Технологии рефлексии в педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:29, доклад

Краткое описание

Все участники взаимодействия садятся в круг.
Педагог задает алгоритм рефлексии:
-расскажите о своем эмоциональном состоянии
по ходу урока и в его конце;
-что нового вы узнали, чему научились;
-каковы причины этого;
-как вы оцениваете свое участие в уроке
(внеклассном деле).
Участники высказываются по кругу в соответствии
с заданным алгоритмом. Педагог своим
высказыванием завершает рефлексивный круг.

Вложенные файлы: 1 файл

Рефлексия.ppt

— 2.53 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

          Технологии рефлексии

                  в педагогическом процессе

 

 

 

 

Рефлексия- от лат. обращение назад, отражение.

 

 

  Рефлексия в педагогике- это процесс и результат

фиксирования участниками 

педагогического процесса состояния  своего развития,

 саморазвития и причин

                                        этого.

 

2

 

 

 

 

Обучение на основе

 

рефлексируемого опыта

Психологи: Д.Боуд, Р. Кеог  и Д. Уокер 

 

«Смысл образовательного 

  пути – рефлексия»

 

Фазы процесса

 

 обучения

3

 

 

 

 

  •  Обращение к опыту как фиксация

                   происходившего без анализа

                                    или интерпретации.

  • Обращение к чувствам и переживаниям,

                      сопровождающим опыт,

                                      их образная констатация.

  • Повторное обращение к опыту,

его переосмысление для формирования

теоретических принципов, выступающих 

                                                             как гипотезы.

  • Представление конкретного опыта,

«выросшего» в результате  рефлексии

пережитого, обретение нового опыта.

 

Фазы процесса обучения

4

 

 

 

 

Формы рефлексии

  • Ретроспективная – выявление и

воссоздание схем, средств  и процессов,

имевших место в прошлом.

  • Проспективная – выявление и

корректировка схем и  средств 

возможной будущей деятельности.

  • Интроспективная – контроль,

корректировка или усложнение 

мыслительных процессов  в ходе

реализации деятельности.

 

(по Ладенко И.С.)

 

5

 

 

 

 

Формы рефлексии

(по Ладенко И.С.)

 

  •   Ретроспективная – осмысление.
  • Проспективная – проектирование.
  • Интроспективная – регулирование

деятельности «здесь и  сейчас».

 

6

 

 

 

 

Компоненты рефлексии

 

Педагог

 

Деятельность

 учащихся

 

Своя 

педагогическая

деятельность

 

Педагогическое

взаимодействие

 

Учащийся

 

Своя

деятельность

 

Деятельность 

педагога

 

Педагогическое

взаимодействие

 

7

 

 

 

 

Функции рефлексии 
/по С.С. Кашлеву/

 

Проектировочная-моделирование, целеобразование.

Организаторская-организация  продуктивной

деятельности и взаимодействия.

Коммуникативная-общение  педагога и 

воспитанника.

Смыслотворческая-формирование  в сознании участников пед. процесса  смысла

их деятельности.

 

8

 

 

 

 

Функции рефлексии 
/по С.С. Кашлеву/

 

Мотивационная- определение  направленности

характера, результативности  деятельности и

взаимодействия учителя  и учащихся.

Коррекционная- побуждение  участников пед.

процесса к корректировке  своей деятельности 

и взаимодействия.

 

 

9

 

 

 

 

Компоненты рефлексии 
1.Фиксирование состояния развития

 

Сферы:

  • Эмоционально-чувственная(положительные,

или отрицательные эмоции-радость, огорчение,

чувство разочарования, успех…..

  • Потребностная-пассивное, или активное

состояние, появилось ли  стремление, желание

к деятельности, к саморазвитию….

  • Мотивационная-насколько деятельность

оказалась личностно значимой, внешние 

и внутренние мотивы.

 

10

 

/по С.С. Кашлеву/

 

 

 

 

Компоненты рефлексии 
1.Фиксирование состояния развития

 

Сферы:

  • Сфера интересов-какие интересы появились,на что они направлены, уровень интереса…
  • Сфера ценностных ориентаций-что явилось

личностной ценностью, как  обогатился спектр

ценностей, в чем проявилась  ценность…

  • Деятельностная сфера-какую деятельность

это взаимодействие провоцирует, какую

корректирует, от какой  заставляет отказаться,

насколько обогащает опыт  деятельности…

 

11

 

/ по С.С. Кашлеву /

 

 

 

 

      Компоненты рефлексии   1.Фиксирование состояния развития

 

Сферы:

  • Гностическая сфера-что произошло со

знаниями (произошло ли  их наращивание,

углубление, систематизация), что нового узнал…

  • Сфера сознания-произошло ли осознание своей деятельности, осознает ли себя субъектом

деятельности/взаимодействия, как изменилась

«Я-концепция» (система представлений  о себе),

самооценка своей деятельности…

  • Сфера умений-какие умения приобрел/не

приобрел, как изменился  уровень умений…

 

12

 

/ по С.С. Кашлеву /

 

 

 

 

 
Компоненты рефлексии 
2.Определение причин и  
причинно-следственных связей 
зафиксированного состояния развития 

 

 

Возможные причины:

  • успешность деятельности /взаимодействия;
  • смена видов деятельности;
  • интересное содержание;
  • благоприятная атмосфера общения;
  • возможность творчества;
  • полилог;
  • диалог;

 

 

13

 

/по С.С. Кашлеву/

 

 

 

 

Компоненты рефлексии 
2.Определение причин и  
причинно-следственных связей 
зафиксированного состояния развития

 

Возможные причины:

  • личностная ценность;
  • значимость обсуждаемых проблем, или

осуществляемой деятельности;

  • инновационные педагогические технологии

 

 

 

 

14

 

/по С.С. Кашлеву/

 

 

 

 

 
 
Компоненты рефлексии 
3. Оценка участниками педагогического 
процесса продуктивности своего  
развития в результате состоявшегося 
взаимодействия. 

 

Мнение о степени, уровне своего развития и влиянии на него отдельных компонентов педагогического взаимодействия (содержания, деятельности, общения,педагогических технологий); установление самим субъектом качества, степени, уровня развития, качества реализованного взаимодействия.

 

15

 

/по С.С. Кашлеву/

 

 

 

 

 
Компоненты рефлексии 
3. Оценка участниками педагогического 
процесса продуктивности своего  
развития в результате состоявшегося 
взаимодействия

 

Критерии оценки- компоненты  состояния

 развития (эмоциональное состояние,

состояние мотивов, деятельности  и т.д.).

 

 

16

 

/по С.С. Кашлеву/

 

 

 

 

Технологии рефлексии 
1. Рефлексивный круг

 

Все участники взаимодействия  садятся в круг.

Педагог задает алгоритм  рефлексии:

-расскажите о своем  эмоциональном состоянии

по ходу урока и в  его конце;

-что нового вы узнали,  чему научились;

-каковы причины этого;

-как вы оцениваете свое  участие в уроке

                                              (внеклассном деле).

Участники высказываются  по кругу в соответствии

с заданным алгоритмом. Педагог своим

высказыванием  завершает рефлексивный круг.

 

17

 

/ по С.С. Кашлеву /

 

 

 

 

Технологии рефлексии 
2. Рефлексивная мишень

 

10

 

5

 

0

 

Деятельность

учащегося

 

Содержание

 

Деятельность

педагога

 

Форма,

   методы

 

 После заполнения мишени, педагог вывешивает ее

и делает краткий анализ.

 

 

18

 

/по С.С. Кашлеву/

 

 

 

 

Технологии рефлексии 
Рефлексивная мишень

 

10

 

5

 

0

 

Желание работать

 

Понимание 

материала

 

Настроение 

на уроке

 

1

2

3

4

1

2

3

4

1

1

2

2

3

3

4

4

Работоспособность

 

19

 

 

 

 

            Технологии рефлексии 
«Мини-сочинение»

 

Возможные темы:

 «Я-в уроке, урок-во мне».

Варианты- «Мое участие», «Мой вклад в урок», «Значение  урока для меня» и т.д.

 «Мои мысли о своем участии в деле».

 «Как я оцениваю результаты мероприятия».

 «Что мне дал этот урок».

 

20

 

/по С.С. Кашлеву/

 

 

 

 

Технологии рефлексии 
Ключевое слово

 

С чем ассоциируется  содержание урока, мероприятие, деятельность  педагога и т.д. 

 

                           «Зарядка»

      Оценка деятельности, или ее компонента

  производится с помощью условных движений.

 

                   «Анкета-газета»

 Оценка выражается на большом листе бумаги в виде рисунков, карикатур, стихотворных строк, пожеланий, вопросов, прозаических текстов-статей и т.д.

 

21

 

/по С.С. Кашлеву/

 

 

 

 

Технологии рефлексии

 

               «Заверши фразу»

 

Во время занятия я  научился

 /почувствовал, приобрел и т.д./….

Игра заставила меня  задуматься….

На занятии мне особенно  понравилось….

Обращение с природой  для меня-это…

 

«Цепочка пожеланий»

 

Предлагается по цепочке  обратиться с пожеланиями к  себе и другим по итогам  взаимодействия, или по поводу  предстоящей работы. Можно при  этом передавать символ.

 

22

 

/ по С.С. Кашлеву /

 

 

 

 

Технологии рефлексии

 

       «Острова»

 

Бермудский

треугольник

 

о. Грусти

 

О. удовольствия

 

о.Тревоги

 

о.Просветления

 

о. Воодушевления

 

О.Неопределенности

 

о. Недоумения

 

о.Радости

 

23

 

/по С.С. Кашлеву/

 

 

 

 

Технологии рефлексии

 

       «Острова»

 

Бермудский

треугольник

 

о. Грусти

 

о. удовольствия

 

о.Тревоги

 

о.Просветления

 

о. Воодушевления

 

о.Неопределенности

 

о. Недоумения

 

о.Радости

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

13

12

14

15

16

17

24

 

 

 

 

                              Технологии рефлексии

Информация о работе Технологии рефлексии в педагогическом процессе