Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:29, доклад
Все участники взаимодействия садятся в круг.
Педагог задает алгоритм рефлексии:
-расскажите о своем эмоциональном состоянии
по ходу урока и в его конце;
-что нового вы узнали, чему научились;
-каковы причины этого;
-как вы оцениваете свое участие в уроке
(внеклассном деле).
Участники высказываются по кругу в соответствии
с заданным алгоритмом. Педагог своим
высказыванием завершает рефлексивный круг.
Технологии рефлексии
в педагогическом процессе
Рефлексия- от лат. обращение назад, отражение.
Рефлексия в педагогике- это процесс и результат
фиксирования участниками
педагогического процесса
саморазвития и причин
2
Обучение на основе
рефлексируемого опыта
Психологи: Д.Боуд, Р. Кеог и Д. Уокер
«Смысл образовательного
пути – рефлексия»
Фазы процесса
обучения
3
происходившего без анализа
сопровождающим опыт,
его переосмысление для формирования
теоретических принципов, выступающих
«выросшего» в результате рефлексии
пережитого, обретение нового опыта.
Фазы процесса обучения
4
Формы рефлексии
воссоздание схем, средств и процессов,
имевших место в прошлом.
корректировка схем и средств
возможной будущей
корректировка или усложнение
мыслительных процессов в ходе
реализации деятельности.
(по Ладенко И.С.)
5
Формы рефлексии
(по Ладенко И.С.)
деятельности «здесь и сейчас».
6
Компоненты рефлексии
Педагог
Деятельность
учащихся
Своя
педагогическая
деятельность
Педагогическое
взаимодействие
Учащийся
Своя
деятельность
Деятельность
педагога
Педагогическое
взаимодействие
7
Функции рефлексии
/по
С.С. Кашлеву/
Проектировочная-моделирование, целеобразование.
Организаторская-организация продуктивной
деятельности и взаимодействия.
Коммуникативная-общение педагога и
воспитанника.
Смыслотворческая-формирование в сознании участников пед. процесса смысла
их деятельности.
8
Функции рефлексии
/по С.С. Кашлеву/
Мотивационная- определение направленности
характера, результативности деятельности и
взаимодействия учителя и учащихся.
Коррекционная- побуждение участников пед.
процесса к корректировке своей деятельности
и взаимодействия.
9
Компоненты рефлексии
1.Фиксирование состояния развития
Сферы:
или отрицательные эмоции-
чувство разочарования, успех…..
состояние, появилось ли стремление, желание
к деятельности, к саморазвитию….
оказалась личностно значимой, внешние
и внутренние мотивы.
10
/по С.С. Кашлеву/
Компоненты рефлексии
1.Фиксирование состояния развития
Сферы:
личностной ценностью, как обогатился спектр
ценностей, в чем проявилась ценность…
это взаимодействие
корректирует, от какой заставляет отказаться,
насколько обогащает опыт деятельности…
11
/ по С.С. Кашлеву /
Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развития
Сферы:
знаниями (произошло ли их наращивание,
углубление, систематизация), что нового узнал…
деятельности/взаимодействия, как изменилась
«Я-концепция» (система представлений о себе),
самооценка своей деятельности…
приобрел, как изменился уровень умений…
12
/ по С.С. Кашлеву /
Компоненты рефлексии
2.Определение причин и
причинно-следственных связей
зафиксированного состояния развития
Возможные причины:
13
/по С.С. Кашлеву/
Компоненты рефлексии
2.Определение причин и
причинно-следственных связей
зафиксированного состояния развития
Возможные причины:
осуществляемой деятельности;
14
/по С.С. Кашлеву/
Компоненты рефлексии
3. Оценка участниками педагогического
процесса продуктивности своего
развития в результате состоявшегося
взаимодействия.
Мнение о степени, уровне своего развития и влиянии на него отдельных компонентов педагогического взаимодействия (содержания, деятельности, общения,педагогических технологий); установление самим субъектом качества, степени, уровня развития, качества реализованного взаимодействия.
15
/по С.С. Кашлеву/
Компоненты рефлексии
3. Оценка участниками педагогического
процесса продуктивности своего
развития в результате состоявшегося
взаимодействия
Критерии оценки- компоненты состояния
развития (эмоциональное состояние,
состояние мотивов, деятельности и т.д.).
16
/по С.С. Кашлеву/
Технологии рефлексии
1. Рефлексивный круг
Все участники взаимодействия садятся в круг.
Педагог задает алгоритм рефлексии:
-расскажите о своем эмоциональном состоянии
по ходу урока и в его конце;
-что нового вы узнали, чему научились;
-каковы причины этого;
-как вы оцениваете свое участие в уроке
Участники высказываются по кругу в соответствии
с заданным алгоритмом. Педагог своим
высказыванием завершает рефлексивный круг.
17
/ по С.С. Кашлеву /
Технологии рефлексии
2. Рефлексивная мишень
10
5
0
Деятельность
учащегося
Содержание
Деятельность
педагога
Форма,
методы
После заполнения мишени, педагог вывешивает ее
и делает краткий анализ.
18
/по С.С. Кашлеву/
Технологии рефлексии
Рефлексивная мишень
10
5
0
Желание работать
Понимание
материала
Настроение
на уроке
1
2
3
4
1
2
3
4
1
1
2
2
3
3
4
4
Работоспособность
19
Технологии рефлексии
«Мини-сочинение»
Возможные темы:
«Я-в уроке, урок-во мне».
Варианты- «Мое участие», «Мой вклад в урок», «Значение урока для меня» и т.д.
«Мои мысли о своем участии в деле».
«Как я оцениваю результаты мероприятия».
«Что мне дал этот урок».
20
/по С.С. Кашлеву/
Технологии рефлексии
Ключевое слово
С чем ассоциируется
содержание урока, мероприятие, деятельность
педагога и т.д.
«Зарядка»
Оценка деятельности, или ее компонента
производится с помощью условных движений.
«Анкета-газета»
Оценка выражается на большом листе бумаги в виде рисунков, карикатур, стихотворных строк, пожеланий, вопросов, прозаических текстов-статей и т.д.
21
/по С.С. Кашлеву/
Технологии рефлексии
«Заверши фразу»
Во время занятия я научился
/почувствовал, приобрел и т.д./….
Игра заставила меня задуматься….
На занятии мне особенно понравилось….
Обращение с природой для меня-это…
«Цепочка пожеланий»
Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.
22
/ по С.С. Кашлеву /
Технологии рефлексии
«Острова»
Бермудский
треугольник
о. Грусти
О. удовольствия
о.Тревоги
о.Просветления
о. Воодушевления
О.Неопределенности
о. Недоумения
о.Радости
23
/по С.С. Кашлеву/
Технологии рефлексии
«Острова»
Бермудский
треугольник
о. Грусти
о. удовольствия
о.Тревоги
о.Просветления
о. Воодушевления
о.Неопределенности
о. Недоумения
о.Радости
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
13
12
14
15
16
17
24
Информация о работе Технологии рефлексии в педагогическом процессе