Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 13:01, контрольная работа
Дети в иудаизме, да, как и в любой другой среде, являются главным сокровищем и самой большой радостью. Ведь дети это будущее, именно они будут продолжать делать то, что делаем мы, именно им придется жить в новом мире, и как и кем они будут всецело зависит от родителей и воспитания.
Эмансипация привела к радикальным изменениям в еврейском воспитании в Западной и Центральной, в меньшей степени и в Восточной Европе. Секуляризация евреев выразилась, в частности, в том, что на смену традиционному хедеру пришла школа, причем даже в еврейских школах в этот период значительное место уделялось преподаванию общих предметов. Нередко секуляризация и ассимиляция заходили столь далеко, что родители вовсе не давали детям еврейского воспитания. Поиски компромисса между европейской и еврейской культурами привели к возникновению реформизма в иудаизме и консервативного иудаизма. Реакцией на отход от традиции была кристаллизация неортодоксального течения, приверженцы которого хотя и не отрицали практической полезности общего образования, но настаивали на необходимости сохранения традиционного воспитания. В Восточной Европе на протяжении 19 в. евреи в подавляющем большинстве сохраняли традиционный образ жизни и традиции еврейского воспитания. Хедер, иешива и синагога продолжали оставаться центральными институтами воспитания еврейских детей. Однако учащались случаи, когда мальчики одновременно учились в хедере и в общей школе. Поскольку девочки не обязаны были изучать Тору, в высших слоях еврейского общества девочки чаще, чем мальчики, получали общее образование. Значительное влияние на воспитание детей в этот период оказывала еврейская периодическая печать.
Формирование в конце 19 в. еврейского национального движения привело к возникновению нового идеала еврейского национального воспитания, которое ставило своей целью переориентацию еврейского религиозного самоопределения на национальное, привитие национальной гордости, готовности к самообороне, возрождение иврита как национального языка, подготовку к поселению в Эрец-Исраэль и занятию там производительным трудом. Разногласия по вопросу об отношении к религии впоследствии привели к возникновению двух систем образования на иврите — светского и национально-религиозного.
В начале 20 в. в Восточной Европе возникло идишистское движение, которое считало язык идиш национальным языком еврейского народа и положило светскую литературу на этом языке в основу еврейского воспитания.
В странах ислама, которые не были затронуты эмансипацией и секуляризацией, сохранилось традиционное еврейское воспитание, которое с конца 19 в. начало сочетаться с общим. Общество Альянс открыло многочисленные еврейские школы, где преподавание велось на французском языке и изучались общие предметы. Поскольку обучение в этих школах сочеталось с религиозным воспитанием и с влиянием традиционной среды, оно не вступало в конфликт с привитыми в семье традиционными еврейскими ценностями. Лишь в Алжире, где евреи получили французское гражданство, французское воспитание стало доминирующим. В Ираке, особенно в Багдаде, в высших слоях еврейского общества на воспитание детей значительное влияние оказывала арабская культура. На протяжении 1-й половины 20 в. увеличилось число девочек, посещавших школы, однако разрыв в уровне образования между мужчинами и женщинами оставался велик.
2.3. Советский период
В Советском союзе школы на иврите и организованное религиозное образование детей были запрещены в конце гражданской войны, хотя в 1920-х гг. во многих местечках продолжали тайно существовать хедеры. В созданных советской властью школах на языке идиш внедрялась советская мораль и принципы «интернационализма». Однако обучение велось на языке идиш и изучалась литература на этом языке, все учащиеся и учителя были евреями, и все это не могло не воспитывать у ребенка чувства принадлежности к еврейскому народу. Впоследствии массовая миграция евреев из районов бывшей черты оседлости во внутренние районы России, где они селились преимущественно в больших городах, и отрыв от еврейской среды привели к росту влияния русско-советской культуры. Большинство еврейских школ закрылось, а родители все чаще предпочитали говорить с детьми на русском языке. Эти факторы постепенно привели к почти полному исчезновению еврейского воспитания в России. Тем не менее, в преобразованной форме традиции еврейского воспитания продолжали сказываться: как и в светских кругах еврейства Европы и США, еврейские родители в России перенесли традиционную приверженность к религиозному образованию детей на светское, и большинство еврейских семей стремилось во что бы то ни стало дать своим детям высшее образование. В отличие от российских евреев, евреи восточных общин на территории СССР (грузинские, горские, бухарские евреи и крымчаки) в гораздо большей степени сохранили традиционный уклад жизни. Хотя запрет на религиозное образование резко понизил уровень еврейских знаний, семейное воспитание продолжало оставаться в этих общинах преимущественно еврейским.
2.4. Период начало перестройки
С началом перестройки в Советском
Союзе (конец 1980-х гг.) появилась возможность
открыто давать детям еврейское воспитание.
Важнейшая особенность воспитания в последние
годы — ярко выраженный общественный характер,
ибо лишь в отдельных семьях сохранились
элементы еврейских знаний, обычаев и культуры,
которые взрослые были бы в состоянии передать
подрастающему поколению. Большое значение
имеет поэтому деятельность возрождающихся
еврейских общин, где сообща семьями отмечаются
праздники и выполняются различные обряды.
Решающую роль не только в образовании,
но и в воспитании детей играют еврейские
школы. Первоначально возникли воскресные
школы, зимние и летние лагеря для еврейских
школьников, затем — дневные еврейские
школы. Первая такая школа была открыта
в 1989 г. в Риге. По данным Института проблем
еврейского образования в Петербурге и Джойнта,
к январю 1995 г. на территории бывшего СССР
число дневных еврейских школ достигло
41, из них 17 в России (12 в Москве и Петербурге)
и 13 на Украине. В тот же период действовало
190 воскресных и вечерне-воскресных школ.
В системе еврейского образования обучались
более семнадцати тысяч детей. Еврейские
школы ставят своей целью привить детям
чувство причастности к еврейскому народу,
к его культуре, религии и традициям. Это находит
отражение в учебных программах. Предметы
еврейского цикла обычно включают еврейский
язык (иврит, идиш), историю еврейского
народа, Танах (в ряде школ углубленно
изучают Талмуд), а также традиционную
и современную еврейскую литературу, еврейское
искусство, музыку, обычаи.
После 1991 г., с образованием СНГ, в системе еврейского образования существуют три направления. Религиозное воспитание и образование развивается благодаря деятельности различных религиозных организаций и движений (консервативного иудаизма, реформизма, хасидизма и др.). Школы этого направления стремятся приобщить учеников к традиционному образу жизни, приучить к соблюдению заповедей.
Советское воспитание и образование, в основном ориентирующее учеников на алию, направлено на облегчение интеграции подростков в израильском обществе. Разработан ряд специальных программ по обучению и репатриации молодежи, которые финансируются главным образом Еврейским агентством.
Еврейское воспитание и образование, развивающееся благодаря усилиям местных еврейских общин, стремится сформировать у детей еврейское самосознание. Учащихся воспитывают в духе традиционных еврейских ценностей, однако без выраженной религиозной окраски, хотя в 1990-е гг. значение синагоги в воспитании детей несколько возросло сравнительно сравнительно с предшествующим периодом.
В реальных условиях развивающегося еврейского образования в СНГ все три направления могут быть представлены в одном учебном заведении.
Еврейскому воспитанию детей в странах СНГ способствует появившаяся там еврейская детская литература на русском языке. Вопросам еврейского воспитания и образования посвящен ежеквартальный журнал «Еврейская школа», который издается Институтом проблем еврейского образования (ИПЕО) в Петербурге.
Система воспитания в Израиле в значительной степени сформировалась еще в период британского мандата в Палестине, причем в ее основе лежали принципы национального воспитания, что обусловило определенный разрыв с традиционным еврейским воспитанием (этот разрыв меньше в системе национально-религиозного воспитания). На воспитание детей большое влияние оказывали молодежные движения (особенно в период до образования государства и в первые годы его существования). В восточных общинах воспитание детей осуществлялось преимущественно в рамках патриархальной семьи, однако переселение в Израиль и приспособление к новым жизненным условиям, как правило, сопровождалось болезненным разрушением традиционного семейного уклада. Хотя семьи европейских евреев в целом легче адаптировались к жизни в Израиле, у них тоже нередко возникали проблемы переходного периода, связанные с отрывом от еврейских традиций и с травмой Катастрофы. В этих условиях роль дошкольных и школьных учебно-воспитательных учреждений была решающей, что, однако, часто приводило к конфликту между семейным и общественным воспитанием. Впоследствии вхождение родителей в жизнь страны и смена поколений постепенно устранили разрыв между общественным и семейным воспитанием.
В нерелигиозных кругах синагога утратила прежнюю воспитательную роль; в ультраортодоксальных кругах поддерживается традиционное еврейское воспитание.
В странах диаспоры в еврейских домах, как правило, говорят на языке окружающего населения, что уменьшает влияние семьи на национальное воспитание детей. Положение усугубляется тем, что во многих еврейских семьях родители не обладают еврейскими знаниями в той степени, которая позволила бы им привить детям традиционные ценности. Тем не менее еврейская семья служит первичным звеном в еврейском воспитании детей — идет ли речь о передаче ребенку религиозных традиций или о привитии ему любви к еврейской культуре и к Израилю.
Воспитательная роль синагоги в диаспоре неодинакова в различных странах. Наиболее значительное влияние на воспитание детей синагога оказывает в США, где она служит центром еврейской жизни; во Франции и в странах Латинской Америки, где активно работают светские еврейские организации, воспитательная роль синагоги менее значительна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существование независимого и сильного еврейского государства служит одним из решающих факторов формирования еврейского самосознания у еврейских детей в странах диаспоры. Развитие связей с Израилем — посещение страны организованными группами еврейских детей, преподавание истории Израиля и ознакомление с израильской жизнью в еврейских школах — все это составляет сегодня органическую часть еврейского воспитания в еврейских общинах во всем мире.
Важнейшая особенность традиций в воспитании детей раннего и дошкольного возраста — ярко выраженный общественный характер, ибо лишь в отдельных семьях сохранились элементы еврейских знаний, обычаев и культуры, которые взрослые были бы в состоянии передать подрастающему поколению. Большое значение имеет поэтому деятельность возрождающихся еврейских общин, где сообща семьями отмечаются праздники и выполняются различные обряды.
Информация о работе Традиции воспитания детей раннего и дошкольного возраста в иудаизме