Технология уровневой дифференциации обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 14:34, доклад

Краткое описание

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение - это:
1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Вложенные файлы: 1 файл

Технология уровневой дифференциации обучения.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

Технология уровневой дифференциации обучения.

 
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение - это:

1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) - это:

1)  создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;

2)   комплекс методических, психолого-педагогических и организационно управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому строится педагогический процесс как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

-   по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);

-   по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);

-  по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);

-   по уровню умственного развития (уровню достижений);

-   по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);

-   по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

В любой системе  обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.

 Существует 2 вида дифференциации: профильная и уровневая. Разновидностью профильной дифференциации является  углубленное изучение того или иного предмета, открытие профильных классов, открытие лицеев, гимназий и т. п.

 В начальной   и основной школе ведущим направлением  дифференциации является уровневая  дифференциация.

  Г. К. Селевко говоря, что все дети "очень различны по своим психологическим данным", выделяет следующие группы детей школьного возраста:

  • малоспособные дети с аномалиями развития задатков, с задержкой психического развития (обучаемость и обученность значительно ниже нормы); такие дети не в состоянии достичь заранее намеченного ЗУН даже за длительное время (составляют до 5 % учащихся; их надо обучать по особой программе с особыми целями);
  • педагогически запущенные дети (настолько слабая обученность, что даже хорошая обучаемость не выводит их на возрастную норму достижений; однако, при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал; их количество по разным оценкам колеблется в пределах 10 – 40%);
  • дети со средним уровнем развития (обучаемость и обученность соответствуют среднестатистической норме; эти дети составляют большинство – 60 – 70%);
  • способные, продвинутые в развитии обучаемости (быстро "схватывают") и обученности (много знают) по сравнению со средней возрастной нормой (это основная часть отличников и хорошистов – 5 – 10%);
  • одаренные, или талантливые - высший уровень обучаемости, (им по силам то, с чем не могут справиться остальные; могут учиться в высоком темпе; составляют 1-3% учащихся).

“Большие коррективы в эту структуру распределения вносят уровень воспитанности детей, социальные условия микрорайона и, наконец, конкретный состав учащихся школы." [3. стр.7] Уровневая дифференциация (далее УД)- это технология, при которой школьники, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, могут усваивать материал на различных уровнях.

  Определяющим при  этом является уровень обязательной  подготовки (то есть тот, минимум,  которым должен овладеть каждый  ученик -государственный образовательный  стандарт, заложенный в учебных программах по предметам).

 На его основе  формируются более высокие уровни  овладения материалом.

     Главной  педагогической установкой УД  обучения является формирование  положительной мотивации у школьников. Все дети могут достигнуть  уровня обязательных  результатов обучения по каждой теме, но эта технология напрямую подразумевает и индивидуальную работу с каждым ребенком.  Учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает право и возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку. Свобода выбора - главная ценность и достояние учащихся. Каким бы ни был выбор ученика- это его выбор, а позиция учителя- рядом с учеником, а не над ним.

Каковы же эти уровни обучения?

1-й уровень – минимальный. Он включает базовые элементы содержания, необходимые каждому ученику для формирования целостного, системного знания основ предмета, для формирования целостной системы мира.

 Этот уровень служит  фундаментом для расширения и  углубления знаний остальных учащихся, он обязателен для всех, не допускает пробелов и недочетов.

2-й уровень – основной  (продвинутый). Он обеспечивает более полное, глубокое представление об изученных на минимальном уровне сведениях, расширяет их за счет введения новых, однако не выходит за рамки общеобразовательных знаний, то есть сохраняет значимость, актуальность для всех учащихся, не предполагает специализацию, но готовит базу для нее. Это оптимальный для большинства учащихся объем знаний.

3-й уровень – творческий. Он включает специальные знания по предмету, адресован учащимся, заинтересованным этим предметом и способным к его успешному углубленному изучению (этот уровень больше подходит для школьников 2 и 3 ступеней, но и в начальных классах есть одаренные ученики, с которыми нужно работать индивидуально, дополнительно).

Уровневая дифференциация дает реальную возможность каждому  ученику использовать право выбора в процессе обучения, выбора своего уровня.

Что это дает детям? Рост качества образования, рост интереса к  предмету, создание комфортности на уроке, развитие учебных умений и навыков, в том числе умения учиться. Уровневую дифференциацию можно организовать в различных формах. В качестве основного пути осуществления дифференциации обучения рассматриваю формирование мобильных групп.     В первой группе на любом этапе работой руковожу постоянно (или консультант- из числа хорошо успевающих учащихся) и непосредственно при полном моем контроле. Использую в основном фронтальные формы объяснения нового материала. Большое значение на этом этапе имеет наглядность. Широко использую метод комментирования,  таким образом увеличивается доля разговорной речи на уроке.  Задания для самостоятельного выполнения обычно снабжаются руководством к действию.

  Во второй группе  комбинирую различные формы деятельности. При усвоении новых знаний учащиеся действуют под руководством учителя. Вместе с тем происходит постепенный переход к самостоятельному выполнению заданий в знакомой и измененной ситуации. Используются творческие задания, которые предполагают фронтальную работу: ответы на проблемные вопросы, формирование вопросов по прочитанному, приведение примеров, иллюстрирующих теоретический вопрос, составление заданий .

В третьей группе основной акцент делаю на развитие самостоятельности  учащихся. На уроке и для домашней работы планирую развивающие задачи; задачи, пробуждающие любознательность, так как в основе технологии лежит также принцип развития познавательных интересов учащихся.

Примеры разноуровневых заданий.

 

Разложите

на множители

Решите методом интервалов

Упростите выражение

 

Первый уровень

X2 -36

(x+1)(x-4)>0

2,5a2b24ab3

 

Второй уровень

0,0025x2 – 1,69y2

(x-8)(x+1)(x2-1)<0

(0,4ab)2a4b8

 

Третий уровень

9x4+6x2y+y2

0,5x(x+1)>(x-1)2

(0,1ab2)3(0,6a2b2)4

 

Вот примерная схема уровней усвоения материала:

Уровень

Оценка

Тип учебной  деятельности

Тип ориентировки

Характер задач

1 минимальный

«3»

Репродуктивный.

Воспроизведение фактов.

Случайные признаки. Узнавание. Припоминание.

Шаблонные

2 продвинутый

«4»

Реконструктивный.

Воспроизведение способов получения фактов.

Локальные признаки. Анализ.

Членимые на подзадачи  с одним типом связей.

3 творческий

«5»

Вариативный. Воспроизведение  способов получения способов.

Глобальные признаки.

Членимые на подзадачи  с явными и неявными связями.


“Ребенком осознается лишь то содержание воспринятого, которое выступает перед ним как объект, на который направлены его действия; лишь тот предмет, который является для человека целью его действий" [5. стр.112].

Поэтому, при организации  работы учащихся с использованием технологии уровневой дифференциации обучения, можно научить ребят добывать знания, что осуществляется при сотрудничестве учащихся и учителя, а не получать их в готовом виде. От одной темы к другой отработка учебного материала и контроль проводятся единообразно, ученики могут заранее планировать свою работу по изучению тем предмета. И именно это больше всего нравится ученикам.

Технология УДО приближает переход школы от "школы кузницы  знаний" к "школе развития личности," с учетом яркой индивидуальности каждого, где комфортное пребывание детей становится такой же основополагающей целью, как усвоение основ знаний по предметам [4. стр.5].

Список использованной литературы:

1. Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей.   – М.: Педагогика, 1996г.

2. Селевко Г.К., Бройде Б.А., Артамонова Р.Б. Дифференциация обучения. – Я.: Ярославль, 1995г.

3.Смолеусова Т. В. Идеи гуманизации на уроках. www.iro.yar.ru , 2003г.

4. Стукалова И.Н. и др. Уровневая дифференциация обучения. – Б.: АКИПКРО, 1996г.

5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Просвещение. 1996 г.

Мамонтова Л.А.школа 2 г. Ярославльучитель математики

 

"Использование элементов  модульной технологии и рейтинговой оценки знаний при дифференциации в обучении математике." 

В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется  спецификой этого предмета. Математика объективно является одной из самых  сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих школьников. В то же время имеется большое число учащихся с явно выраженными способностями к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися, находящимися на двух "полюсах", весьма велик.

 

Как успех учебного процесса в целом, успех дифференцированного подхода в обучении существенно зависит от познавательной активности учащихся, от того, насколько они будут заинтересованы в своей деятельности. Ясное знание конкретных целей при условии их посильности, возможность выполнить требования учителя активизирует познавательные способности школьников, причем на разных уровнях. Если цели известны и посильны ученику, а их достижение поощряется, то для подростка нет ничего естественнее, как стремиться к их выполнению.

Уровень, на котором ведется  преподавание, не надо отождествлять  с обязательным уровнем усвоения материала. Уровень преподавания должен быть в целом существенно выше, иначе и уровень обязательной подготовки не будет достигнут, а  учащиеся, потенциально способные усвоить больше, не будут двигаться дальше. Каждый ученик должен пройти через полноценный учебный процесс. Так, он должен в полном объеме услышать предлагаемый материал со всеми доказательствами и обоснованиями, ознакомиться с образцами рассуждений, на каких-то этапах участвовать в решении более сложных задач.

 Дифференциация осуществляется  не за счет того, что одним  ученикам дают меньше, а другим  больше, а в силу того, что предлагая  ученикам одинаковый объем материала,  устанавливают различные уровни требования к его усвоению.

Информация о работе Технология уровневой дифференциации обучения