Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 12:57, реферат
Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: "Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон". Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Часто люди одновременно вынуждены участвовать в нескольких самых разных конфликтах, ни один из которых не поглощает полностью их личностные ресурсов.
Введение.
Определение конфликта.
Предмет молодежной конфликтологии.
Классификация молодежных конфликтов.
§1. Конфликты в школе.
1.1 Кризис института образования.
1.2 Конфликты "ученик - учитель".
1.3 Конфликты "ученик - родитель".
1.4 Конфликты "ученик - ученик".
§2. Межгрупповые молодежные конфликты.
2.1 Классификация молодежной группы.
2.2 Современное состояние молодежной группы.
2.3 Типология членов молодежной группы.
2.4 Истоки межгрупповых конфликтов.
§3. Заключение.
Список Литературы
2.3 Типология членов молодежной группы.
Социологи, криминологи и психологи
типологизировали членов молодежных групп
и выделили следующее:
1. "Аутсайдер" - человек, попавший
в жизненный тупик, неудачник, не нашедший
признания в формальной группе или организации,
не имеющий возможностей для самореализации.
2. "Маргинал" - одинокая личность,
утратившая индивидуальные социальные
связи, постоянно испытывающая социальный
и психологический дискомфорт.
3. "Конформист" - человек, легко поддающийся
влиянию авторитетов, хорошо адаптирующийся
в новой социальной микросреде, быстро
и без особых усилий усваивающий групповые
ценности и нормы.
4. "Приспособленец" - человек, принимающий
групповые ценности и нормы лишь внешне,
чтобы добиться признания и повышения
статуса в группе, а за счет этого и престижа
в обществе.
5. "Фанат" - человек, преданный ценностям
и символам группы, неукоснительно соблюдающий
принятые здесь нормы и отрицающий все,
что идет в разрез интересам группы.
6. "Борец" - человек, для которого
процесс борьбы за идею значит больше,
чем сама идея, всегда готовый к активным
действиям по защите групповых интересов,
ее автономии и ценностей.
7. "Вождь" - человек, видящий свое
признание в том, чтобы руководить людьми,
претендующий на роль лидера в группе,
проявляющий инициативу организатора
и нередко действительно обладающий для
этого способностями.
8. "Попутчик" - человек, случайно примкнувший
к группе, не до конца определивший свои
ценностные ориентации, руководствующийся
больше солидарностью, нежели групповыми
ценностями и нормами.
9. "Имитатор" - человек, для которого
первостепенное значение имеют внешние
атрибуты и символы объединения, составляющие
для него предмет гордости, при этом он
не слишком утруждает себя анализом групповых
ценностей и целей.
10. "Скучающий" - человек, одним из
мотивов вступления в группу которого
является надежда более содержательно
организовать свой досуг и найти среду
для общения.
В таких компаниях "модель поведения"
убого-примитивная: слабый - пропадай,
сильный - выживай. Под "силой" нередко
понимается групповая расправа над одиночками,
чем-то не угодившими их требованиям.
В молодежных компаниях очень часто высмеиваются
такие качества, как чуткость, внимательность,
отзывчивость и доброта, так как отрицаются
общечеловеческие качества. Отсюда - жестокость,
доходящая порой до садизма, развязность,
оскорбления в адрес "чистых мальчиков
и девочек", которые "сидят дома, читают
книги и хорошо учатся".
2.4 Истоки
межгрупповых конфликтов.
Где же истоки таких отношений? Подводя
итоги надо заметить:
1. Большинство
конфликтов между молодежными группировками
происходят просто из-за разделения лидирующих
позиций (кто главнее). Такие конфликты
явно осознанны, диктуются лидерами групп,
высоко институализированны, а соответственно,
легко поддаются решению и контролю.
2. Другой тип конфликтов - ценностный межгрупповой
конфликт. Напряжение между разными молодежными
группами, принадлежащими разным социальным
слоям и группам, исповедующим разные
ценности и нормы. Такие напряжения редко
переходят в конфликт в связи с тем, что
представители разных социальных групп
редко вступают во взаимодействие.
3. Важно отметить, что с возрастом, усложняются
причины возникновения конфликтов. Как
показывают исследования, дети до 13 лет
практически никогда не говорили о конфликте
ценностей. Это связано с несформированными
жизненными представлениями ребенка,
который еще не в состоянии судить о глобальных
ценностных приоритетах.
§3. Заключение.
Заканчивая работу надо заметить, что
термины межгрупповые конфликты и межпоколенные
конфликты в данном контексте воспринимаются
как синонимы. Так как межпоколенные конфликты
(проблема "отцов и детей") - и есть
та глобальная проблема между молодежной
группой и другими поколениями. Вообще
это извечная тема, извечный конфликт,
который, видимо, ни когда не изжить. Его
можно только изучить и контролировать,
направляя в нужное русло.
Сегодня в России в связи со сменой политической
и экономической ориентации государства,
основные традиционные агенты социализации
находятся в кризисе. Средняя российская
семья не способна качественно выполнять
свою роль, наблюдается резкое падение
ее воспитательных функций. Такие же процессы
происходят и в школе. Отсутствие финансирования
в школе привело к кризису в системе образования
- нехватка учителей, раздаточного материала
и т. п. - все это сказывается на уровне
образования детей. Подростки, вместо
контроля со стороны родителей и школы
оказываются предоставлены сами себе,
на улице, в молодежных неформальных группах.
Отсюда, нарушена связь между поколениями,
агенты социализации не выполняют свою
функцию. Все это ведет к нарастанию конфликтности.
То же можно сказать и о конфликтах внутри
молодежной среды, когда появился новый
феномен: "молодежные разборки" (забить
стрелку) - подростки сами не ведают, что
творят! Резкий рост таких негативных
явлений ведет к дезорганизации общества.
Ведь дети сегодня - это полноценные граждане
завтра, которые должны будут, например,
участвовать в выборах. Так кто же они,
люди будущего?
Список Литература
1. Радугин А. А. Радугин К. А. Социология.
Курс лекций.// М. "Владос" 1995
2. Социология молодежи.// под ред. В. Т. Лисовского
С-Петербург 1996
3. Дементьева Н. Ф. Семья в системе стартовых
жизненных условий старшекласснников.//
Социс 6/95
4. Воронин Г. Л. Конфликты в школе.// Социс
3/94
5. Симонова Л. Способы взаимодействия
старшеклассников с учителями в конфликтных
ситуациях.//Психология учителя. М.,1988.
6. Гатанова Н. Психологические аспекты
разрешения учителями конфликтов с учениками.//Психология
учителя. М.,1988.
7. Основы социологии. Курс лекций./под
ред. А. Г. Эфендиева М.,1994
8. А. Г. Здравомыслов Социология конфликта.
М., 1996
9. Левичева В. Ф. Молодежный Вавилон. М.,
1989.
10. Шепанская Т. Б. Символика молодежной
субкультуры: опыт исследования системы.
СПб., 1993