Теория личности А.Адлера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 23:26, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы определила и цель исследования- изучение индивидуальной теории личности, ее особенности и основные аспекты.
В соответствии с целью работы можно выделить следующие задачи:
- изучить основные аспекты данной теории;
-рассмотреть основные составляющие теории личности Адлера;

Вложенные файлы: 1 файл

реферат педагогика.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального мастерства

«Пензенский государственный университет»

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Педагогика»

на тему

«Теория личности А.Адлера»

 

 

 

 

Выполнил:  
ст. гр.  13ЗЭЭ1

А.В. Горшкова

____________________

(подпись,  дата)

 

Проверил:  
Е.Н.Буклин

____________________

(подпись,  дата)

 

 

Пенза, 2014

 

 

Введение

В настоящее время очень высок интерес к вопросам личности, индивида и поиска смысла человеческого существования. Многие люди в процессе своей жизни пытаются понять, кто они и что они значат. Стремясь разобраться в своем поведении, они начинают исследовать и изучать человека с разных аспектов.

Одной из важный проблем, господствующих в настоящее время, является проблема осознания неизученных сторон личности, сосредоточение прежде всего на том, что происходит с индивидом в настоящее время и каковы его основные состояния( физические и психологические). Когда психологи обращаются к изучению личности, то, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются - это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, характер и темперамент, соотношение сознательного и несознательного и многое другое - это характеристики, с которыми приходиться иметь дело при рассмотрении психологического портрета личности. Именно поэтому создавалось и создается множество различных теорий личности.

Важным этапом в истории стало появление несвязанных между собой теорий, авторы которых стремились расширить подход Фрейда к личности. Фрейд привлекал и воодушевлял многих интеллектуалов, разделявших его взгляды. Часть остались верны психоанализу как теоретической системе. Другие пошли в ином направлении и заняли собственные позиции. К одним из таких противников теории Фрейда можно отнести А.Адлера, основоположника теории личности, впоследствии названной индивидуальной.

Актуальность данной темы определила и цель исследования- изучение индивидуальной теории личности, ее особенности и основные аспекты.

В соответствии с целью работы можно выделить следующие задачи:

- изучить основные аспекты данной  теории;

-рассмотреть основные составляющие  теории личности Адлера;

1. Предыстория создания  индивидуальной теории личности

Альфред Адлер - знаменитый австрийский психолог, который имея собственный опыт борьбы с физическими недугами с самого начала посвятил себя проблеме неполноценности органов, их компенсации и социальному интересу.          В 1902 г. он знакомится с З. Фрейдом и начинает посещать кружок, который собирается по средам. В 1907 г. выходит его первая крупная работа "Исследование неполноценности органов".[1] 

Постепенно во взглядах Адлера стали появляться все большие расхождения с Фрейдом. В своих теориях Адлер не рассматривал либидо, как энергию, связанную только с сексом, он считал, что это чисто психическая энергия, не обязательно связанная с инстинктом. Он утверждал, что теоретические проявления либидо – миф. Кроме того, Адлер утверждал, что «главным в этиологии неврозов является не ядерный комплекс, а мужской протест». При этом Эдипов комплекс всего лишь стадия мужского протеста, причем незначительная. Мужской протест, по Адлеру, заключается в том, что мужчина никогда не избавляется от сомнения, возникающего еще в детстве, действительно ли он мужчина. Он стремиться к идеальным мужским качествам – обладанию свободой, любовью, властью, завоеванию женщин и друзей, преобладанию или превосходству над другими.[3]

Как видим, Адлер расходился с Фрейдом в принципиальных вопросах. Адлер считал, что подсознание не существует, дети асексуальны, а сексуальное влечение не играет главной роли в образовании неврозов. Фрейд не мог принять позицию Адлера. Он выступил на конгрессе, где сказал, что Адлер делает упор на недостаточность ошибочно, потому что он биолог.

Основными отличиями теории А. Адлера от теории З. Фрейда являются:

  1. целевой детерминизм (в отличие от причинного у Фрейда)- предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения;
  2. признание изначально социальной природы человека;
  3. стремление человека к совершенству;
  4. понимание психической жизни как целостной индивидуальности, движимой жизненными целями.

 

          Адлер и Фрейд существенно отличались друг от друга по темпераменту, возрасту, методам работы. Движение ума Адлера можно рассматривать как движение по горизонтали, а Фрейда - по вертикали. Идеи Адлера носили широкий, всеобъемлющий характер, охватывая разнообразие отношений человека с окружающим миром. Фрейд практически игнорирует внешнее, изучая интрапсихические механизмы. Для Адлера характерен иной подход к объяснению динамики психического. В своих работах он тяготел к анализу психического как целого, не делимого на отдельные части. [7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основные положения теории личности

2.1 Общие сведения о  теории

Индивидуальная психология - теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки в процессе движения к своим жизненным целям.[6]

Адлер был убежден в том, что главная цель теории личности – служить экономным и полезным ориентиром для терапевтов, а по большому счету и для любого человека на пути изменений в сторону психологически более здорового поведения.[5] Он сформулировал очень экономичную теорию личности в том смысле, что в основании всего теоретического сооружения лежит ограниченное количество ключевых концепций и принципов.Представление о том, что человек является единым организмом составляет главную посылку адлеровской психологии. Адлер дал своей теории название "индивидуальная психология", поскольку с латыни "individuum" переводится как "неделимый" – то есть означает сущность, которую нельзя разделить.. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни. Теория Адлера основана на семи основных понятиях и принципах. Ими являются:

1) чувство неполноценности и  компенсация;

2) стремление к превосходству;

3) стиль жизни;

4) творческое Я;

5) порядок рождения;

6) фикционный финализм.

 

2.2 Чувство неполноценности и компенсация

В самом начале своей карьеры, когда он еще сотрудничал с Фрейдом, Адлер опубликовал монографию, озаглавленную "Исследование неполноценности органа и ее психической компенсации" . В этой работе он развил теорию о том, почему одно заболевание беспокоит человека больше, чем другое. Он предположил, что у каждого индивидуума какие-то органы слабее других, и это делает его более восприимчивым к болезням.

Более того, Адлер считал, что у каждого человека происходит заболевание именно того органа, который был менее развит. Адлер впоследствии наблюдал, что люди с выраженной органической слабостью часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию мастерства или силы. Таким образом, неполноценность органа, то есть его врожденная слабость или недостаточное функционирование, может приводить к впечатляющим достижениям в жизни человека. Адлер говорил о том ,что процесс компенсации имеет место в психической сфере: люди часто стремятся не только компенсировать недостаточность органа, но у них также появляется субъективное чувство неполноценности, которое развивается из ощущения собственного психологического или социального бессилия.[3]

Комплекс неполноценности и его истоки. Адлер полагал, что чувство неполноценности берет свое начало в детстве. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, т.е.стремление к совершенству и безупречности. Таким образом, согласно Адлеру, все, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства. В результате появляется комплекс неполноценности – преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности.[4]

 Адлер различал три вида  страданий, испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности.Во-первых, у детей с какой-либо врожденной физической неполноценностью может развиться чувство психологической неполноценности. С другой стороны, дети, родители которых чрезмерно их балуют, потворствуют им во всем, вырастают недостаточно уверенными в своих способностях, потому что за них всегда все делали другие. Их беспокоит глубоко укоренившееся чувство неполноценности, так как они убеждены, что сами не способны преодолевать жизненные препятствия. Наконец, родительское пренебрежение детьми, отвержение может стать причиной появления у них комплекса неполноценности по той причине, что отвергаемые дети в основном чувствуют себя нежеланными.

В ответ на появления чувства неполноценности, у индивидуума может появиться гиперкомпенсация и, таким образом, развивается то, что Адлер назвал комплексом превосходства. Этот комплекс выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности. Соответственно, человек, обладающий комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным.

 

2.3 Стремление к превосходству

Как уже было отмечено, Адлер полагал, что чувство неполноценности является источником всех устремлений человека к саморазвитию. В своих ранних размышлениях он был убежден в том, что великая движущая сила, управляющая человеческим поведением, – это агрессивность. Позднее он отказался от идеи агрессивных устремлений в пользу "стремления к власти". Это была та стадия развития теории Адлера, когда он выдвинул идею "маскулинного протеста" – формы гиперкомпенсации, которую оба пола используют в попытке вытеснить чувства несостоятельности и неполноценности. Однако со временем Адлер отказался от концепции маскулинного протеста. Взамен он выдвинул более широкое положение, согласно которому люди стремятся к превосходству, и это состояние полностью отличается от комплекса превосходства. Таким образом, в его рассуждениях о конечной цели человеческой жизни было три различных этапа: быть агрессивным, быть могущественным и быть недосягаемым.[1]

В последние годы жизни Адлер пришел к выводу о том, что стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни. Он рассматривал стремление к превосходству, как главный мотив в своей теории.

Адлер был убежден в том, что стремление к превосходству является врожденным и что мы никогда от него не освободимся, потому что это стремление и есть сама жизнь. Тем не менее, это чувство надо воспитывать и развивать, если мы хотим осуществить свои человеческие возможности. Адлер полагал, что этот процесс начинается на пятом году жизни, когда формируется жизненная цель.Адлер предлагал разные идеи о природе и действии стремления к превосходству. Выделим основные из них:

  1. он рассматривал его как единый фундаментальный мотив, а не как комбинацию отдельных побуждений.
  2. он установил, что это великое стремление вперед и вверх по своей природе универсально: оно является общим для всех.
  3. превосходство как цель может принимать как негативное (деструктивное), так и позитивное (конструктивное) направление. Негативное направление обнаруживается у людей со слабой способностью к адаптации. Хорошо приспосабливающиеся люди, наоборот, проявляют свое стремление к превосходству в позитивном направлении.
  4. Адлер утверждал, что стремление к превосходству сопряжено с большими энергетическими тратами и усилиями. В результате влияния этой силы, сообщающей жизни энергию, уровень напряжения у индивидуума скорее растет, чем снижается.
  5. стремление к превосходству проявляется как на уровне индивидуума, так и на уровне общества. Мы стремимся стать совершенными не только как индивидуумы или члены общества – мы стремимся совершенствовать саму культуру нашего общества. [2]

Таким образом, Адлер описывал людей живущими в согласии с внешним миром, но постоянно стремящимися его улучшить.

2.4 Стиль жизни

Стиль жизни ("жизненный план", или "путеводный образ") представляет собой наиболее характерную особенность динамической теории личности Адлера. Согласно Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.

Понятия неполноценности и компенсации лежат в основе наших стилей жизни. Адлер пришел к выводу, что в детстве мы все чувствуем себя неполноценными или в воображении, или в реальности, и это побуждает нас компенсироваться. Например, ребенок с плохой координацией может сосредоточить компенсаторные усилия на выработке атлетических качеств. Его поведение, направляемое осознанием своих физических ограничений, становится, в свою очередь, стилем его жизни – комплексом активности, направленной на преодоление неполноценности. [6]

Информация о работе Теория личности А.Адлера