Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 12:39, реферат
Ежегодный прирост научно-технической литературы во всем мире составляет сейчас 60 млн. страниц. Но это не предел. Ученые подсчитали, что в начале ХХI века объем информации возрастет в 10 раз! Как же научиться управлять информационным потоком, как выделять самое важное и необходимое в данный момент. Оказывается это вполне решаемая задача.
Конечно, современная техника помогает ориентироваться в этом потоке. Но как бы ни была совершенна техника, последнее слово всегда за человеком.
Наблюдения ученых показали, что большая часть населения планеты читает с такой же скоростью, как и 100 лет назад, это 250-300 слов в минуту.
Введение о технике быстрого чтения
Читать или Скоро. Читать.
Психологическая настройка при чтении.
Проговаривание лов – тормоз для овладевания методики скорчтения
Читайте слова наоборот (упражнение на концентрацию мыслей)
Недостатки традиционных методов чтения.
Почему мы читаем с регрессиями.
Почему нельзя читать лёжа.
Пять золотых правил гигиены зрения.
Что даёт быстрое чтение.
Семь золотых правил быстрого чтения.
Литература
Как показали
исследования, в результате специальной
тренировки можно развить у читателя
способность мгновенно
Ты способна и в сахаре выискать «соль», Фразу - в только намекнутом слове.
Явление антиципации возможно только в том случае, когда мышление активно работает в продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное - это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста.
Явление антиципации закономерно и в значительной степени объясняется избыточностью текста, составляющей, как мы уже знаем, 75%.
Таким образом, при обучении быстрому чтению способность антиципировать является основным фактором формирования своеобразного чутья к фразовым стереотипам и накопления достаточного словаря текстовых штампов. Выявление фразовых стереотипов - одна из первых предпосылок выработки автоматизма смысловой обработки текста.
ЧТО ДАЁТ БЫСТРОЕ ЧТЕНИЕ
«Сегодня пришел домой и решил попробовать читать методом быстрого чтения. И неожиданно получилось. Результат удивил меня. Случилось странное. Я не читал в традиционном смысле этого понятия, а быстро скользил глазами по тексту и при этом мгновенно анализировал: что нужно запомнить и что отбросить. Строчки пробегали плавно и быстро, как титры в кино. Словно не было ни строчек, ни слов, а были факты, которые всплывали и врезались в сознание, в воображение как бы сами собой. Чтение шло легко и свободно, и это доставляло удовольствие» — так писал в дневнике Виктор Панкратов, техник одного из ленинградских предприятий, самостоятельно освоивший метод быстрого чтения. Что же дает этот метод рядовому читателю? Лучше всего на этот вопрос ответят те, кто уже работает по предлагаемой методике, а также бывшие слушатели курсов быстрого чтения.
Проведенные социологические исследования среди обученных убедительно доказали эффективность методики. Основное преимущество большинство видит в возможности ежедневно читать необходимый объем литературы. Особенно много дает быстрое чтение учащейся молодежи.
Лаборант одного из предприятий г. Молодечно Минской области В. Причина писал нам: «Техника быстрого чтения дала очень много. Скорость чтения возросла в несколько раз. Я успеваю за 1,5—2 часа в сутки прочитать 2—3 газеты, иногда журнал. Кроме того, удается быстро найти нужный материал в учебниках. Часто читаю такое солидное издание, как «Юманите». Смысл прочитанного понимаю гораздо быстрее, быстрее нахожу незнакомые слова в словаре. После просмотра телевизионных программ многие публикации в газетах пробегаю мгновенно, поскольку они содержат знакомый материал. Намного улучшилась память. Стал замечать, что во время разговоров, бесед, встреч некоторые факты, слова, события всплывают в памяти как бы сами собой. Иногда вспоминаю точные цитаты, казалось бы, ненужные в дальнейшем цифры целые высказывания. Внимание стало более стабильным: могу читать даже при работающем телевизоре». I
Приведенное высказывание достаточно полно отвечает на поставленный вопрос.
Мы уже
знаем, что быстрое чтение используется
не только для чтения научных и
учебных текстов. Естественно, возникает
вопрос: не ухудшается ли чтение
художественной литературы? Есть законное
опасение, что человек, научившись читать
быстро технические тексты, так же быстро
будет читать и художественную классическую
литературу. Не обеднится ли при этом восприятие?
Как показал опыт, подобные опасения напрасны. Человек, читающей быстро, не становится рабом скорости. Приобретая навыки быстрого чтения, он совершенствует и другие способы чтения. А что касается глубины восприятия, то быстрое чтение развивает и эту особенность человеческой психики. «Быстрое чтение приблизило нас к искусству,— писали освоившие этот метод,— так как эти занятия способствовали развитию образного мышления. Описания природы, сравнения, метафоры и эпитеты проходили ранее при чтении художественной литературы мимо нашего сознания. Оказывается, мы раньше просто не способны были воспринимать их в тексте...»
Освоение техники быстрого чтения действительно представляет собой процесс комплексного воздействия на различные стороны психической деятельности человека. Образно говоря, в процессе обучения реализуется программа технического перевооружения мозга. Происходит перестройка сознания, ломаются сложившиеся стереотипы мышления.
Наша заключительная, десятая беседа посвящена подведению итогов освоения техники быстрого чтения.
Как суммировать
все, чему вы научились? Мы предлагаем
золотые правила быстрого чтения,
которые могут служить и
Семь золотых правил быстрого чтения
Первое — читать без регрессий.
Второе — читать
по интегральному алгоритму
Третье — всегда выделять доминанту — основное смысловое значение текста.
Четвертое — читать без артикуляции.
Пятое — читать вертикальным движением глаз.
Шестое — постоянно развивать свое внимание и память.
Седьмое — выполнять ежедневно обязательную норму: читать две газеты, один журнал (научно-технический или научно-популярный) и 50—100
страниц любой книги.
Литература
Андреев О.А. Хромов Л.Н. Учимся быстро читать.
Авоян Р. Г. Значение в языке.—М., 1985.
Гиппенрейтер Ю.
Б. Движение человеческого глаза.—М.,
1978.
Глезер В. Д. Зрение и мышление.—Л., 1985.
Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности.—М.,
1965.
Липкова И. Я. Ты и твоя книга. М., 1981.
Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти. М., Степанищев А. Т. Читать можно быстрее.— М., 1988.