Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 12:46, контрольная работа
Классно-урочная система Я.А. Коменского. В процессе развития практики образования можно выделить множество авторских педагогических систем, которые составляют золотой фонд истории педагогики. Самым заметным и актуальным является опыт известного чешского педагога-мыслителя Яна Амоса Коменского (1592 – 1670 гг.). Его труды стали выдающимся событием в развитии теории социального воспитания, в формировании педагогики как научной отрасли.
Педагогическая деятельность Яна Амоса Коменского.
Педагогические идеи Джона Локка.
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ
Кафедра социальной педагогики
Сравнительный анализ социально - воспитательных идей Я. А. Коменского и Д. Локка
Контрольная работа по дисциплине «Теория и история социального воспитания»
Выполнила:
Пешкова Ю.А.
студентка 2курса
заочного отделения
факультета управления и бизнеса
специальность «Социальная педагогика»
Преподаватель:
зав. кафедры, доктор педаг. наук
Рыжанова А. А.
Харьков - 2014
План:
Список использованной литературы
Классно-урочная система Я.А. Коменского. В процессе развития практики образования можно выделить множество авторских педагогических систем, которые составляют золотой фонд истории педагогики. Самым заметным и актуальным является опыт известного чешского педагога-мыслителя Яна Амоса Коменского (1592 – 1670 гг.). Его труды стали выдающимся событием в развитии теории социального воспитания, в формировании педагогики как научной отрасли.
Великий чешский педагог - гуманист, философ Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592г. в городке Нивница. Его отец, Мартин, был родом из Комны, куда состоятельная семья перебралась из Словакии. От названия деревни и пошла фамилия Коменский. Отец был членом общины «Чешских (богемских) братьев». Чешские браться отрицали сословное и имущественное неравенство, проповедовали отказ от насильственной борьбы, поддерживали протестантство, отстаивали право на национальную независимость.
В 1604г. на Коменского обрушилось большое несчастье: эпидемия унесла всю его семью.
Осиротевшего подростка взяли к себе родственники в город Стражнице. Школа общины «Чешских братьев» в Стражнице, учеником которой он стал, пользовалась отличной репутацией. Эта школа, как и другие, была проникнута тем же схоластически – догматическим духом, но братские школы отличались тем, что в них давались знания, необходимые для практической жизни, и трудовая подготовка.
В возрасте 16лет Коменский поступил в латинскую школу в городе Пршерове, которую успешно окончил. Здесь он обнаружил обширные дарования и исключительную работоспособность. Благодаря своим блестящим способностям юноша был отправлен за счет общины в Герборнский университет, в котором господствовало протестантское направление.
Свое образование он завершил в знаменитом Гейдельбергском университете .После возвращения на родину Коменский принял на себя руководство школой в Пршерове, несколько позднее он был назначен общиной протестантским проповедником в г.Фульнек, где руководил братской школой.
С этого времени в жизни Коменского начинается новый этап. Он с большим увлечением работает в школе, изучает педагогические труды, улучшает свою школу.
С 1612г. для Коменского начинается полный трагизма, период скитаний, потерь и страданий. Объявлено о том, что официальной религией в Чехии становится католичество, а протестантам предлагалось покинуть страну. Патриоты родины «Чешские братья» становились беженцами. С 1628 по 1656г. Коменский и его община «Чешские братья» находили приют в г. Лешно (Польша).
Здесь он написал в 1628г. на чешском языке известную книгу «Материнская школа» (издана впервые в 1657г.), получившую большую популярность в XIX в., с тех пор она много раз переиздавалась.
Коменский прославил свое имя, создав знаменитый учебник «Открытая дверь к языкам» (1631).
Еще на родине Коменский начал разрабатывать «Дидактику», предназначавшуюся чешскому народу. Надеждой на ее окончание он жил и в трудные годы, взявшись снова за труд, которому поначалу он думал дать название «Райчешский». В 1632г. в Лешно Коменский заканчивает этот главный педагогический труд, который назвал «Великая дидактика», содержавший универсальную теорию учить всех всему, написанный первоначально на чешском языке и только позднее опубликованный в переводе на латинский язык.
Он стал обдумывать свою новую идею — создание «Пансофии» (пансофия — знание всего, всеобщая мудрость). План работы был опубликован, сразу посыпались отклики — эта идея энциклопедизма была созвучна потребностям эпохи, начались обсуждения среди мыслителей Европы; с Коменским одни не соглашались, другие восприняли его идею с одобрением. Основная, идея пансофии Каменского — воспитание нового высоконравственного человека, человека знаний и труда.
При поддержке одного из покровителей и сенатов 1657г. было издано Полное собрание его работ по вопросам обучения, в том числе «Великая дидактика». Вновь были написаны и опубликованы два тома пансофических трудов.
Для Я. А. Коменского как для педагога, было важным, чтобы хорошее образование в школе могли получить не только те, кто отличался чрезвычайным дарованиям, но и рядовые, даже "тупые" люди. Чтобы в школе "учили с неизбежным успехом ... быстро ... и с большим удовольствием ... основательно ... не для формы, а продвигая учащихся к истинным знаниям, добрых нравов и глубокого благочестия ".
Я. А. Коменский под "воспитанием" понимал именно развитие социальных, в том числе духовных качеств человека ради социального благополучия. Объект его воспитания: "народы, семьи, каждый человек, без всякого исключения", то есть все социальные субъекты. Педагог считал в воспитании нуждаются тупые и одаренные, богатые и бедные, руководители и подчиненные: "всем, рожденным людьми, безусловно нужно воспитания для того, чтобы они были людьми, а не дикими животными, не бессмысленными зверьми...". Следовательно, по Коменскому, культура является социальным явлением и привлечение к ней через воспитание является преодолением природной ограниченности человека.
Благодаря высокой религиозной духовности Коменский заботится не только об обеспечении воспитанности людей родного этноса, а также варварских народов. Этим он открывает миру идею социального воспитания - о необходимости гармонизации уровней и качества воспитания в разных народах для общечеловеческого социального блага.
Опережал время великий педагог и что касалось воспитания, в частности образования людей с особыми потребностями, а именно - "слепых, глухих, тупоумных", считая, что им, в первую очередь, необходимо воспитание, как коррекция природных недостатков, средство преодоления недостатков окультуривания". Человеческая культура не исключает никого, если он человек; насколько такие люди причастны к человеческой природе, настолько их надо привлекать и к культуре, - даже с особой тщательностью, учитывая их большие потребности в помощи извне, потому что их природа из-за внутренних недостатков меньше способна помочь себе". Таким образом, объект воспитания у Я. А. Коменского по - настоящему социальный: каждый человек, различные социальные группы, народы, человечество.
И по методу "воспитания" Я. А. Коменского - социальное, потому что воспитывать считал нужным общими усилиями. Например, " Великую дидактику " он адресует не только учителям, но и родителям, ученикам, школам, государствам. С точки зрения Я. А. Коменского, проблемы воспитания должны волновать и решаться всем обществом вместе, а не только учителями.
Средством культивирования нового поколения чешский педагог предлагает - школу. Я. А. Коменский рассматривал ее именно как специфическое социальное заведение молодежи.
Коменский называет школу мастерской человечности, мастерской гуманизма. Обучать детей целесообразнее в школах, а не в семье. «Как для рыб должны быть предназначены садки, для деревьев — сады, так для юношества — школы». Основное назначение школы состоит в том, чтобы распространить всеобщую мудрость. В школе всеобщей мудрости обучаются все всему, что нужно для настоящей и будущей жизни. В школе молодежь совершенствуется нравственно, поэтому школа является мастерской гуманности и истинной человечности. Это учреждения, где учащиеся готовятся к труду, к жизни, это «мастерские трудолюбия».
Но для того чтобы школа стала такой мастерской, в ней следует обучать не только наукам, но и нравственности и благочестию. Научное образование одновременно совершенствует разум, язык, руки человека.
Коменский определил те конкретные принципы, которые нужно учесть при создании школ.
«Мы обещаем такое устройство школ, благодаря которому:
1.Образование должно получить все юношество, за исключением разве тех, кому Бог отказал в разуме.
2.Юношество обучалось бы всему тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым.
3.Образование должно быть закончено еще до наступления зрелости.
4.Образование должно
5.Юношество должно получить образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное.
6.Образование не должно требовать больших усилий, а должно быть чрезвычайно легким».
Должен быть установлен и внешний порядок в воспитании. Весь цикл воспитания и образования человека, по замыслу Коменского, должен распределяться на четыре периода по шесть лет каждый.
Ступени школьной системы:
1)материнская школа—для детства (до6лет);
2)школа родного языка,
элементарная школа — для
3)латинская школа — для юношества (до18лет);
4)академия — для зрелости (до24лет).
Материнская школа должна быть в каждом доме. Для нее Коменский составил методическое руководство «Материнская школа» — наглядное наставление о том, как благочестивые родители частью сами, частью с помощью нянек должны заботиться о детях.
Второй ступенью системы школ, предложенной Коменским, является школа родного языка, которая должна быть в каждой общине.
В школе родного языка каждого нужно учить тому, без чего нельзя обойтись в жизни: уметь бегло читать на родном языке печатный или рукописный текст, уметь писать, считать и производить простейшие измерения; уметь петь. Ребенок будет усваивать этику, изложенную в виде подкрепленных примерами правил, которые он должен научиться применять; должен узнавать важнейшие исторические факты и элементарные сведения о государственной и экономической жизни. Дети здесь познакомятся с различными ремеслами.
После школы родного языка, обязательной для всех детей, Коменский определил латинскую школу, которая должна быть в каждом городе. Здесь обучение следует начать также с родного языка, за тем еще какие-либо иностранные языки, физика, география, естествознание, математика. Традиционные «семь свободных искусств», мораль составляют программу латинской школы. Каждый из шести классов имеет свое название: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.
Самые одаренные из кончающих латинскую школу завершают свое образование в академии, которая имеет обычные для того времени три факультета: богословский, юридический и медицинский.
Новое решение предложил Коменский для организации обучения. Если в школе на протяжении веков с каждым учеником учитель занимался индивидуально, учащиеся приходили учиться в разное время года и оставались в школе столько времени, сколько хотели, то Каменский нашел иную форму организации обучения. Это классно-урочная система, которая предполагает:
Неизменный состав учащихся одного возраста;
Проведение занятий в точно определенное время по расписанию;
Одновременную работу учителя совсем классом, но одному предмету.
Занятия необходимо проводить ежедневно по 4 — 6 часов, после каждого часа перерыв. «В предобеденные часы должны упражнять преимущественно ум, суждения, память, а в послеобеденные — руки, голос, стиль и жесты».
Начинать обучение нужно в детстве: «образование человека нужно начинать в весну, т.е. в детстве, ибо детство изображает собой весну, юность — лето,.. » и т. д .
Коменский рекомендует заниматься только в школе. «На дом ничего не следует задавать, кроме того, что имеет отношение к развлечениям». Так как школа называется учебной мастерской, именно здесь и следует добиваться успехов в науке.
В «Великой дидактике» определены четыре основных общих требования к обучению:
1.Успешность обучения достигается при условии, если учить вещам раньше слов; начинать учить от простейших начал, доходя до сложных; учить по книгам, предназначенным для данного возраста.
2.Легкость обучения достигается, если обучение начнется в раннем возрасте; учитель в преподавании следует от более легкого к более трудному, от более общего к более частному; ученики не перегружаются знаниями, продвигаясь вперед не спеша; изучаемое в школе увязывается с жизнью.
3.Основательность обучения предполагает, что ученики станут заниматься действительно полезными вещами; последующее будет основываться на предыдущем; все материалы изучения должны быть взаимосвязаны, и все изученное будет закрепляться постепенными упражнениями.
4.Быстрота обучения возможна тогда, когда все преподается основательно, кратко и ясно; все происходит в неразрывной последовательности, когда сегодняшнее закрепляет вчерашнее, а занятия в классе ведет со всеми один учитель.
Одними з важнейших звеньев дидактики Коменского являются дидактические принципы, т.е. те положения общего характера, на которые опираются обучение и учение и которые диктуют применение в обучении конкретных приемов и методов. Это следующие принципы: наглядность; последовательность и систематичность; прочность усвоения учебного материала; самостоятельность и активность.
Информация о работе Теоретические основы современного европейского социального воспитания