Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 12:09, реферат
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.
МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ (Таблица 1)
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя. При выдвижении и проверке гипотез диалог выглядит так:
Структура диалога |
Побуждение к выдвижению гипотез |
Побуждение к проверке гипотез | |
устной |
практической | ||
Общее побуждение |
-Какие есть гипотезы? |
-Согласны с этой гипотезой? Почему? |
-Как можно проверить эту гипотезу? |
Пример: рассмотрим продолжение урока математики по теме «Умножение на двузначное число».
АНАЛИЗ |
УЧИТЕЛЬ |
УЧЕНИКИ | |
Постановка проблемы |
Материал для выдвижения гипотез |
Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 = ? |
Разбиваются по группам, начинают работу. |
Побуждение к гипотезам, подсказка к решающей гипотезе. |
Подходит к каждой группе: -Какие есть гипотезы? -С чего надо начать? -Воспользуйтесь |
Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе. | |
Представление гипотез группами. |
Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения. |
Представляют две гипотезы: 50 х 20 + 6 х 1 = 1006 (ошибочная) 56 х 20 + 56 х 1 = 1176 (решающая) | |
Побуждение к проверке. |
-Как проверить, какой из двух способов верный? |
Молчат. | |
Подсказка к плану. |
-Может быть, воспользуемся каким-то прибором? |
Можно проверить на калькуляторе! | |
-Проверьте! Что получилось? |
-При умножении на калькуляторе получилось 1176 (Аргумент). | ||
Вывод |
-Значит, как надо умножать на двузначное число? |
Формулируют правило (Открытие нового знания) | |
Учебник |
-Сравните свой вывод с учебником. |
-Все верно. |
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.
Пример:
Урок русского языка по теме «Самостоятельные и служебные части речи».
АНАЛИЗ |
УЧИТЕЛЬ |
УЧЕНИКИ | |
Постановка проблемы |
Подводящий без проблемы диалог. |
-Прочитайте стихотворение по учебнику. |
Читают |
-Определите, какой частью речи является каждое слово. |
Определяют | ||
-Какие части речи нам встретились? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске). |
-Существительные, глаголы, прилагательные, предлоги, союзы, наречия. | ||
-Какие части речи
не встретились в этом |
-Междометия и местоимения. | ||
-Разделите все известные вам части речи на две группы. Объясните, по какому признаку вы их разделили. (По ходу ответов разносит части речи по двум столбикам). |
-В 1-ю группу входят части речи, к которым можно задать вопрос (перечисляют), во 2-ю – к которым нельзя задать вопрос (перечисляют). | ||
Вывод |
Части речи 1-й группы называются самостоятельными, 2-й служебными (Фиксирует термины на доске). Дайте определение. |
Формулируют определение. (Открытие нового знания) | |
Учебник |
-Сверимся с учебником. Что заметили интересного? |
-Междометия не относятся к служебным частям речи. | |
-Верно. Это особая группа слов. (Фиксирует на доске). |
|||
Задание на формулирование темы |
-Значит, какую новую тему мы только что освоили и сейчас будем закреплять? |
-Самостоятельные и служебные части речи (Тема). |
Однако реальный урок – это не только методы, но еще формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом. Изучены связи методов с такими средствами обучения, как опорные сигналы, учебник и ТСО. В частности, описано, какие бывают опорные сигналы, кто и в какой момент урока их создает и даже на какой части доски их лучше располагать.
Таким образом, технология
проблемного диалога
Заключение.
Дж. Дьюи утверждал, что стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой, либо проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится.
При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:
1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).
Проблемное обучение
• вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;
• способствует развитию познавательной активности;
• осознанности знаний;
• предупреждает появление формализма, бездумности;
• обеспечивает более прочное усвоение знаний;
• делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.
Подробнее о технологии
проблемного диалога можно
Информация о работе Технология проблемного - диалогического обучения на уроках в начальной школе