Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 06:19, методичка
В отечественной литературе содержится несколько вариантов типологии. Достаточно вспомнить одну из первых, предложенную А.Н.Тихоновым и А.Д.Иванниковым еще в 1994 г., и с которой согласилось большинство специалистов.
Тихонов А.Н. - в 1994 г. первый заместитель председателя Госкомвуза РФ, д.техн.н., профессор, академик РАО;
Иванников А.Д. - вице-президент Ассоциации международного образования, д.техн.н., профессор.
Мнение специалистов | В отечественной
литературе содержится несколько вариантов
типологии. Достаточно вспомнить одну
из первых, предложенную А.Н.Тихоновым
и А.Д.Иванниковым еще в 1994 г., и
с которой согласилось большинство
специалистов.
Тихонов А.Н. - в 1994 г. первый заместитель председателя Госкомвуза РФ, д.техн.н., профессор, академик РАО; Иванников А.Д. - вице-президент Ассоциации международного образования, д.техн.н., профессор. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Опыт применения информационных технологий | В мировой практике
дистанционного обучения, писали они,
применяются следующие
При этом также используются компьютерные электронные учебники или электронные учебники на лазерных дисках (Авторы не указывают на возможности использования "всемирной паутины" (www), т.к. ко времени написания статьи (1994 г.) данный ресурс находился только в стадии становления.). Несмотря на быстрое развитие информационных технологий и широкий спектр их применения в дистанционном обучении обычные печатные издания остаются неотъемлемой частью дистанционного обучения. В России это особенно важно, так как российские студенты, в отличие от их западных коллег, привыкли к книжкам больше, чем к видеокассетам. Все дистанционные курсы должны быть основаны на базовых учебниках, издаваемых большими тиражами, причем эти учебники не обязательно могут быть ориентированы на дистанционное обучение, но должны содержать основную информацию, давать основные знания. Очень важно иметь и печатные методические материалы к каждому учебному курсу. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Доставка учебного материала | Доставку основного
материала в виде текста или графики
можно осуществлять через компьютерные
сети. В наиболее простом виде эти
технологии применяются в национальных
и мировых компьютерных сетях
типа Internet, Bitnet, EUNet. Одна из возможностей
- использование протокола передачи файлов
(FTP протокола). Материалы для изучения
и справочные материалы хранятся в архивах
на серверах глобальных компьютерных
сетей и могут быть запрошены обучаемыми,
подключенными к данной сети в оперативном
режиме или через асинхронную электронную
почту.
Итак, основной объем материалов для изучения должен быть предоставлен в виде печатных изданий, так как в подобной форме его легче читать и усваивать. Но наиболее современные, свежие материалы, дополнительную информацию и методические пособия удобнее передавать через электронные средства связи: в этом случае обеспечивается практически мгновенная доставка информации. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технология видеозаписей и телевидения | Видео - очень
полезная технология применительно
к дистанционному обучению. Видеопленки
позволяют огромному числу студентов
прослушивать лекции лучших преподавателей.
Видеокассеты с лекциями могут быть использованы
как в специальных видеоклассах, так и
в домашних условиях. В американских и
европейских курсах основной материал
излагается в печатных издания и на видеокассетах.
Нет сомнений в том, что и у нас такая система подачи изучаемого материала скоро приобретет огромную популярность. И все же не все курсы необходимо подкреплять видеоматериалами: российские студенты менее привыкли к видео, чем западные; если материалы курса состоят из книги и видеокассеты, то российский студент, скорее всего сначала примется за книгу, а уж потом - за видеокассету. Если в курсе необходима визуальная информация, и ее невозможно дать в печатном виде, то тогда необходимость видеоматериалов очевидна. Если видеопленка - всего лишь запись лекции без каких-либо дополнительных специальных иллюстраций, то тогда она может быть полезной, но не необходимой. В нынешних российских условиях нет ни психологических, ни технических препятствий к использованию видеообучения: значительная часть населения имеет видеоаппаратуру дома; есть множество пунктов видеопроката, где население может арендовать видеокассеты с записями за небольшую плату. По тому же принципу можно создать центры дистанционного обучения, где можно будет получить в прокат видеопленки с обучающим материалом. Телевидение играет очень большую роль в жизни российских людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Можно транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а можно впоследствии проверять знания при помощи кредитных тестов и экзаменов. Но данная технология может применяться только для большой аудитории, например, для изучающих иностранные языки или основы каких-либо наук. Трудно использовать национальное или даже городское телевидение для курсов более узкой направленности. Кабельное телевидение широко распространено в крупных городах. Большинство населения этих российских городов ощутило его пользу, поскольку вещание ведется примерно 4-6 часов в день. Студии кабельного телевидения могут стать центрами распространения тех видеоматериалов, которые не разрешено копировать. Многие обучающие теле- и радиопрограммы передаются через спутниковое телевидение. Например, международная организация INTELSAT, основанная в 1971 году, позволяет транслировать обучающие программы практически на весь мир, предоставляя для этого все свои 15 спутников. Среди развивающихся стран Индонезия была первой страной, основавшей национальную спутниковую систему для системы образования. Эта сеть объединила 11 университетов на разбросанных в море островах. Спутниковые каналы позволяют также организовывать коммуникационные сети ISDN, которые позволяют передавать в цифровом виде одновременно видеоизображение, звук, текст и копии документов. Оптоволоконные сети ISDN также весьма эффективны. Но они пока еще очень дорогие; к тому же трудно опутать оптическими кабелями всю Россию. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Электронные учебники и CD-ROM | Мощной технологией,
позволяющей хранить и В отличие от книги, эта технология позволяет подавать материал в динамичной графической форме. Оперативное общение преподавателей и студентов является неотъемлемой частью процесса дистанционного обучения. Во время такого общения студенты могут консультироваться у преподавателей, обсуждать с ними проекты, решения, оценки. Это так же позволяет преподавателям наблюдать за ходом усвоения материала и организовывать обучение на основе индивидуального подхода. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Телефония | Асинхронная система
общения между преподавателем и
студентом, необходимая для обмена
информацией (вопросы, советы, дополнительный
материал, контрольные задания), позволяет
обучаемым и преподавателям анализировать
полученные сообщения и отвечать на них
в любое удобное время.
Одним из видов асинхронного общения является голосовая почта, когда студент звонит по какому-то определенному номеру телефона и его вопросы записываются на пленку. Далее преподаватель прослушивает запись и записывает свой ответ на другую пленку, которую студенты, в свою очередь, может прослушать в асинхронном режиме. Голосовая почта широко используется в дистанционном обучении США. На данный момент наиболее популярным видом асинхронных коммуникаций являются глобальные телекоммуникационные компьютерные сети. Вполне очевидна выгода использования международных и национальных сетей типа Internet, Bitnet, TUNet. При наличии
доступа к интегрированным Технологии дистанционного обучения, используемые в России
Имеющийся опыт проектов дистанционного обучения в России позволяет выделить три набора информационных технологий для этих целей: Набор 1 - наиболее дешевая группа технологий; эти технологии можно внедрять в широком масштабе без каких-либо трудностей; они достаточны для людей, имеющих сильную мотивацию к обучению. Набор 2 - требует больших вложений. Этот набор технологий является перспективным для России на ближайшие 5-7 лет (т.е до 2000 г.-ред.) Набор 3 - дает максимальные возможности. Но для этого необходимо создать спутниковые видеоцентры и оптоволоконные глобальные сети. Требуются существенные капитальные вложения. Тем не менее, постоянное снижение стоимости этих информационных технологий сделает массовое использование такого набора вполне реальным. Наборы информационных технологий дистанционного обучения
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Резюме | Заключая, считаем
необходимым отметить, что дистанционное
обучение в условиях России крайне
важно. С точки зрения информационных
технологий наиболее простым вариантом
является использование электронной
почты, печатных материалов и видеокассет.
Эти технологии доступны уже сейчас и
могут широко использоваться. Но для развития
полномасштабного дистанционного обучения
необходимо развитие информационных ресурсов,
доступных по системам электронных телекоммуникаций,
электронных библиотек и центров спутникового
телевидения по всей России.
Примечание:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Типология технологий Минобразования России | На заседании Коллегии Минобразования России 26.06.02 была распространена "Справка об итогах эксперимента в области дистанционного обучения и перспективах развития дистанционных образовательных технологий", составители которой дали свою типологию технологиям с учетом развития ИКТ в России к XIXв. (приводиться в сокращении без комментариев). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практикум | Произошедший
в последние десятилетия XX века стремительный
прогресс в области информационно- Получили развитие комплексные кейс-технологии, Интернет (сетевые) и телевизионно-спутниковые методы ДО. В настоящее время во многом благодаря эксперименту по уровню развития современных электронных средств обучения отдельные вузы России находится в одном ряду с ведущими университетами индустриально развитых стран Запада. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные дистанционные образовательные технологии | Корректная
классификация применяемых
Данные признаки
можно иерархически упорядочить
и получить укрупненные группы дистанционных
образовательных технологий. Так, в
ходе эксперимента в наибольшей степени
исследовались следующие
Следует отметить, что единая нормировка параметров дистанционных технологий без учета разновидности предоставляемого образования и других существенных отличий не целесообразна. Поэтому нормирование и стандартизация ДО должны включать корректную иерархическую процедуру отнесения конкретной технологии того или иного вуза к определенному классу технологий, предшествующую любым проверкам на соответствие установленным нормам. Основными характеристиками выделенных групп дистанционных образовательных технологий являются следующие. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комплексные кейс-технологии | Технологии основаны
на самостоятельном изучении печатных
и мультимедийных учебно-методических
материалов, предоставляемых обучаемому
в форме (кейса). При этом существенная
роль отводится очным формам занятий.
Эти занятия включают установочные лекции,
а главное - активные семинарские, тренинговые,
игровые формы, а также консультационные
и контрольно-проверочные формы. Во многих
случаях акцент делается на активную работу
обучаемых в составе групп со специально
подготовленными преподавателями-тьюторами.
Технологии этой группы используют компьютерные
сети и современные коммуникации для проведения
консультаций, конференций, переписки
и обеспечения, обучаемых учебной и другой
информацией из электронных библиотек,
баз данных и систем электронного администрирования
вузов. Важным достоинством этой группы
технологий является возможность более
оперативного руководства обучаемым,
его воспитания в процессе общения с преподавателем
и группой, что является неоспоримым преимуществом
традиционных форм очного обучения.
В целом, внедрение кейс-технологии в учебный процесс представляет собой менее радикальный переход к ДО, связанный со стремлением сохранить и использовать богатые возможности традиционных методов обучения. Данный подход целесообразно рекомендовать вузам, реализующим заочную форму обучения, в качестве одного из современных направлений совершенствования заочного образования. К вузам-участникам эксперимента, успешно использующим такие технологии, относятся ВЗФЭИ, РУДН, МИМ ЛИНК, МГИУ, МЭСИ, Воронежский экономико-правовой институт, Владимирский государственный университет, Московская финансово-юридическая академия (МФЮА), Московский институт экономики и права, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации (в некоторых вузах наряду с этим активно развиваются сетевые технологии, связанные с применением электронных учебников и обучающих программ). Особенностью учебно-методических материалов, используемых в данной группе технологий, являются следующие характеристики:
Другим важным элементом этих технологий являются очные занятия, периодически проводимые с использованием комплексных форм, рассчитанных на практическое применение обучаемым различных знаний и навыков, полученных в ходе самостоятельного изучения и осмысления больших самостоятельных блоков учебного материала. Здесь широко применяются игровые, тренинговые формы, моделирующие профессиональную деятельность обучаемого индивидуально или в составе группы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных | Такие технологии
разработал и успешно применяет Современный
гуманитарный институт. Коллективом института
создана информационно-спутниковая образовательная
технология, позволяющая обеспечивать
200 учебных центров (филиалов и представительств)
в Российской Федерации и странах СНГ
цифровыми и библиотечными ресурсами,
вести телевизионные занятия по 4-м каналам.
В основу образовательной технологии положен модульный принцип, предполагающий разделение дисциплины на замкнутые блоки (юниты), по которым предусмотрены контрольные мероприятия. Во всех учебных центрах образовательная технология идентична. По всем дисциплинам разработан стандартный набор занятий - нормокомплект в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. При этом используются такие формы аудиторных занятий, как вводные и модульные лекции, телевизионная курсовая работа, телетьюторинги по подготовке к выполнению курсовой работы и экзамена, индивидуальные и групповые тренинги умений и навыков, модульные и экзаменационные тестирования, проведение консультаций по Интернет в асинхронном режиме, обеспечивающих контакт студентов всех учебных центров с квалифицированными преподавателями и другие. Мониторинг качества усвоения знаний студентами реализуется с помощью системы электронного тестирования. Разработаны следующие этапы мониторинга качества усвоения знаний:
Текущую аттестацию осуществляет Аттестационный центр СГИ (220 преподавателей). Итоговую аттестацию (государственные экзамены и защита выпускных работ) организует Центр итоговой аттестации базового вуза на основе региональных экстерриториальных центров по итоговой аттестации. Создана система 23 экстерриториальных кафедр, позволяющая объединить потенциал преподавательского состава вузов 127 городов Российской Федерации. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Компьютерные сетевые технологии | Данные технологии
характеризуются широким использованием
компьютерных обучающих программ и электронных
учебников, доступных обучаемым с помощью
глобальной (Интернет) и локальных (Интранет)
компьютерных сетей. При этом доля и роль
очных занятий существенно меньше, чем
в описанной выше группе технологий. Это
не означает отсутствие в рассматриваемых
технологиях базовых элементов ДО, например,
индивидуальных комплектов учебно-методических
материалов или разного рода информационных
носителей (в том числе и бумажных). Элементом
обучения здесь являются также очные формы
занятий и аттестации обучаемых. Поэтому
корректнее говорить о комплексных (гибридных)
технологиях с существенным использованием
электронных учебников и обучающих программ,
предоставляемых обучаемым с помощью
компьютерных сетей. Создание и организация
ДО на основе этих технологий, требует
использования развитых специализированных
программных средств (оболочек), позволяющих
создавать и поддерживать электронные
курсы, а также организовывать процесс
обучения на их основе.
Общие характеристики
индивидуального комплекта Все учебные материалы размещены на сервере и доступны при заключении договора для самостоятельного изучения. Через Интернет есть возможность связаться с преподавателем, пройти промежуточные и итоговые тесты. Экзамены сдаются в ближайшем к студенту центре. Учебно-методические материалы сформированы в единую систему обеспечения обучения по программам среднего, высшего, послевузовского и дополнительного образования. Электронные версии учебно-методических материалов размещаются в единой информационно-образовательной среде университета. По отдельным дисциплинам разрабатываются мультимедийные обучающие материалы, которые могут быть размещены на CD-ROM. На базе разработанных учебно-методических материалов с помощью информационно-образовательной оболочки WEB-CT создаются сетевые электронные учебные курсы, которые размещаются на сервере университета. Учебно-тренировочные комплексы предназначены для организации и проведения самостоятельной практической работы студентов с целью закрепления знаний. Электронный учебник
создается с помощью системы
автоматизированного
|
Информация о работе Технологии дистанционного образования в России