Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2014 в 15:48, контрольная работа
21. Понятие величины. Измерение величин.
22. Значение формирование элементарных математических представлений.
23. Цель и задачи предмет математической подготовки.
24. Генезис представлений о множестве у детей раннего возраста.
25. Формирование элемент.представлений о множестве у детей в дочисловой период.
26. Умение устанавливать взаимооднозначное соответствие.
21. Понятие величины. Измерение величин.Особенн-ти восприятия веливины изучали Венгер, Лаврентьева, Лебедева, Тарунтаева, Белоус. В их исслед-х выделяли детей раннего в-та: 1) дети ран.в-та воспринимают величину недефференцир., целостно. Поэтому на все говорят большой, маленький. Величина-характ-ка, это качество объектов действит-ти, по которой можно сравнивать объекты. Делятся на 2 группы: 1-скалярные(колич.харак-ка), 2-векторные (и колич., +направленность). Величина имеет абсолютную и относит.характ-ки. Абсолютные величины выражаются в метрич.системах и называются размером. 2) При определении величины ребенок раннего в-та доверяет сведениям, полученным зрит.анализатором и при этом не пользуется мышечным опытом. 3) Отсутствует константность восприятия величины (самолет близко-большой, далеко - маленький).С 3 лет нач-ют различать параметры величины (длина, ширина, высота). В такой последов-ти дети начинают познавать величину. Длина-самая длинная протяж-ть в объекте. Ширина-линия, ограничив.объект перпендикулярно линии длины на плоскости основания. Высота-линия, ограничив. Объект на вертик. Плоскости к плоскости основания. После усвоения отдельных параметров дети усваивают понятие толщины в объемных объектах и величину в целом, но уже как совок-ть 3 параметров. К 2 г.дети практически усваивают построение сериац.рядов и не допускают ошибок при их построении, но словами описать могут только к 4-5г. К 5 г.дети могут освоить взаимообратные отношения между элементами сериац.ряда. Введение измерительной деятельности требует: -- опыта дифференцированной
оценки детьми длины, ширины, высоты,
размера предмета в целом, что
позволяет сосредоточить -- умения координировать
движение руки и глаза, что
является непременным условием
точности при выполнении -- определенного уровня
развития счетных умений и
количественных представлений -- способности к обобщению,
являющейся важным фактором
|
22. Значение формир-я элем.мат.представлений. Целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет математическое развитие, которое в то же время не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального.Понятие «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий [20, стр. 7]. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и т. п. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого «ключа» не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной «картины мира». Основа трактовки понятия
«математическое развитие» |
23. Цель и задачи предмат. |
24. Генезис представлений о |
25. Форми-ние элемент.представлений о множестве у детей в дочисловой период. Во второй младшей группе у детей формируются разнообразные практические действия с совокупностями однородных и разнородных предметов. Они направлены на усвоение детьми отношений «равенство» и «неравенство». Обучение в этот период характеризуется формированием количественных представлений, отражаемых в устной речи, так называемый «дочисловой» период. У детей 3 лет формируются представления о единичности и множественности объектов и предметов. В процессе упражнений, объединяя предметы в совокупности и дробя целое на отдельные части, дети овладевают умением воспринимать в единстве каждый отдельный предмет и группу в целом. В дальнейшем при знакомстве с числами и их свойствами это помогает им освоить колич.состав чисел. В процессе разнообразных
практических действий с совокупностями
дети усваивают и используют в
своей речи простые слова и
выражения, обозначающие уровень колич.
представлений: много, один, по одному,
ни одного, совсем нет (ничего нет), мало,
такой же, одинаковый (по цвету, форме),
столько же, поровну; столько, сколько;
больше, чем; меньше, чем; каждый из всех.
В дочисл.период обучения дети осваивают
различные действия с совокупностями:
образование множества предметов, дробление
на составные элементы, выделение из них
отдельных предметов, группировка по свойству,
характеризующему данное множество, определение
принадлежности или непринадлежности
элемента к данному множеству, нахождение
количества предметов, адекватного предъявленному
образцу, осуществление количественного
анализа предметов окружения, сравнение
совокупностей предметов. |
26. Умение устанавливать взаимоодн |
29. Особ-ти развития представлений
о натур.ряде чисел. Представление о числах, их последов-ти,
отношениях, месте в натур. ряду формируется
у детей дош. возраста под влиянием счета
и измерения. Большое значение при этом
имеют операции классиф-и и сериации. Для
формирования у детей представлений о
натуральном ряде чисел (последовательности,
месте числа) их знакомят с образованием
числа (в пределах 5) в процессе сравнения
двух множеств предметов и увеличения
или уменьшения одного из них на единицу.На
протяжении всего этого периода обучения
уделяется большое внимание сравнению
множеств предметов по количеству составляющих
их элементов (как без счета, так и в сочетании
со счетом), уравниванию множеств, отличающихся
одним элементом, установлению взаимосвязи
отношений «больше — меньше» (если мишек
меньше, то зайцев больше). |
28. Концепции формир-ния представлений о числе.1. 1.Концепция форм-я понятия числа
на основе симультанного(целостного без
сосчитывания) восприятия множества.Основу
этой концепции составляет психол.теория
восприятия групп предметов.Р-к воспринимает
множество и наз-ет кол-во числом,не считая
элементы-психол.явление субитации чисел(узнавания
чисел без счета).Был разработан монографический
метод(описательный)-метод изучения чисел.В
19в.в Германии оснк-Адольф Грубе сч-л идею
числа врожденной.Цель пед-га-создать
условие,при кот.это врожденное понятие
проявится.Внесение счетных палочек.Он
предлагал непосредственным созерцанием
изучать числа в пределах 100.Изучение числа,его
состава шло через описание состава.Это
описание было через союз и (10-это 5 и 5,9,и
1).Рез-т описания записывался детьми в
тетр.в спец.таблицу,заучивался. Метод
Грубе разраб-ся Евтушевским3.Вильгельм
Лай,нем пед-г.в 1872 написал книгу «Рез-ты
дид.опытов и рек-ции к форм-ю у детей понятия
числа в обучении арифметике.В ней описал
дид.мат-л,кот наз.квадратные числовые
фигуры Лая.1э.Изучались числа в пределах
20.2э.Изучался состав числа (напр .закрытие
одной из точек).2.Концепция форм-я понятия
числа на основе арифмет. действий.На основе
этой концепции был разраб-н вычислительный
метод,т.е .метод изучения действий,вычисления.Основа
концепции-теория счета.Осн-к рус.учитель
Петр Гурьев.Выступал в научно обществе
и рассказал о форм-и понятия числа,но
его не поддержали. Позже Адольф Дистервег
выдвинул аналог.идею в берлинском обществе,его
поддержали,рек-ли исп-ть Германии,
России. Вычислит.метод, разработывают
Гольденберг,Еговор,Шохор- |
30. Методика обучения колич.счету. Счетную деят-ть так же как и др.деят-ть характ-т цель, процесс, результат. Цель в колич.счете – узнать сколько ,в порядковом – который по счету. В период дочислового обучения формируется чувственная основа дальнейшего овладения счетом: расчлененное восприятие совокупности, практическое установление поэлементного соответствия, общая количественная оценка, что стимулирует потребность в определении некоторого количества предметов конкретным числом. Многие дети еще до систематического обучения счету пользуются числами при определении небольших совокупностей (в пределах 2—4).Одна из основных программных задач обучения детей пятого года жизни состоит в формировании у них умения считать, выработке соответствующих навыков и на этой основе развитии представления о числе.Счет как деятельность с конечными множествами включает следующие структурные компоненты: цель (выразить количество предметов числом), средства достижения (процесс счета, состоящий из ряда действий, отражающих степень освоения деятельности), результат (итоговое число).Наибольшую сложность для детей представляет достижение результата счета, т. е. итог, обобщение. Выработка умения отвечать на вопрос «сколько?» словами много, мало, один, два, столько же, поровну, больше, чем... ускоряет процесс осмысления детьми значения итогового числа при счете.В ходе упражнений по обучению счету необходимо сформировать у детей умение соотносить называемое по порядку число с одним из предметов, не пропускать предметы, числа и не называть их повторно. Дошкольники должны усвоить, что последнее из названных при счете чисел дает ответ на вопрос о количестве предметов в пересчитываемой группе.Формирующееся у детей представление о числе многопланово: число как показатель мощности множества, итог счета, порядок следования и место в общей последовательности чисел, количественное значение.Обучение счету путем поэлементного сопоставления двух предметных множеств помогает подготовить детей к познанию отношений между числами.С целью предупреждения ошибок у детей (пропуск чисел и предметов, повторение счетных действий в ответ на вопрос «сколько?», использование слова раз и др.) довольно длительный период обучения счету делят на два этапа.Цель первого этапа состоит в ознакомлении детей с назначением счета, обучении умению отвечать на вопрос «сколько?», называя при этом последнее при счете число. Счет предметов, предварительное сравнение их (1 и 2, 3 и 2, 3 и 4) осуществляет педагог, а дети, наблюдая процесс счета, отвечают на вопросы: «Сколько всего кукол? мишек? По скольку мишек и кукол? (Поровну, по три.) Чего больше (меньше)?»В ходе таких упражнений педагог переводит детей от дочислового сравнения к сравнению с помощью чисел: «Кукол две, а мишек три. Кукол меньше, чем мишек. Число 2 меньше числа 3». Для закрепления материала достаточно провести четыре-пять таких упражнений на двух-трех занятиях.Цель второго этапа обучения состоит в формировании у детей счетных умений, знакомстве с образованием каждого следующего числа на основе добавления предмета к одному из сравниваемых множеств. Наглядный материал для обучения подбирается с учетом доступности выделения детьми качеств, признаков и свойств предметов. Сначала используются предметы, имеющие качественные различия (большие и маленькие, красные и зеленые яблоки), затем отличающиеся родовыми признаками (яблоки и груши). Это могут быть игрушки, объекты окружения, их изображения, модели геометрических фигур и т. д. |
Информация о работе Теория и методика развития математики детей