Теоретические подходы к проблеме воспитания сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.[]

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.docx

— 57.07 Кб (Скачать файл)

1.Теоретические подходы к проблеме воспитания   сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста.

 

1.1 Анализ психолого- педагогических исследований по проблеме воспитания   сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.[] 
 
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов советской теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований.  
 
Рассматривая психолого-педагогические подходы к сенсорному развитию детей, отметим некоторых деятелей, оказавших значительное влияние на исследование этой проблемы. 
 
Важное значение сенсорного воспитания признавали  видные отечественные педагоги П.Сакулина, Е.И.Тихеева. В настоящее время широко известна и повсеместно используется система дошкольного воспитания Л.А. Венгера и его школы.    Необходимо отметить, что в ее основу положены некоторые идеи М. Монтессори. Главное значение сенсорного воспитания в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия.  
 
Дети, обладающие сенсорной культурой становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений.  Сенсорные упражнения дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.  
 
Л.А. Венгер считает, что главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величина – метрическая система мер. Свои виды эталоны имеют в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии.   
 
Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научится правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Т.е., усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве « единиц измерения» при оценке свойств веществ. Именно с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их  с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования путем обучения продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, аппликации, конструированию), как на занятиях, так и в повседневной жизни. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию.  

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становиться  благоприятной для дальнейшего  нервно-психического развития и всестороннего  воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в  его жизни имеет чувственный  опыт.

В отечественном  словаре по психологии возрастная сензитивность определяется как присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.

Мнение большинства  ученых совпадает, что именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений  об окружающем мире. Поэтому, сенсорное  воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания.

В младшем дошкольном возрасте ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший  дошкольник начинает активно осваивать  окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Развитие восприятия в разные периоды имеет свои особенности.

В раннем детстве  восприятие остается очень не совершенным. Ребенок не может последовательно  осмотреть предмет и выделить разные его стороны.

Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др. –  не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит  не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

Сенсорное развитие в младшем дошкольном периоде  – это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. В этом возрасте у детей снижаются  пороги ощущений, повышаются острота  зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов.

Восприятие признаков  объекта возникает при выполнении предметной деятельности. У младшего дошкольника обследование предметов  подчиняется преимущественно игровым  целям. На протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется  собственно обследовательскими действиями с предметами с предметом и  превращается в целенаправленное его  опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи  друг с другом.

Л. А. Венгер считает, что в дошкольном возрасте практическое действие с материальным объектом «расщепляется». В нем выделяются ориентировочная и исполнительская части. Ориентировочная часть, предполагающая, в частности, обследование, еще совершается во внешней развернутой форме, но выполняет новую функцию – выделение свойств предметов и предвосхищение последующих исполнительских действий. Постепенно ориентировочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане. У младшего дошкольника меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметами дети переходят к ознакомлению с предметами на основе зрения и осязания. Преодолевается разобщенность между зрительным и осязательным обследованием свойств и возрастает согласованность осязательно-двигательных и зрительных ориентировок. Важнейшей особенностью восприятия детей  выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания.

          Урунтаева Г.А. выделяя период младшего дошкольного возраста в сенсомоторном развитии, считала, что это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления.

Совершенство  восприятия, полнота и точность образов  зависит от того, насколько полной системой способов, необходимых для  обследования, владеет дошкольник. В этом возрасте основное внимание уделяется не изолированным упражнениям  органов чувств, а формированию различных  сенсорных способностей в процессе различных видов осмысленной  деятельности. Поэтому главными линиями  развития восприятия младшего дошкольника  выступает освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских  действий, освоение сенсорных эталонов. и способы их использования.

В результате сенсорного развития младший дошкольник овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра.

Венгер Л.А. для сенсорного воспитания у дошкольников предлагает следующую последовательность введения сенсорных эталонов цвета.

Первым этапом ознакомления с цветом детей  является формирование у них представлений  о цветах. Вслед за этим – подготовительным – этапом начинается ознакомление детей с цветовыми эталонами  – образцами хроматических и  ахроматических цветов. Применяются  все семь цветов спектра, белый и  черный.

В младшем дошкольном возрасте  дети учатся узнавать все  цвета, запоминают их названия. Полученные представления о цветах они применяют  при выполнении заданий, требующих  определения цвета различных  предметов и элементарного обобщения  предметов по признаку цвета (группировки  одного и того же цвета). Дети впервые  знакомятся также и с сочетаниями  цветов – с тем, что цвета могут «подходить» или «не подходить» друг к другу.

  Исследования группы ученых Запорожца, Лисиной и др. показали, что качественные различия между восприятием ребенка раннего возраста и младшего дошкольника связаны с переходом от простейших предметных действий к более сложным видам продуктивной деятельности (рисованию, конструированию, лепке и т.д.), которые предъявляют более высокие требования к детскому восприятию. Ученые пришли к выводу, что возрастные изменения восприятия не могут рассматриваться изолированно от всех других проявлений личности ребенка, поскольку они являются подчиненными моментами в общем ходе изменения его взаимоотношений с окружающей действительностью, в общем ходе развития детской деятельности.  Сенсорные процессы развиваются не изолированно, а в контексте комплексной деятельности ребенка и зависят от условий и характера этой деятельности.

Включение ребенка  в доступные ему виды деятельности способствуют ускорению развития восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс  будет формироваться стихийно и  к концу дошкольного периода  может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.

Таким образом, в  младшем дошкольном возрасте у детей  должны сформироваться сенсорные этапы  – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между  несколькими предметами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Виды игрушек

     Игрушки  так же разнообразны, как и  детские игры, поэтому существуют  различные классификации игрушек:  по тематике и видам игр  (Е.А. Аркин, Е.А. Флерина), по оборудованию игрового процесса и степени их готовности (А.С. Макаренко). Классифицируются игрушки и по возрастам детей, педагогическим принципам, историческим периодам, формам и конструкциям и т.д. [ ].

Чаще в современной  литературе классификация игрушек  строится на основе их использования  в разных видах игр:

1. Сюжетные или  образные игрушки (куклы, фигурки  и т.д.).

Игрушки данного  вида во многом определяют сюжет игры, в этом их основное назначение, отсюда и их название - сюжетные. Они развивают  творчество, уточняют и расширяют  кругозор ребенка, его социальный опыт. Среди них особое место занимает кукла - источник разнообразных переживаний  малыша.

2. Технические  игрушки вводят детей в мир  техники, знакомят с внешним  видом технических предметов  (машины, механизмы, транспортные  средства), с характерными для  них действиями. К ним относятся  игрушечные фотоаппараты, бинокли,  подзорные трубы, летательные  модели, калейдоскопы, детские швейные  машины и многие другие. Также  технические игрушки делятся:  технико-сюжетные, демонстрирующие  производственные процессы или  законы физики, химии и других  наук; конструкторы, строительные наборы, полуфабрикаты для конструирования  и технического изобретательства.

3. Строительные  и конструктивные материалы рассчитаны  на детское конструирование, техническое  изобретательство. Они представляют  комплекты деталей разных форм для сооружений и построек. Большими развивающими возможностями обладают конструкторы нового поколения "LEGO"[].

4. Особое место принадлежит дидактическим игрушкам. Они предназначены для сенсорного и умственного развития и обучения ребенка. Это и народные дидактические игрушки - разноцветные шары, пирамиды, матрешки, грибы, бочонки, мелкие игрушки (вкладыши, бирюльки и др.), и разнообразные игрушки для конструирования - мозаика, палочки и др. Особый вид составляют настольные и печатные игры: лото, парные картинки, квартеты, кубики.

Подбор дидактических игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития речи. Игрушки должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т. д., понимания и употребления слов, обозначающих различные свойства и качества.

5. Игрушки для  подвижных и спортивных игр  предназначены для физического  воспитания. Они очень разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, мячи, серсо, обручи, бильбоке, блошки). Другие способствуют развитию бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки и др.).

6. Театрализованные  игрушки - это куклы (театральные  персонажи, куклы бибабо, куклы  - марионетки), наборы сюжетных фигурок  для разыгрывания сценок по  сказкам. К ним относятся костюмы  и элементы костюмов, атрибуты, элементы  декораций, маски, бутафория и  др.

Информация о работе Теоретические подходы к проблеме воспитания сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста