
позавтракать и т.д. Точно так же вечером
(допустим, после всенародно любимой передачи
«Спокойной ночи, малыши») придет время
уборки игрушек. Так заведено! Вальдорфские
педагоги говорят, что с трех лет начинается
возраст повторений – ребенок будет вести
себя так, как это принято и, что немаловажно,
как вы себя ведете. Поэтому без лишних
слов постарайтесь и сами следить за порядком
в своих вещах, комнате, не взывайте к совести
малыша (ему и в хаосе неплохо!), а изо дня
в день вместе с ним живите по четкому
ритму. Система запретов должна быть разумной
и четкой. Пусть их будет не слишком много
(и в самом деле, вещей, которые касаются
безопасности, жизни и здоровья ребенка
на самом деле не так уж много), но они должны
соблюдаться неукоснительно. Это твердые
рамки, стены, на которые можно опереться.
Внутри этих стен ребенку позволено все,
что угодно. Но он должен знать, что ни
при каких обстоятельствах он не может,
например, включать плиту или утюг, брать
в руки спички, выходить на проезжую часть
и пр. Имейте в виду, что ребенок будет
постоянно проверять, насколько тверды
рамки ваших запретов. Может быть, то, что
запрещают утром, разрешат вечером? Или
то, что не позволяет мама, позволит папа?
Будьте тверды и единодушны – это нужно
и вам, и еще больше – вашему малышу. Специально
для поклонников либерализма. В современном
обществе считается, что прогрессивный
родитель должен всегда советоваться
с ребенком, спрашивать его мнение по любому
поводу и объяснять каждое свое действие.
Но здесь есть некоторое лукавство. Полная
свобода предполагает полную ответственность.
Готов ли трехлетний кроха полностью за
себя отвечать? Конечно, нет. Ему, несмотря
на все его «Я САМ!», нужны родители, которые
помогут ему, поддержат и, в конце концов,
возьмут на ручки. И если вам с ребенком
НУЖНО куда-либо пойти, честно ли спрашивать
его, хочет ли он это делать? И посему вывод
очень простой – серьезные решения принимайте
сами и ставьте ребенка перед фактом, а
для менее серьезных предлагайте альтернативу.
Например, так: «Мы идем гулять. На чем
поедет твой мишка на прогулку – в коляске
или в грузовике?» Придумайте приятные
перспективы для не самых приятных дел.
Например, такие: после уборки игрушек
ты пойдешь смотреть мультик (рисовать,
читать с мамой книжку и т.д.). По тому, на
кого направлен кризис ребенка 3-х лет,
можно судить о его привязанностях. Как
правило, в центре событий оказывается
мать. И главная ответственность за правильный
выход из этого кризиса возлагается на
нее. Запомните, что малыш страдает от
кризиса сам. Но кризис 3-х лет - это важный
этап в психическом развитии ребенка,
знаменующий переход на новую ступеньку
детства. Поэтому, если вы увидели, что
очень резко изменился ваш любимец, и не
в лучшую сторону, постарайтесь выработать
правильную линию своего поведения, станьте
более гибкими в воспитательных мероприятиях,
расширяйте права и обязанности малыша
и в пределах разумного дайте вкусить
ему самостоятельность, чтобы насладиться
ею. Знайте, что ребенок не просто не соглашается
с вами, он испытывает ваш характер и находит
в нем слабые места, чтобы воздействовать
на них при отстаивании своей независимости.
Он по нескольку раз в день перепроверяет
у вас - действительно ли то, что вы запрещаете
ему, запрещено, а может быть - можно. И
если есть хоть малейшая возможность "можно",
то ребенок добивается своего не у вас,
так у папы, у бабушек, дедушек. Не сердитесь
за это на него. А лучше сбалансируйте
правильно поощрения и наказания, ласку
и строгость, не забывая при этом, что "эгоизм"
ребенка наивный. Ведь это мы, а не кто
иной приучили его к тому, что любое его
желание - как приказ. И вдруг - что-то почему-то
нельзя, что-то запрещено, в чем-то отказывают
ему. Мы изменили систему требований, а
почему - ребенку трудно понять.
И он в отместку твердит вам "нет".
Не обижайтесь за это на него. Ведь это
ваше обычное слово, когда вы воспитываете
его. А он, считая себя самостоятельным,
подражает вам. Поэтому, когда желания
малыша намного превосходят реальные
возможности, найдите выход в ролевой
игре, которая с 3-х лет становится ведущей
деятельностью ребенка.К примеру, ваш
ребёнок не хочет кушать, хотя голодный.
Вы не упрашивайте его. Накройте стол и
посадите на стульчик мишку. Изобразите,
будто мишка пришел обедать и очень просит
малыша, как взрослого, попробовать, не
слишком ли горячий суп, и, если можно,
покормить его. Ребенок, как большой, садится
рядом с игрушкой и незаметно для себя,
играя, вместе с мишкой съедает полностью
обед.В 3 года самоутверждению ребенка
льстит, если вы звоните лично ему по телефону,
шлете письма из другого города, просите
его совета или делаете ему какие-нибудь
"взрослые" подарки типа шариковой
ручки для письма.
Для нормального развития малыша желательно
во время кризиса 3-х лет, чтобы ребенок
ощущал, что все взрослые в доме знают,
что рядом с ними не малыш, а равный им
товарищ их и друг.
Заключение
В период кризиса трех лет ребенок впервые открывает для себя, что он - такой же человек, как и другие, в частности, как его родители. Одним из проявлений этого открытия служит появление в его речи местоимения "Я" (раньше он говорил о себе только в третьем лице и называл себя по имени, например, говорил о себе: "Миша упал"). Новое осознание себя проявляется также в стремлении во всем подражать взрослым, полностью сравняться с ними. Ребенок начинает требовать, чтобы его укладывали спать тогда же, когда ложатся взрослые, стремится самостоятельно, как они, одеваться и раздеваться, даже если он не умеет этого делать.Помощь взрослого, нарушающая равенство, перестает приниматься. Конфликт обостряется тем, что многие формы поведения взрослых, которым стремится подражать ребенок, запрещены для детей. Например, им обычно запрещают гладить белье, шить, ложиться спать одновременно со взрослыми и т. п. Отказ от выполнения распоряжений, нарушающих симметричность отношений со взрослыми Пониманием и терпением относились к ребёнку в это время. Для этого рекомендуется избегать крайностей в общении с ребёнком (нельзя всё позволять малышу или всё запрещать). Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи. Нельзя оставлять без внимания то , что происходит с ребёнком, но при этом надо постараться объяснить ему, что у его родителей и других родственников есть другие дела кроме заботы о нём. И что в решении некоторых проблем он может помочь. Важно давать ребёнку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если её нет). Но при этом ребёнок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого. Нужно помнить, что запрет и повышение голоса- самые неэффективные средства воспитания, и попытаться обходиться без них. Когда ребёнок станет чуть- чуть старше, важно расширять круг знакомств ребёнка, чаще давать ему поручения, связанные с общением с другими взрослыми и сверстниками. При этом следует укреплять уверенность ребёнка в своих силах. Но надо помнить, что ребёнок в своём поведении и поступках подражает взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример. Однако всё это возможно только в том случае, если у ребёнка со взрослым (родителем) установлен тесный эмоциональный контакт.
Литература
Информация о работе Теоретические основы проблемы на влияния кризиса на развитие