Типология молодёжных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 12:57, реферат

Краткое описание

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: "Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон". Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Часто люди одновременно вынуждены участвовать в нескольких самых разных конфликтах, ни один из которых не поглощает полностью их личностные ресурсов.

Содержание

Введение.
Определение конфликта.
Предмет молодежной конфликтологии.
Классификация молодежных конфликтов.
§1. Конфликты в школе.
1.1 Кризис института образования.
1.2 Конфликты "ученик - учитель".
1.3 Конфликты "ученик - родитель".
1.4 Конфликты "ученик - ученик".
§2. Межгрупповые молодежные конфликты.
2.1 Классификация молодежной группы.
2.2 Современное состояние молодежной группы.
2.3 Типология членов молодежной группы.
2.4 Истоки межгрупповых конфликтов.
§3. Заключение.
Список Литературы

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика реферат.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

 
2.3 Типология членов молодежной группы.

 
Социологи, криминологи и психологи типологизировали членов молодежных групп и выделили следующее: 
1. "Аутсайдер" - человек, попавший в жизненный тупик, неудачник, не нашедший признания в формальной группе или организации, не имеющий возможностей для самореализации. 
 
2. "Маргинал" - одинокая личность, утратившая индивидуальные социальные связи, постоянно испытывающая социальный и психологический дискомфорт. 
 
3. "Конформист" - человек, легко поддающийся влиянию авторитетов, хорошо адаптирующийся в новой социальной микросреде, быстро и без особых усилий усваивающий групповые ценности и нормы. 
 
4. "Приспособленец" - человек, принимающий групповые ценности и нормы лишь внешне, чтобы добиться признания и повышения статуса в группе, а за счет этого и престижа в обществе. 
 
5. "Фанат" - человек, преданный ценностям и символам группы, неукоснительно соблюдающий принятые здесь нормы и отрицающий все, что идет в разрез интересам группы. 
 
6. "Борец" - человек, для которого процесс борьбы за идею значит больше, чем сама идея, всегда готовый к активным действиям по защите групповых интересов, ее автономии и ценностей. 
 
7. "Вождь" - человек, видящий свое признание в том, чтобы руководить людьми, претендующий на роль лидера в группе, проявляющий инициативу организатора и нередко действительно обладающий для этого способностями. 
 
8. "Попутчик" - человек, случайно примкнувший к группе, не до конца определивший свои ценностные ориентации, руководствующийся больше солидарностью, нежели групповыми ценностями и нормами. 
 
9. "Имитатор" - человек, для которого первостепенное значение имеют внешние атрибуты и символы объединения, составляющие для него предмет гордости, при этом он не слишком утруждает себя анализом групповых ценностей и целей. 
 
10. "Скучающий" - человек, одним из мотивов вступления в группу которого является надежда более содержательно организовать свой досуг и найти среду для общения. 
 
В таких компаниях "модель поведения" убого-примитивная: слабый - пропадай, сильный - выживай. Под "силой" нередко понимается групповая расправа над одиночками, чем-то не угодившими их требованиям. 
В молодежных компаниях очень часто высмеиваются такие качества, как чуткость, внимательность, отзывчивость и доброта, так как отрицаются общечеловеческие качества. Отсюда - жестокость, доходящая порой до садизма, развязность, оскорбления в адрес "чистых мальчиков и девочек", которые "сидят дома, читают книги и хорошо учатся".
 

2.4 Истоки межгрупповых конфликтов. 
 
Где же истоки таких отношений? Подводя итоги надо заметить:

1. Большинство конфликтов между молодежными группировками происходят просто из-за разделения лидирующих позиций (кто главнее). Такие конфликты явно осознанны, диктуются лидерами групп, высоко институализированны, а соответственно, легко поддаются решению и контролю. 
2. Другой тип конфликтов - ценностный межгрупповой конфликт. Напряжение между разными молодежными группами, принадлежащими разным социальным слоям и группам, исповедующим разные ценности и нормы. Такие напряжения редко переходят в конфликт в связи с тем, что представители разных социальных групп редко вступают во взаимодействие.  
3. Важно отметить, что с возрастом, усложняются причины возникновения конфликтов. Как показывают исследования, дети до 13 лет практически никогда не говорили о конфликте ценностей. Это связано с несформированными жизненными представлениями ребенка, который еще не в состоянии судить о глобальных ценностных приоритетах.  
 
§3. Заключение. 
 
Заканчивая работу надо заметить, что термины межгрупповые конфликты и межпоколенные конфликты в данном контексте воспринимаются как синонимы. Так как межпоколенные конфликты (проблема "отцов и детей") - и есть та глобальная проблема между молодежной группой и другими поколениями. Вообще это извечная тема, извечный конфликт, который, видимо, ни когда не изжить. Его можно только изучить и контролировать, направляя в нужное русло.  
Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные традиционные агенты социализации находятся в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Такие же процессы происходят и в школе. Отсутствие финансирования в школе привело к кризису в системе образования - нехватка учителей, раздаточного материала и т. п. - все это сказывается на уровне образования детей. Подростки, вместо контроля со стороны родителей и школы оказываются предоставлены сами себе, на улице, в молодежных неформальных группах. Отсюда, нарушена связь между поколениями, агенты социализации не выполняют свою функцию. Все это ведет к нарастанию конфликтности.  
То же можно сказать и о конфликтах внутри молодежной среды, когда появился новый феномен: "молодежные разборки" (забить стрелку) - подростки сами не ведают, что творят! Резкий рост таких негативных явлений ведет к дезорганизации общества. Ведь дети сегодня - это полноценные граждане завтра, которые должны будут, например, участвовать в выборах. Так кто же они, люди будущего? 
 
 
 
 
 
 
Список Литература 
 
1. Радугин А. А. Радугин К. А. Социология. Курс лекций.// М. "Владос" 1995 
2. Социология молодежи.// под ред. В. Т. Лисовского С-Петербург 1996 
3. Дементьева Н. Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий   старшекласснников.// Социс 6/95 
4. Воронин Г. Л. Конфликты в школе.// Социс 3/94 
5. Симонова Л. Способы взаимодействия старшеклассников с учителями в конфликтных ситуациях.//Психология учителя. М.,1988. 
6. Гатанова Н. Психологические аспекты разрешения учителями конфликтов с учениками.//Психология учителя. М.,1988. 
7. Основы социологии. Курс лекций./под ред. А. Г. Эфендиева М.,1994 
8. А. Г. Здравомыслов Социология конфликта. М., 1996 
9. Левичева В. Ф. Молодежный Вавилон. М., 1989. 
10. Шепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993

Информация о работе Типология молодёжных конфликтов