1. Теории развития человека.
Развитие человека представляет
непрерывную динамику изменений. Эти изменения
особенно очевидны при сравнении младенца,
школьника, взрослого человека и старика.
Развитие человека от момента образования
зародыша будущей жизни до его смерти
называется онтогенезом ( от греч. онто
- сущее+ генез - развитие). Термин онтогенез
был введен немецким биологом Э.Геккелем.
Существует много теорий развития
человека. Большинство зарубежных теорий
можно объединить в 3 подхода:
- Биогенетический
- ребенок рассматривается как существо
биологическое, наделенное от природы
определенными способностями, чертами
характера, формами поведения. Наследственность
определяет весь ход его развития. Среда,
в которой воспитывается ребенок, становится
всего лишь условием позволяющим проявить
то, что дано ребенку до его рождения. (Геккель,
В. Штерн, Карл Бюллер)
- Социогенетический
- ребенок появляется на свет с душой чистой,
как восковая доска (или чистый лист бумаги).
На этой доске воспитатель может написать
все, что угодно, и ребенок, не отягощенный
наследственностью, вырастет таким, каким
его хотят видеть близкие взрослые. В качестве
основного фактора рассматривалась среда,
активность ребенка не учитывалась. ( философ
17в. Джон Локк)
- Конвергенция
двух факторов - оба фактора в равной мере
значимы для психического развития ребенка
и определяют две его стороны. Эти стороны
развития (одна - созревание наследственно
данных способностей и черт характера,
другая - развитие под влиянием ближайшего
окружения ребенка) пересекаются, т.е.
происходит конвергенция. Эта теория рассматривала
вопрос соотношения среды и наследственности
(развитие на 20% определяется средой, а
на 80% наследственностью). Но теория конвергенции
не рассматривала:
- -внутренние
причины психического развития;
-активность ребенка, считая, что он пассивен,
приспосабливается. ( Вильям Штерн, Айзенк).
Современные представления
о соотношении биологического и социального,
принятые в отечественной психологии,
в основном, базируются на положениях
Л.С. Выготского.
Л.С. Выготский подчеркивал
единство наследственных и социальных
моментов в процессе развития.
Наследственность присутствует
в развитии всех психических
функций ребенка, но имеет как
бы разный удельный вес. Элементарные
функции (начиная с ощущений и
восприятия) больше обусловлены
наследственно, чем высшие (произвольная
память, логическое мышление, речь).
Современная возрастная
психология располагает достаточно
развернутой картиной возрастных особенностей
психического развития ребенка в младенчестве,
раннем, дошкольном, младшем школьном
и подростковом возрасте (отрочестве).
В то же время возрастные особенности
стадий онтогенеза, выходящих за пределы
детства, отличаются большей вариативностью
и гетерохронностью и изучены в психологии
меньше. Особенность гетерохронности
( гетеро - греч. другой, хронос - время)
развития означает, что развитие человека,
включая его психическое развитие, происходит
неравномерно как в отношении разных психических
процессов, так и отдельных аспектов индивидуального
психического развития человека. Так,
процессы восприятия характеризуются
ранними сроками развития, тогда как эстетическое
восприятие человека относится к зрелым
периодам его жизни. Формирование самосознания
человека происходит в процессе всей жизни,
но дифференцированное осознание себя
как члена общества характерно для юношеского
возраста. Более того, индивидуально гетерохронность
может выражаться в несовпадении физического,
хронологического, психологического возраста,
в котором могут также наблюдаться неравномерности
умственного, социально - психологического,
эмоционального аспектов развития. Например,
интеллектуально развитый взрослый человек
может демонстрировать социально неадекватные
формы поведения, характерные скорее для
подросткового возраста.
Гетерохронность развития
связана с понятием “сенситивных” и “критических”
периодов развития. Сенситивный период
- это временной диапазон, максимально
чувствительный и благоприятный для развития
той или иной функции, той или иной способности
человека. Например, сенситивным периодом
в развитие речи является возраст от 9
месяцев до 2 лет. Это не означает, что речевая
функция не развивалась ни до, ни после
этого возраста. Это значит, что именно
в этот период ребенок должен иметь опыт
речевого общения, опыт человеческих коммуникаций,
образцы обозначения предметов и явлений
словами, поддержку и поощрение взрослых
в его речевых попытках, желание выразить
свои чувства и желания специфическим
речевым образом. Интересно, что во всех
культурах сенситивный период развития
речи один и тот же.
Разделение жизненного цикла
человека на периоды позволяет лучше понять
закономерности развития человека и специфику
возрастных этапов. Каждый возрастной
этап характеризуется совокупностью специфических
закономерностей развития - основными
достижениями, сопутствующими образованиями
и новообразованиями, определяющими особенности
конкретной ступени психического развития,
в том числе особенности развития самосознания.
Переходы от одной стадии возрастного
развития к другой сопровождаются кризисами
и приводят к изменениям в организации
развивающегося ребенка, сохраняя преемственность
с предыдущими стадиями.